Современное понятие о финансах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное понятие о финансах.



Современное понятие о финансах.

Финансы экономическая категория.

Финансы – это денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования различных фондов денежных средств.

Не все денежные отношения, существующие в обществе, являются финансовыми отношениями, а только часть из них.

Признаки финансов.

1. денежные отношения.

2. безэквивалентные (неэквивалентные). Нет обмена «товар – деньги». Плательщик ничего взамен не получает. В широком социальном смысле, конечно же, вполне эквивалентные, но не лично тебе хорошо будет, но обществу и тебе как его части – например, дороги улучшат и т.д.;

3. возникают только на стадии распределения общественного продукта. Есть стадии производства, обмена, распределения и потребления. Финансы возникают на стадии распределения. На стадии обмена и потребления действует гражданское право;

4. финансы в денежных потоках движутся исключительно как денежные ресурсы;

5. осуществляются в безналичном порядке (только незначительная часть в наличном порядке – когда физические лица уплачивают налоги);

6. основаны на фондах денежных средств.

 

Финансовая система РФ.

Финансовая система – совокупность фондов денежных средств, обеспечивающая движение денежных ресурсов (совокупность звеньев финансовых отношений, существующих в обществе).

В финансовой системе выделяют следующие звенья:

  1. Централизованные финансы

1) Бюджет.

2) Государственные внебюджетные фонды. (Пенсионный фонд, Фонд обязат.мед.страх., Фонд соц.страх.)

2. Децентрализованные финансы:

1) Финансы предприятий.

2) Финансы общественных объединений.

3) Финансы домашних хозяйств. Здесь финансовая часть связана с инвестированием. Это очень запутанный элемент.

Финансовая система РФ:

  1. Централизованные финансы

1) Бюджет.

2) Гос. внебюджетные фонды. (Пенсионный фонд, Фонд обязат.мед.страх., Фонд соц.страх.)

3) Гос. (муницип.) кредит

  1. Децентрализованные финансы (Финансы гос. (мун.) унитарных предприятий).

 

Предмет финансового права.

Предмет ФП - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – процесс формирования, распределения и использования публичных (государственных и муниципальных) фондов денежных средств.

Публичные фонды денежных средств:

1) Государственный, муниципальный фонды:

- бюджет,

- государственные внебюджетные фонды,

- финансовые фонды гос. предприятий.

2) негос. фонды, выполняющие публичные задачи (фонды гос.корпораций, фонд страхования вкладов физ.лиц в банках, тд), но они не явл. предметом ФП.

Собирание: налоговые и через неналоговые доходы, гос.кредит (пр.: выпуск государственных займов, кредит у иностранного государства)

Использование: выделение средств государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, которые осуществляют определённые гос.функции и задачи.

Предмет финансового права:

1) имущественные отношения (уплата налогов, перемещение денежных средств)

2) неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными (составление проекта бюджета)

Это сближает финансовое право с гражданским. Но финансовое – публичное право. Дискуссия – можно ли использовать частноправовые, гражданские конструкции при применении и толковании финансового (в частности, налогового) права.

Отношения в сфере ф.деятеьности гос-ва и МО:

- Мобилизация (формирование) денежных средств

- Распределение ф.ресурсов гос-ва и МО

- Использование ф.ресурсов

- Контроль за движением ф.ресурсов

- Эмиссия денежных знаков

 

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимо­сти от установленной им компетенции. В ведении федеральных представительных и исполнительных ор­гановгосударственной власти находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо­женное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой по­литики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ).
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и пред­ставительных органов субъектов федерации рассматривают, об­суждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты респуб­лик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ).
Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занима­ется другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Кон­ституции РФ, Федеральный конституционный закон "О прави­тельстве РФ" от 17.12.97 № 2-ФКЗ в ред. от 31.12.97).
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, ме­стногосамоуправления выполняют на соответствующей террито­рии функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, вы­полняя свои основные задачи в определенной сфере деятель­ности, осуществляют одновременно и финансовую деятель­ность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Наряду с органами государственного управления, осуществля­ющими финансовую деятельность в связи с выполнением сво­их основных задач и функций, созданы органы государства специально дляосуществления финансовой деятельности:
Минфин России;
Федеральное казначейство РФ;
Министерство РФ по налогам и сборам;
Центральный банк РФ (Банк России).

