Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции общественного мнения
Итак, мы говорили о роли, которую играет в жизни общества общественное мнение. Теперь необходимо систематизировать наши представления о функциональном назначении этого института. Иногда исследователи, анализируя функции общественного мнения, различают их по «сферам приложения», то есть по тем областям социальной жизни, в которых общественное мнение действует. Тогда говорят об особой роли общественного мнения в области внешней политики (например, в рамках движения сторонников мира, выступлений общественности против тех или иных акций международной реакции, мощных кампаний в защиту демократов и т. д. и т. п.); об особой роли общественного мнения в области экономики, производства (примерами тут обычно являются обсуждения трудящимися проектов государственных законов, деятельность постоянных производственных совещаний на предприятиях, «стихийные» дискуссии в печати и т. д.); об особой его роли в той или иной сфере общественного сознания (а в главе 1-й мы отмечали, что общественное мнение действует практически в рамках всех форм общественного сознания — в науке и морали, искусстве и праве) и т. д. Однако такой подход кажется неправильным по существу и крайне малопродуктивным с точки зрения практического овладения феноменом общественного мнения. Конечно, существует известная специфика в том, как общественное мнение действует, скажем, в сфере нравственности и в сфере производства. Однако вместе с тем в обеих этих сферах общественное мнение принципиально может выполнять и одни и те же функции, играть одну и ту же роль (к примеру, регулятора общественных отношений). Значит, действительные границы рассматриваемой классификации лежат в иной плоскости, не совпадающей с границами тех или иных областей общественной жизни. Как кажется, применительно к функциональным характеристикам общественного мнения необходимо говорить о нескольких fund amentum divisionis и различать эти функции в зависимости от: 1) характера взаимодействия мнения и тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых; 2) содержания высказываемого мнения и 3) его формы. Ниже мы еще будем иметь возможность подробно говорить о различных сторонах функционирования общественного мнения. Сейчас же дадим лишь самую общую характеристику его функций.
а) экспрессивной (в более узком смысле — контрольной), б) консультативной и в) директивной. а) Экспрессивная функция. Первая из них является, пожалуй, самой широкой по своему значению. Смысл ее состоит в том, что общественное мнение, независимо от того, в каких условиях ему приходится действовать, всегда занимает определенную позицию по отношению к тем или иным фактам и событиям жизни общества и, в частности, по отношению к действиям государства в лице его различных институтов. Эта специфическая особенность придает общественному мнению характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность этих институтов; напротив, последние, независимо от меры реальной власти, которой они располагают, самим объективным содержанием деятельности общественного мнения ставятся в положение контролируемых. Это положение контролера, хотя бы потенциального (а правительства и политики очень часто действуют с оглядкой на общественность), общественное мнение сохраняет за собой всегда — и в тех случаях, когда вроде бы отсутствует необходимый объективный механизм, обеспечивающий эффект подобной экспрессии (такова, в сущности, вся практика деятельности мирового общественного мнения, которое не располагает никакой иной властью, кроме моральной, но оказывается все же нередко весьма эффективным по своим результатам), и тогда, когда общественность поставлена в крайне неблагоприятные политические условия. Наибольшего развития эта экспрессивно-контрольная функция общественного мнения достигает тогда, когда она обеспечивается разнообразными формами контроля и участия трудящихся в управлении социальными процессами. Поэтому применительно к социалистическому обществу об этой функции общественности можно говорить уже не только в широком, но и в узком смысле слова — в смысле наличия организованного контроля масс за деятельностью разного рода социальных институтов.
