Теории происхождения государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения государства и права



Методология правоведения

Всеобщий метод

Общенаучные методы

Частно-научные методы

Специальные методы

Функции правоведения

- Гносеологическая

- Эвристическая

- Методологическая

- Воспитательная

- Идеологическая

- Прогностическая

- Онтологическая

Теории происхождения государства и права

Теологическая

Договорная

Психологическая

Расовая

Ирригационная

Патриархальная

Насилия

Органическая

Инцеста

Историко-материалистическая

Характерные черты первобытного общества

Экономика общества Основана на общественной собственности

Структура общества Первобытное стадо Племя Род Союз племён

Управление и власть Общее собрание рода (высший орган управления) Старейшина рода Вождь племени

Нормативное регулирование Обычаи Нормы морали Религиозные нормы Табу Мифы

 

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Восточный

Западный

Основные способы образования права

Санкционирование государством социальным первобытного общества (обычаи, нормы морали, религиозных табу).

Издание специальных документов, содержащих юридические нормы (законом, указов, постановлений).

Создание правовых прецедентов судебными и административными органами в случаи отсутствия правовых норм, предназначенных для регулирования рассматриваемых конкретных жизненных случаев.

Государство это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.

Сущность государства – это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) классовый подход;

2) общесоциальный (общечеловеческий) подход;

3) религиозный подход;

4) национальный подход;

5) расовый подход.

Государственная власть – это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.

Формы осуществления государственной власти

Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).

Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).

Типология государства – это классификация (группировка государств по типам)

Тип государства – это совокупность сущностных признаков и свойств, присущих конкретной группе государств, характеризующих общие закономерности их организации, развития и функционирования.

Цивилизационный подход связан с возможностью отнесения государства к определённой цивилизации. Однако неоднозначность, многоплановость «цивилизации» вызывает множественность критериев типовой классификации государств.

Основание (критерий) типологии:

1.географический;

2.динамика развития;

3.место и роль государства в обществе; социальной природе;

4.временной критерий;

5.направление развития;

6.уровень развития;

7.масштабный критерий.

Типы цивилизаций и государств

Географический

- южные

- северные

- средние

Динамика развития

- динамические

- статистические

- средние

Место и роль государства в обществе, социальной природе

Первичные ( государство является частью базиса – египетская, ассиро-вавилонская шумерская, японская)

Вторичные (западноевропейские, восточноевропейские, североамериканские, латиноамериканские)

Временной критерий

- древние

- средневековые

- современные

Направление развития

- крестьянские

- промышленные

- научно - технические

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

- доиндустриальные

- индустриальные

- постиндустриальные

Масштабный критерий

- Локальные (шумерская, эгейская, индийская)

- Особые (Китайская, западноевропейские, восточноевропейские)

- Всемирная (охватывающая всё человечество)

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Типы общественно-экономических формаций:

1) рабовладельческая общественно-экономическая формация;

2) феодальная общественно-экономическая формация;

3) капиталистическая общественно-экономическая формация;

4) социалистическая общественно-экономическая формация.

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация функций государства.

Структурные элементы механизма государства:

1. государственный аппарат;

2. государственные учреждения;

3. государственные предприятия.

Государственный аппарат - это основной, центральный элемент механизма государства, представляющий систему государственно-властных органов, осуществляющих управление и принуждение в обществе.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

ПРЕЗИДЕНТ

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

ОРГАНЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, осуществляющее государственно-властную деятельность на определённой территории

Классификация государственных органов

1. По территориальному уровню.

2. По способам формирования.

3. По содержанию деятельности.

4. По правовым формам деятельности.

5. По характеру компетенции.

6. По срокам полномочий.

7. По времени осуществления функций.