 

Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом.

Имущественные отношения традиционно являются составной частью гражданского права. Имущественные отношения составляющие предмет финансового права, имеют, прежде всего, некоторые различия в экономической природе в сравнении с имущественными отношениями, составляющими предмет гражданского права. Во-первых, по своей экономической природе эти отношения - исключительно финансовые, а значит они возникают на стадии распределения общественного продукта. Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права отличаются от гражданского по юридической характеристике. Во-первых, это только те имущественные отношения, которые существуют и развиваются в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Во-вторых, эти отношения основаны не на равенстве и автономии воли участников, как в гражданском праве, а на юридическом неравенстве и зависимости субъектов, действующих не в собственных интересах, а в интересах государства и муниципальных образований. В третьих, юридический объект имущественных отношений в финансовом праве значительно уже, нежели объект имущественных отношений в гражданском праве.

Имущественные отношения, подразделяются на две группы. Первую группу составляют отношения связанные с принадлежностью имущества. Во вторую группу имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, в который входят отношения связанные с уплатой налогоплательщиками налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.


 

Метод финансового права.

В финансовом праве используется императивный метод как основной. Финансовое право – это право публичное. И сама природа этих отношений – конфликтных отношений – не даёт возможности договариваться, ведь интересы сторон настолько различны, что договориться как-то вряд ли получится. Поэтому государство использует властный метод – государство просто понуждает выполнять те требования, которое оно предписывает.

Метод властных предписаний в финансовом праве очень жёсткий. Он даже более жёсткий, чем в административном праве. В условиях товарно-денежных отношений без денег управлять обществом просто невозможно.

По три-четыре раза в год меняются налоговые нормы – чтобы и в бюджете были деньги, и налоги платили, и лазейки и схемы уходов от налогов не оставлять.

В административном праве, как правило, одна сторона даёт властное предписание другой стороне. В финансовом праве не так – обе стороны правоотношений – оба находятся в тисках государства, оно определило, что и как им делать. Над субъектами стоят законы, которым необходимо подчиняться. В административном праве ещё есть свобода усмотрения, а вот в финансовом – считай нет, всё там очень жёстко прописано.

Формально метод властных предписаний в финансовом праве проявляется в следующем:

1. В финансовом праве способом позитивного обязывания (не как в уголовном праве – там запрещается что-то делать). В финансовом праве не идёт регулирование с помощью запретов как способа, а здесь требует, обязывает действовать (обязан уплатить, обязан возвратить, обязан надлежащим образом использовать…).

2. В финансовом праве ярко проявляется конформизм поведения. То есть субъекты в финансовом правоотношении не имеют свободы усмотрения, они строго следуют предписаниям закона.

Но есть и элементы диспозитивности – согласительная комиссия, причём она принимает решение, только если все три стороны согласны. И ещё несколько маленьких диспозитивных методов. Но их всё же маловато, особенно по сравнению с гражданским правом.

 

Принципы финансового права.

Основные принципы следующие:

- принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. В настоящее время идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами, существенному изменению подлежит налоговое законодательство;

- принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.;

- принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. В соответствии с Конституцией РФ в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ; процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия РФ - центра в управлении финансами;

- принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

 

Система финансового права.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансо­во-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в слож­ной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи груп­пируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особен­ностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначе­ние — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потреб­ности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе­ние финансово-правовых норм в определенной последователь­ности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему госу­дарственных органов, осуществляющих финансовую деятель­ность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-право­вые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой дея­тельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой ин­ститут объединяет правовые нормы, регулирующие более УЗКУЮ и близкую по содержанию группу финансовых отноше­ний, чем раздел, (например, в раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» — институты налогов с юридических и фи­зических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджет­ных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирова­ния. Они имеют соответствующие наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило право­вое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней несколь­ких звеньев. В результате государственный бюджет, государ­ственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разде­лов финансового права.

