Выражение диалогичности в журналистских текстах. Фатическая речь. Интимизация повествования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выражение диалогичности в журналистских текстах. Фатическая речь. Интимизация повествования.



Фатическая речь: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Это обмен репликами, содержание которых эмоционально связано друг с другом. Правила определяются собеседниками интуитивно. Он имеют равные права и не стремятся к единой точке зрения, решить проблему. Мало перебивают друг друга. Поддержание разговора может служить самоцелью. Фатическая речь варьируется от близких или не близких отношений:
-между незнакомыми – завязать знакомство.
-между малознакомыми – укрепить
-случайное знакомство – правила вежливости
-хорошо знакомы – поддержка отношений
-друзья или родственники – дать привычке, обмен эмоциями.
Диалогичность(обращение, речевой этикет, морфология, притяжательные и личные мест, побудит высказывания, изъясн придаточные, вводное слово, ритор вопросы, восклицания, вопросно-ответная форма, микротексты).
Журналистский текст принципиально вторичен. Диалогичность – это принципиальное свойство коммуникативного мышления, в ходе которого создается текст. Работа над текстом – взаимодействие смысловых позиций. 1я – сам автор, 2я – адресат, носитель иной смысловой позиции. Происходит внутренний диалог. Адресат – второй участник коммуникации. Заметка – носитель вопросов. Анализ, способ решения – там читатель может быть недоверчив.
Адресат в творческом сознании – это носитель вопросов в информационном тексте. И иных оценок в аналитике. Он может быть не согласен, возможно насмешка. В побудительном тексте он может быть пассивен, иметь иные представления о необходимых действиях.
Активный адресат задает круг тем и проблем в коммуникации, текст создается как ответ на предполагаемые вопросы, ответ на возражение, противодействие бездействие.
Автор выстраивает свою речь как разговор с читателем. В результате, текст – чередование диалогических единств в монологическом тексте.
Виды:
1) вопрос – ответ.
2) Сообщение – оценка
3) Побуждение – реакция
Используется: побуд, вопрос, восклиц предложения.
Диалог:
1) я –вы
2) я –он (позиция 3го лица, предается с помощью косвенной речи, цитат, несобственно-прямой речи)
3) я1 – я2 (альтерэго).
Позиция чужого выражается прямо и косвенно.
Прямо: адресация, те прямое обращение к читателю.Микродиалоги.
Косвенно: фиксация присутсвия читателя(у многих вызовет интерес..), полемичность, оценочность, разговорность речи выдает ориентацию на читателя.
Между смысловыми позициями разные отношения: вопрос-ответ, диалог-согласие, диалог-несогласие.

Функциональные типы речи. Констатация факта.

Описание. Предметное и изобразительное описания. Описание положения дел, внутреннего состояния. Характеристика

Описание

Описательный тип речи складывается из перечисления признаков предмета мысли и речи. Эти признаки оформляются в самостоятельные суждения. Суждения имеют вид предложений. Описание – это констатирующая речь, ему свойственная реальная модальность. (содержание высказывания соответствует действительности)

Описанию не характерно выражение субъективно-модальных значений, отношение автора реализуется за счет отбора деталей.

Виды описаний

1. Предметное описание. В нем будет преобладать лексика с предметным значением. Цель предметного описания – изображения фрагмента вещного мира, в котором разворачиваются события. Виды предметного описания:

· Статическое – описательный порядок слов в предложении (сказуемое находится в препозиции (сказуемое – подлежащее)). Акцент делается на подлежащим и его составе. В статическом описании подчеркивается пространственное расположение предметов. Подлежащее и сказуемое входят в одну синтагму, глаголы десемантизируются (теряют значение) могут быть легко убраны из текста.

Пример:

На западе ещё тлеет заря(акцент), в зарослях волчих ягод кричит выпь(акцент) и на мшарах бормочут и возятся журавли(логический акцент).