б) Консультативная функция. Еще более специфической для социализма является консультативная функция общественного мнения. Ее смысл заключается в том, что общественное мнение дает совет относительно способов разрешения тех или иных социальных (политических, экономических и др.) проблем; причем, поскольку такой совет дается институтам власти, предполагается, что последние нуждаются в совете или хотя бы заинтересованы в его получении. На первый взгляд может показаться, что в смысле фактического воздействия на политику общественность в роли консультанта добивается гораздо меньших результатов, нежели когда она выступает в роли контролера: ведь там речь шла о довольно активном давлении на институт власти, в то время как тут налицо лишь совет, не сопровождаемый сколько-нибудь жесткими, а тем более категорическими требованиями. Однако в действительности имеет место обратное отношение. Высказываемое в форме пожелания, а не требования, мнение-совет, как правило, оказывается очень результативным по своим последствиям, и секрет его успеха в том, что интерес к высказыванию здесь часто исходит уже не только от самой общественности, но и от «другой стороны», которая не просто выслушивает помимо нее складывающееся мнение, но сама задает общественности вопросы, и задает с одной целью — использовать (так или иначе) полученные ответы в своей практической деятельности. Функцию консультанта общественное мнение осуществляет и в условиях современного капиталистического общества. Однако, как правило, здесь эта его роль весьма эпизодична и касается лишь некоторых, второстепенных сцен социальной жизни, например, связанных с решением коммерческих вопросов, вопросов бытового обслуживания населения и т. п. К тому же эта функция довольно часто претерпевает здесь своеобразную метаморфозу, выступая в совершенно извращенной форме: «руководящая группа» сплошь и рядом взывает к духу общественности не для того, чтобы проводить политику, соответствующую мнению масс, а для того, чтобы корректировать свое искусство управления массами. В подобных случаях практические результаты оказываются весьма отличными и даже подчас прямо противоположными по своему содержанию тем пожеланиям и советам, которые были высказаны общественностью. Понятно потому, что говорить об эффективности общественного мнения, о его влиянии на поведение «руководящей группы» тут можно лишь в довольно условном или ироническом смысле слова. В иных условиях осуществляется консультативная функция общественного мнения при социализме. Здесь возникает и развивается большое число политических и организационных форм, стимулирующих консультативную деятельность общественного мнения, создающих соответствующую обстановку для такой деятельности и обеспечивающих ее эффективность. в) Директивная функция. То же нужно сказать и о директивной функции общественного мнения, смысл которой заключается в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам бытия, имеющее строго императивный характер. В определенных, очень узких, границах и масштабах эта функция осуществляется уже в капиталистическом обществе, например в референдумах, на выборах и т. д., при условии, что проведение этих мероприятий не сопровождается такими отклонениями от нормы (например, лишение права на высказывание мнения широких слоев населения, фальсификация результатов голосования и пр.), которые приводят к подмене народного общественного мнения мнением лишь некоторых секторов населения страны. В своем же развитом виде эта функция начинает осуществляться только при социализме.
Здесь происходит прежде всего расширение границ той сферы, где общественность может выступать в роли «диктатора». Как и в случае с консультативной функцией, директивные высказывания общественности касаются теперь практически большинства областей социальной жизни — политики и (что особенно важно) экономики, культуры и правопорядка. Но дело не только в этом. В условиях социализма происходит принципиальное повышение удельного веса рассматриваемой функции в системе всей деятельности общественности: в общей массе высказываний народного мнения императивные высказывания начинают занимать все большее место. И эта тенденция кажется решающей в свете процесса перехода общества к коммунизму с его системой общественного самоуправления. «...Демократический принцип организации...— писал В. И. Ленин,— это значит, что каждый представитель массы, каждый гражданин должен быть поставлен в такие условия, чтобы он мог участвовать и в обсуждении законов государства, и в выборе своих представителей, и в проведении государственных законов в жизнь» [80].
а) оценочная, б) аналитическая, в) конструктивная и г) регулятивная. а) Оценочная функция. Первая из них — функция выражения отношения к тем или иным проблемам или фактам действительности — является и наиболее распространенной. Ее выполняют высказывания, как правило, наименее содержательные из всех, что исходят от общественности. Очень часто за ними не стоит ничего, кроме чисто эмоционального, основанного на случайных, внешних моментах и не подкрепленного никакими рассуждениями отношения человека к оцениваемым фактам. Но и в тех случаях, когда вынесение той или иной оценки предполагает большое число содержательных суждений и когда за простым отрицанием или утверждением скрывается сложный анализ явлений действительности,— и тогда все это содержание и весь этот анализ, как правило, целиком утопают в конечном результате. Последний в случае оценочной деятельности общественного мнения представляет собой чаще всего однообразные вариации одобрения или осуждения, похвалы или негодования, выраженных в таких тощих формулах, как «да», «нет», «скорее да, чем нет» и пр.
Одновременно оценочная функция является и наиболее широкой из всех в содержательном отношении. Практически она присутствует во всех без исключения высказываниях общественности, в том числе в весьма далеких по видимости от каких-либо оценок. Это связано с тем, что отношение людей к действительности может быть выражено не только и виде прямой оценки, но и косвенным образом. Так, например, и наших I и II опросах не были зафиксированы прямые оценки деятельности правительства в области внешней и внутренней политики. Однако мы получили ясное представление об отношении людей к этой деятельности с помощью вопросов: «Что должно быть сделано прежде всего для укрепления мира?», «Что бы Вы могли предложить для быстрейшего решения проблем материального благосостояния?» и др. Оценочная функция, рассматриваемая в ее непосредственном виде (прямая оценка), является превалирующей в деятельности общественного мнения всех досоциалистических обществ. Это легко понять, если учесть, что осуществление этой функции не требует сколько-нибудь руководящего положения народных масс в системе социальной жизни, что эта функция вполне совместима с экспрессивно-контрольной ролью общественности и т. д. Вполне понятно и то, что в буржуазной литературе речь идет прежде всего, а иногда и исключительно, об этой оценочной деятельности общественного мнения. Сила традиции оказывается, однако, столь большой, что всецело к этой стороне дела иногда сводят деятельность общественного мнения и иные советские исследователи [81]. Между тем подобное определение неверно уже в применении к условиям капитализма. И тем более, если речь заходит о социалистическом обществе, где общественное мнение характеризуется широким развитием функций и форм. Здесь то, что в предшествующих обществах выступало в качестве всеобщего и господствующего, становится частным и подчиненным, то, что проявлялось прежде лишь спорадически, под влиянием исключительных условий, становится закономерным и постоянным. В частности, это относится и к функциям общественного мнения, выделяемым по признаку содержания. Конечно же, социалистическая общественность сохраняет за собой функцию оценки и выполняет ее весьма часто. Однако суждений типа «за» и «против», вполне пригодных для исполнения роли контролера, оказывается совсем не достаточно, когда речь заходит, скажем, о роли консультанта или «диктатора». Правда, и в этих случаях общественное мнение нередко обходится с помощью оценочных суждений, например когда вся консультация заключается в том, чтобы принять или отвергнуть что-либо, а императивная деятельность сводится к выдаче вотума доверия. Но если общественность дает совет по таким, например, вопросам: «Что должно быть сделано прежде всего для укрепления мира?», «Чем объясняются случаи распада молодых семей?» — и т. д. или если она выносит решение, связанное, к примеру, с распределением жилплощади или, тем более, с выработкой содержания нового закона, то совершенно ясно, что тут она уже не может обойтись простым «да» или «нет». Тут она начинает выступать совсем в иных ролях.