 

ЦБ

- обслуживает счета б.

- осущ.функции генерального агента по гос.ценным бумагам

- разрабатывает и представляет для рассмотрения ГД осн.направления денежно-кредитной политики

- управляет средствами Резервного фонда и Фонда нац.благосостояния

3) Кредитные организации, наделенные властными полномочиями (контроль за порядком ведения кассовых операций, внесение в б.налогов и др.обязательных платежей, осуществление некоторых расчетных операций, предоставление информации в конкретные гос.органы)

4) Организации (предприятия, учреждения)

- право на получение б.ассигнований

- право на получение б.кредитов

- право на участи е сметном процессе

- обязанности по уплате налогов и сборов

- обязанности налоговых агентов

- обязанности по перечислению в б.свободного остатка прибыли

- обязанность предоставлять в налоговые органы информацию

Финансовое правоотношение.

ф.правоотношения – обществ.отношения, основанные на нормах ФП, возникающими в сфере ф. деятельности государства и МО, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публ.интересы.

Особенности ф.правоотношений:

- возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности гос. и МО

- властный характер (одной из сторон всегда явл. уполномоченный гос. орган или МО)

- императивный характер

- имущественный характер (основаны на денежных средствах)

- форма реализации публ.интересов

- в сущности – экономические отношения

Виды ф.правоотношений:

1) по основным фцнкциям права:

- регулятивные (основная масса ф.правоотношений)

- охранительные (в ФП выполняют вспомогательную роль)

2) по характеру ф.-правовых норм:

- материальные

- процессуальные

3) по объекту ф.правоотношений

- имущественные (налоги, сборы, б.ассигнования, субсидии, тд)

- неимущественные (гос.финансовый контроль, проект бюджета)

Структура ф.правоотношений (совокупность составляющих его элементов):

1) субъект – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем ф. прав и обязанностей. Субъекты ф.правоотношений (в лице гос.органов) должны обладать ф.правосубъектностью, которая определяется их компетенцией. Но деликтоспособностью как часть правосубъектности обладают не отдельные органы, а РФ в целом или субъект РФ.

2) объект – то, на что направлено поведение участников, определённое их интересами исходя из их прав и обязанностей.

3) содержание – права и обязанности субъектов ф.правоотношения

 

Понятие бюджетного права.

Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней.

Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм:

1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы.

2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности.

3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права.

4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов.

5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения.

6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс.

С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс.

Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах.

Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе.

Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса.

Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов.

Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы.

То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.


 

Расходы бюджетов.

Ст 6 БК: расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета;

Расходы можно классифицировать по:

1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов) - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по типам функций, которые исполняет государство и местное самоуправление и на которые, следовательно, выделяются бюджетные средства

2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов); эта классификация предусматривает деление расходов на:

Текущие расходы - это расходы на текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплаты заработной платы, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, к ним относятся капитальные вложения в основные фонды (инвестиционные программы, капитальный ремонт), создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);

Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исхо­дя из уже существующих расходных обязательств. Федеральный бюд­жет формируется исходя из расходных обязательств Российской Фе­дерации, бюджет субъектов РФ — исходя из расходных обязательств субъекта РФ, а бюджет муниципальных образований — исходя из рас­ходных обязательств муниципальных образований.

Расходные обязательства — это обязанности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предоставить средства со­ответствующего бюджета физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. согласно зако­нам, иным нормативным правовым актам, договорам и соглашениям (ст. 6 БК РФ).

Расходное обязательство предполагает, что между Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) и субъектом — получателем средств соответствующего бюджета возни­кает материальное правоотношение, где у Российской Федерации есть обязанность предоставить средства бюджета, а у субъекта-полу­чателя — право требовать предоставления этих средств.

