Предпосылки и условия формирования правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки и условия формирования правового государства.



Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на обще­философское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Теории верховенства закона, «господства права» отража­ли стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удава­лось построить общество, в котором право и закон действи­тельно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.

Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невоз­можно, так как государство обладает относительной само­стоятельностью, так же как и право.

Для формирования правового государства должны быть необходимые предпо­сылки:

1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хороше­го, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социаль­ное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) соци­альной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание еди­ной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, введение суда присяж­ных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законно­сти и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и сужде­ний, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демокра­тии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:

а) Достижение высокого уровня политического и право­вого сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого зако­нодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

 

Вопрос 5. Осуществление государственной власти и разделение властей

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Сущность разделения властей

Теория разделения властей является важным звеном в истории развития

буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное

требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы

буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для

"утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения

злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения

или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на

законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих

«властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг

друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов

и в специфических правовых формах.

Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической

власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной

политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать

государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать

аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям,

повседневной практики на основе рационального распределения властных

полномочий между отельными органами государства.

Основные постулаты этой теории оказали большое влияние на разработку

учения о сущности государственной власти, способах и формах ее организации,

механизме взаимодействия органов государства, функционирования политической

системы, на исследование проблем суверенитета, демократии, народного

представительства, парламентаризма и других принципиальных вопросов

государственного права.

Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной

практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789

г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16

подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами

и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция

разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда

буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата

(например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848

гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).

 

Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как

самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период

буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою»

варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем

Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся

мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса

с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где

буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция

разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка

смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала

популярной политической доктриной.

Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ,

среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О

государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так

называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г.,

установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых

своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея,

Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь

отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до

теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание

которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с

феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым,

обуржуазившимся дворянством.

Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк

как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его,

поскольку в результате «славной революции» был практически реализован

локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных

позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного

государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех

общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как

английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал

Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества

в противоположность феодализму.

В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым

ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из

важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение

властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках

одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут

захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими

интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от

законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же

установленных законов.

Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по

управлению государством, Локк различает три власти: законодательную,

исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в

соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для

общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими

государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих

сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в

руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е.

избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и

союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему

содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами,

поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или

гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу

— монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.

е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления.

Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей

прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в

общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а

считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом,

что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

Посредством «правильной» организации государственной власти Локк

стремился сконструировать сложный политический механизм, способный

«уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные

руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном

счете между буржуазией и дворянством.

В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы

о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление

предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые

смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.

Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия

различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении

государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и

противовесов».

Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было

рассмотрено выше.

Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар

Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей

«химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными

народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именно тогда

Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти,

как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от

разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и

отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции

1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и

иностранной военной интервенции.

С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже

открыто выступает против демократических «эксцессов» народного

представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого

условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать

независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей

трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости,

общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция

Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть

гарантирован, если не установлено разделение властей».

 

Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.071 с.)