Классификация органов по территориальному уровню

- федеральные

- региональные

По способам формирования

- избираемые

- назначаемые

По содержанию деятельности

- законодательные

- исполнительные

- судебные

- надзорные

По правовым формам деятельности

- правотворческие

- правоисполнительные

- правоохранительные

По характеру компетенции

- общей компетенции

- специальной компетенции

По порядку осуществления компетенции

- коллегиальные

- единоличные

По срокам полномочий

- срочные

- бессрочные

По времени осуществления полномочий

- постоянные

- временные

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. демократизм;

2. законность;

3. приоритет прав и свобод личности;

4. разделение властей;

5. иерархичность;

6. сочетание выборности и назначаемости;

7. коллегиальность и единоначалие;

8. гласность;

9. научность;

10.профессионализм;

11.равный доступ к службе.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Существует несколько подходов:

1) выделяют внутренние и внешние;

2) постоянные и временные функции;

3) главные и производные и т. д.

Характеристика внутренних функций государства:

1. налоговая;

2. социальная;

3. экологическая;

4. функция охраны правопорядка;

5. функция развития культуры, науки и образования.

Характеристика внешних функций государства:

1. функция обороны государства;

2. функция поддержания мира;

3. функции сотрудничества с другими государствами.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность государственных органов, в рамках которой реализуются функции государства.

Элементы формы государства

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти в государстве, порядок образования высших государственных органов и их взаимоотношения с населением страны.

ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

- монархия

- республика

Монархия – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, порядок образования высших государственных органов и их взаимоотношение с населением страны.

Общие черты монархической формы правления:

1. во главе государства находиться монарх;

2. монарх приобретает власть по принципу престолонаследия;

3. монарх осуществляет власть бессрочно;

4. монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия.

Виды монархий:

Неограниченная;

Ограниченная:

- Конституционная

· Дуалистическая

· Парламентская

- Сословно-представительная

Республика – это форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами государства, избираемыми на определённый срок и несущими ответственность перед населением страны.

Общие черты республиканской формы правления:

1. верховная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом;

2. выборные органы избираются (формируются) прямым либо косвенным способом;

3. полномочия высших представительных органов (парламента, президента) и высшего исполнительного органа ограничены законом сроком;

4. законодательство предусматривает юридическую и политическую ответственность главы государства и других должностных лиц.

Виды республик:

- парламентская

- президентская

- смешанная

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий политико-территориальное устройства государства, обуславливающие особенности взаимоотношения между центральными и местными властями.

Виды форм государственного устройства:

- унитарное государство

- федеративное государство

- конфедерация

Унитарное государство – это единое, цельное государство, состоящие из административно-территориальных образований (области, округа, города, районы), которые подчинены центральным органам власти.

Федеративное государство - это сложное государство, состоящие из структурных образований, обладающих значительной степенью самостоятельности.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, создаваемый на договорной основе для решения вопросов военного, политического, экономического и иного характера.

Политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

Виды политических режимов:

- демократический режим

- антидемократический режим

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

1) Народовластие, т.е. признание народа единственным источником власти в государстве.

2) Гарантированность провозглашённых прав и свобод человека и гражданина.

3) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

4) Гласность в деятельности органов государственной власти.

5) Обеспечение верховенства правового закона, прочной законности и правопорядка.

6) Признание многообразия форм собственности.

7) Принятие решений большинством с учётом интересов мнения меньшинства.

8) Политический плюрализм, в том числе многопартийность, наличие реальной оппозиции.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

1) Господство одной политической партии или движения.

2) Господство одной официальной идеологии.

3) Господство одной формы собственности.

4) Сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод гражданин.

5) Резкое расслоение населения по сословным, кастовым или иным признакам.

6) Низкий экономический уровень обеспеченности основных слоёв населения.

7) Акцент на карательные меры и принуждение.

Виды демократического режима:

- Либерально-демократический режим

- Консервативно-демократический режим

Виды антидемократического режима:

- Авторитарный режим

- Тоталитарный режим

- Фашистский режим

Политическая система общества – это система государственных и негосударственных институтов, а также иных компонентов социальной жизни, осуществляющих политическую власть либо влияющих на её осуществление.