 

Дефицит бюджета.

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. Размер дефицита федерального бюджета утверждается законом о федеральном бюджете, а бюджета субъектов РФ и местных бюджетов — соответственно законом о бюджете субъекта РФ и нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год.

Доходы и расходы должны быть сбалансированы, как того требует финансовое планирование, т.е. доходы должны равняться расходам. Такие бюджеты называются бездефицитными бюджетами.

Бюджеты, у которых доходы больше, чем расходы, называются профицитными бюджетами; профицит — это часть денежных средств, составляющая превышение доходов над расходами. Бюджеты, у которых расходная часть превышает доходы, называются дефицитными бюджетами.

БК РФ впервые в российской истории бюджетно-правового регулирования четко установил пределы дефицитов бюджетов различных уровней бюджетной системы и источники финансирования дефицитов.

Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета в соответствующем законе о федеральном бюджете не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников (ст. 94 БК РФ). Внутренними источниками финансирования бюджетного дефицита являются:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в российской валюте;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Россией.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом этого субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Однако, если в законе предусмотрены размеры поступлений от продажи имущества, то предельный размер дефицита субъекта РФ может превысить ограничения (15%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом (решением) представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

В случае утверждения нормативным актом о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение (10%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении.

 

Процедура.

Министерство экономического развития разрабатывает прогноз экономического развития и передаёт Правительству на утверждение. Параллельно идёт послание Президента. Если Правительство утвердило прогноз, то Министерство Финансов начинает составлять проект бюджета. Оно определяет основные расходам главным распорядителям, те – что надо кому конкретно, передают свои данные Минфину, и тогда уже Минфин бюджет весь собирает и отдаёт на утверждение Представительному органу.

Закон о бюджете менее детализирован, чем сам бюджет.


 

Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного.

Можно выделить две стороны этого процесса:

- исполнения бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

- исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм. На первом этапе этого процесса Министерство Финансов составляет сводную бюджетную роспись и эти показатели доводятся до главных распорядителей бюджетных средств, но не напрямую, а через федеральное казначейство. Главный распорядитель распределяет полученные лимиты по нижестоящим получателям. Он доводит до нижестоящих получателей лимиты бюджетных обязательств, опять же через федеральных казначейств. Следующий этап – принятие бюджетных обязательств получателям бюджетных средств. Принятие осуществляется путём заключения гражданско-правовых договорах.

Следующий этап – исполнение бюджетных обязательств. Получатель направляет необходимые документы в казначейство для санкционирования (подтверждения).

 

Понятие налогового права.

Налоговое право — это совокупность финансово-право­вых норм, регулирующих общественное отношение по ус­тановлению и взиманию в бюджеты разных уровней и го­сударственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безэквивалентных денежных платежей.

Предмет налогового права неоднороден. Согласно ст. 2 НК РФ он включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжало­вания актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

Метод налогового права — это обусловленная специфи­кой предмета налогового права совокупность способов, при­емов, средств правового воздействия на налоговые отноше­ния.

В настоящее время сформировались три подхода к отраслевой природе налогового права:

1) налоговое право — правовой институт финансового пра­ва, который обособленно от него рассматриваться не должен;

2) налоговое право — самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибута­ми отрасли;

3) налоговое право — подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Источники налогового права образуют многоуровне­вую, иерархическую систему, включающую норматив­но-правовые акты, международные договоры, судеб­ные прецеденты.

 

Элементы налогообложения.

См. вопрос выше.

Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения; ст.38
  • налоговая база; ст.53
  • налоговый период; ст.55
  • налоговая ставка; ст.53
  • порядок исчисления налога; ст.52
  • порядок и сроки уплаты налога. Ст.57,58

 

Государственная пошлина.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины

1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются:

1) организации;

2) физические лица.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.138 с.)