· Динамическое – повествовательный порядок слов. Подлежащее потом сказуемое. Акцент падает на состав сказуемого следовательно основное внимание уделяется качественному аспекту мира. В центре внимания краткие прилагательные и глаголы. Предметы динамического описания – запахи, звуки, закономерные (повторяющиеся) движения. Подлежащее и сказуемое входят в разные синтагмы (разделяются паузами)

Пример:

Между тем веселое пламя так вскидывалось и опадало, вспыхивая и заливая светом маленького косца на верхушке голландских часов, что чудилось, что он стоит как вкопанный перед мавританским дворцом, да и все вокруг неподвижно кроме пламени.

Структурно-смысловые описательные жанры

2. Портрет. Описание внешнего вида одушевленного и реже неодушевленного предмета.

3. Пейзаж (общий вид местности). Картина природы

4. Интерьер (описание помещения)

5. Характеристика – перечисление существенных особенностей, признаков кого-либо, чего-либо. Черты характера, свойства предмета, наклонности, род занятий человека.

 

6. Описание положения дел.

Имеет более отвлеченный характер чем описание. Событийная семантика

Цель – создание у читателя представления о положении дел в какой-либо области в определенном временном срезе.

Пример.

Вена. Один из самых музейных городов мира: здесь более двухсот музеев. Произведение Тициана, Веласкеса, Брегиля насчитываются не единицами – залами. И вдруг, именно в этом городе, где художественная среда более чем насыщена, затевается строительство квартала музеев.

Анализ

1.превязка к тексту - вена

2.фиксация временного среза- сегодня

3.раскрывает состояние дел в определенный момент времени, в определенной сфере

4.предложения представляют собой самостоятельные в плане семантики единицы.

5. между предложениями складываются отношения соположений при свободном порядке следования. Если поменяем местами предложение смысл текста не изменится.

7. Описание ситуации общения.

Данный тип речи считается факультативным. Он носит вспомогательный характер.

Цель – описать компоненты ситуации общения. Коммуникаторы в характер речевых действий, сопровождающие речь, мимику и жесты. Описание ситуации общения оформляет начало или конец абзаца и вводит в текст чужую речь. Важным признак – глаголы речемыслительно деятельности.

Пример

Незнакомец поднял голову и, переведя глаза с хозяина на хозяйку, проговорил:

- Ваша дочь, любезный?

- Жена – ответил Джон

- племянница? – переспросил незнакомец

-Жена! – проревел Джон

- В самом деле? – заметил незнакомец – неужели правда?

Он спокойно отвернулся и спокойно начал читать.

Описательный тип речи складывается из перечисления признаков объекта мысли и речи, причем каждый из признаков оформляется в самостоятельное суждение. Констатирующая речь, соответственно доминирует реальная модальность.

Предметное описание

Доминирует лексика с предметным значением. Цель – изображение того фрагмента действительности, в котором разворачиваются события.

Различаются по формальному признаку:

1) Статическое – обратный порядок слов. В сильной позиции оказывается состав подлежащего. За счет этого проходит актуализация подлежащего и относящихся к нему второстепенных членов. Десемантизация глагола – его можно убрать без ущерба для смысла.

2) Динамическое – прямой порядок слов. В сильной позиции – состав сказуемого.

Важно: глаголы несовершенного вида не двигают действие!

Структурно-смысловые описательные жанры:

Могут быть выражены как в форме статического, так и в форме динамического описания.

1) Пейзаж – описание общего вида местности.

2) Портрет – описание внешнего вида одушевленного или не одушевленного предмета.

3) Интерьер – описание помещения.

4) Характеристики – перечисление существенных особенностей или признаков кого-либо или чего-либо.

Описание положения дел

Событийная семантика, одновременность.

Такое описание имеет более отвлеченный характер, чем предметное. Цель – дать читателю представление о положении дел, обстановке в жизни того или иного лица, либо в определенной области.

Характерны:

1) Разговорная лексика

2) Субъективная модальность

Доминирует настоящее вневременное. Описание положения дел привязано к месту и ко времени. Дан временной срез. Предложения представляют собой самостоятельные в плане семантики коммуникативные единицы. Между ними складываются отношения соположения при свободном следовании.

Описание ситуации общения

Носит факультативный характер.

Цель – описать компоненты ситуации общения. Собеседник, жесты, речевые детали. Главное – глаголы речемыслительной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.01 с.)