Свойства государства, обуславливающие его особое место и роль в политической системе общества:

1) выступает официальным представителем всего общества;

2) определяет основные направления развития и функционирования всего общества

3)обладает суверенитетом, т.е. Верховенством и независимостью от любой другой власти;

4) выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны;

5) устанавливает правила, обязательные для всех субъектов права, в том числе и субъектов политической деятельности;

6) располагает специальным аппаратом принуждения, обеспечивающим выполнение его обязательных велений;

7) Выступает гарантом реализации правовых норм, в том числе и устанавливающих права и свободы личности.

К ним относятся:

• право на жизнь;

• право на достоинство;

• право на свободу;

• право на личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на выбор места жительства и свободное передвижение;

• право на пользование родным языком и определение национальности;

• право на информацию и защиту информации;

• право на свободу совести;

• право на свободу мысли и слова;

• право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина—его гражданам).

Гарантии делятся:

• на социально-экономические;

• политические;

• юридические.

Социально-экономические гарантии — благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами:

• стабильность;

• высокий уровень экономики;

• развитая сфера обслуживания и др.

Политические гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.

Юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие осу­ществление и охрану прав и свобод:

• режим законности в стране;

• наличие эффективных правоохранительных органов;

• справедливый суд;

• высокая квалификация юристов;

• высокий уровень юридической грамотности граждан.

Международное сообщество выработало не только универсаль­ные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.

Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:

• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);

• Европейский суд по правам человека;

• иные учреждения.

В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:

• конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);

• судебными органами (судами общей юрисдикции);

• органами исполнительной власти (в административном порядке);

• дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;

• путем законной самозащиты человеком своих прав.

В некоторых государствах (в частности западноевропейских) данный механизм дополнен органами:

• административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти и управления);

• трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).

В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод — их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).

Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав чело­века содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в случаях.

- защиты:

• основ конституционного строя;

• нравственности;

• здоровья;

• прав и законных интересов других лиц;

- обеспечения:

• обороны страны;

• государственной безопасности.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов депутатов.

Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.

Судебная власть

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в России существует четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами.

На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ работает только по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127 Конституции).

Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны.

Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства;

2) состязательность;

3) равноправие сторон;

4) коллегиальность.

Местное самоуправление

Местное (территориальное) самоуправление осуществляется в интересах всех, кто проживает в границах территориальных единиц, на которые разделяются субъекты федерации. Оно осуществляется территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления, а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания и сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации.

Ведению самоуправляющихся территориальных общностей подлежат местный бюджет, местные налоги и сборы, собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранные и другие вопросы местного значения.

Лекция 3 Административное право

Административное право самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления.

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают Конституция, федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления).

Метод административного права определяются спецификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица).

Порядок расторжения брака

Расторжение брака (ст. 18 СК РФ) производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака (ст. 24 СК РФ)

1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в п. 1 ст. 24, суд обязан:

определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

Правовая защита детей

СК РФ определил основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания, которые выбирают родители, должны исключать грубое, жестокое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления и эксплуатацию детей.

Законодатель в целях борьбы с нарушениями прав ребенка вынужден вводить такую жесткую меру как лишение родительских прав в отношении родителя (или родителей), кто уклоняется от выполнения своих обязанностей перед детьми или нарушает их права.

Лишение (или восстановление) родительских прав производится судом. Причем восстановление в родительских правах возможно только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет.

По закону возможно ограничение родительских прав по суду, что не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Если жизни и здоровью ребенка существует непосредственная угроза, орган опеки и попечительства вправе немедленно по соответствующему акту органа местного самоуправления отобрать ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится.

При этом незамедлительно уведомляется прокурор и в течение семи дней подается иск в суд о лишении родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Алиментные обязательства

Семейный кодекс РФ содержит большой специальный раздел, нормы которого регулируют алиментные обязательства членов семьи. Алименты — в переводе с латинского — содержание, пища. Как правило, алиментные обязательства возникают при разводах родителей.

Родитель (это чаще всего мать), с которым остались дети, обязан действовать в интересах своего ребенка (детей) и не допускать ограничения их правоспособности, поскольку алименты принадлежат ребенку, а не оставшемуся с ребенком родителю. Последний выступает лишь законным представителем сына или дочери. Но изложенное выше касается одной стороны алиментных обязательств.

В целом же, законодатель установил, что алиментные обязательства обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника — плательщик и получатель алиментов, лишь со смертью одного из них обязательства прекращаются.

Обязанность доставлять средства на содержание нуждающимся членам семьи имеют: оба родителя в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей; взрослые дети в отношении родителей; супруги (в установленном законом случаях — бывшие супруги) в отношении друг друга, при наличии определенных условий — братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении бабушки и дедушки; воспитанники в отношении фактических родителей, пасынки (падчерицы) в отношении отчима и матери. Этот перечень является исчерпывающим.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд возможно нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, которое заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, равно как и законными представителями этих лиц.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и/или иному доходу родителя: на одного ребенка — 25%, на двух детей — 33%, на трех и более детей — 50%.

Суд вправе также определять размер алиментов одновременно в долях к заработку (доходу) родителя и в твердой денежной сумме.

Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях, или из его средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям.

Общей части

Общей части

В общей части закрепляются цели и задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права, понятия преступления, виды преступлений и наказаний и иные институты общие для всего уголовного права.

В особенной части дается исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в РФ преступлениями; объясняются особенности их квалификации (определения степени тяжести); даются перечень и виды наказаний для каждого преступления (конкретное наказание назначает суд с учетом всех обстоятельств дела в рамках санкции статьи).

Уголовный закон РФ действует:

• во времени;

• в пространстве;

• по кругу лиц.

Во времени:

• не имеет обратной силы в отношении преступлений, совершенных до его вступления в силу, если этим ухудшается положение виновного;

• и, наоборот, имеет обратную силу, если устраняет преступность и наказуемость деяния, смягчает положение виновного;

В пространстве — только на территории России (на объектах, приравненных к территории России);

По кругу лиц — на всех лиц, совершивших преступления в РФ (граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства), кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, и за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК под угрозой наказания.

Признаки преступления:

1) наличие деяния — поведения человека (мысли, чувства, помыслы человека не являются преступлением).

Деяние может быть в форме: действия, например кража, либо бездействия, например неоказание помощи лицу, чья жизнь находилась в опасности;

2) высокая степень общественной опасности — ключевой отличительный признак (деяния, имеющие признаки преступления, но не представляющие большой общественной опасности, относят к другим видам правонарушений — например, административным);

3) противоправность — прямое указание данного деяния в качестве преступления в УК;

4 ) вина — психическое отношение к содеянному, наличие всех элементов состава преступления.

Уголовный закон выделяет четыре элемента состава преступления:

1.объект;

2.субъект;

3.объективная сторона;

4.субъективная сторона.

Объект — конкретные общественные отношения, охраняемые УК.

Субъект — лицо, совершившее преступление. Оно должно отвечать ряду требований:

- достигнуть необходимого возраста;

- вменяемость;

- обладать иными специальными признаками (если субъект специальный, например быть должностным лицом, военно­служащим и т. д.).

Объективная сторона — наличие самого деяния и причинно-следственной связи между самим деянием и наступившими вредными последствиями.

Субъективная сторона — психическое отношение лица к содеянному. Оно может выражаться в виде: умысла и неосторожности.

Трудовые отношения:

1) трудовые отношения;

2) отношения, непосредственно связанные с трудом (производные от них).

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Характерные признаки трудовых отношений:

1) наличие особых субъектов —



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.164 с.)