б), в) Аналитическая и конструктивная функции. Одна из них — роль субъекта, анализирующего отношения и факты действительности, другая — роль субъекта, программирующего социальные отношения и процессы. Эти аналитическая и конструктивная функции общественного мнения тесно связаны между собой: вынесение содержательного предложения-решения необходимо требует предварительного изучения рассматриваемого вопроса; с другой стороны, анализ вопроса по существу нередко завершается вынесением конструктивных предложений. У этих функций также много общих черт. Прежде всего, это сам характер мыслительной деятельности, осуществляемой общественностью. В отличие от вынесения мнения - оценки, для которого, как правило, бывает достаточно знаний, сложившихся исключительно на уровне обыденного сознания (например, почерпнутых из молвы), а нередко и чисто эмоционального отношения человека к данной проблеме, осуществление содержательного анализа или вынесение содержательного решения предполагает уже наличие в большей или меньшей степени элементов теоретического мышления. Теперь вынесение суждения по тому или иному вопросу — уже не акт воли («хочется — не хочется»), а акт более или менее творческого знания, включающего определенное понимание (разумеется, оно может быть более или менее глубоким) реальных отношений и определенную систему аргументов (также более или менее четкую), обосновывающих ту или иную позицию. Вместе с тем аналитическая и конструктивная функции и не совпадают друг с другом по своему содержанию. Конструктивное мнение, выносимое общественностью в отношении решения того или иного вопроса, является значительно более сложным по своей структуре, поскольку оно заключает в себе определенную аналитическую деятельность и сверх того выражает в обобщенном, более или менее проанализированном виде непосредственный опыт масс. г) Регулятивная функция. Наконец, среди функций общественного мнения, связанных с содержанием его деятельности, следует выделить и так называемую регулятивную функцию. Ее смысл состоит в том, что общественное
мнение вырабатывает (или ассимилирует, заимствуя со стороны — из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждает определенные нормы общественных отношений. Как таковая, эта функция может затрагивать и деятельность целых коллективов — государственных институтов и общественных организаций, но главное ее направление — регулирование поведения отдельных лиц, как в плане взаимоотношений между личностью и коллективом, так и в плане взаимоотношений между личностями. В узком смысле слова это функция воспитания. Причем в отличие от рассмотренных выше функций, которые в той или иной мере также с необходимостью заключают в себе момент морального воздействия на людей и организации, регулятивная функция является воспитательной par excellence. В ней больше нет никакого иного содержания. Она осуществляется и тогда, когда общественное мнение молчит, когда оно ничего не оценивает, не анализирует и не предлагает. В известном отношении это определенный свод принятых обществом (или данной общественной группой) правил и законов, очень часто неписаных, которые как бы висят в воздухе, определяя поведение индивидуума. Общественность обращается к этому своду лишь с целью внедрения его в сознание людей, причем делает она это и в виде «профилактики»— поучений, пропаганды образцов и т. д., и — особенно эффективно — в виде осуждения и наказания, подвержения моральному остракизму лиц, которые нарушили этот кодекс. Что же касается формы практического осуществления этой функции, то это может быть и экспрессия, и консультация, и диктат. Регулятивная функция общественного мнения является одной из самых древнейших. Во всех досоциалистических обществах, в рамках общества в целом и, особенно, в рамках отдельных социальных групп, общественное мнение, независимо от формы его существования и выражения — будь то мнение рабочего коллектива с его специфическим представлением о том, «что такое хорошо и что такое плохо», или народный обычай, уходящий корнями в седую древность и приобретший поэтому характер незыблемой нормы поведения, или просто ходячее представление,— играет самую серьезную роль в качестве источника и регулятора человеческих поступков. Вместе с тем в условиях социализма эта функция характеризуется некоторыми новыми моментами. Прежде всего, здесь вместо множества частных «систем ценностей», отражающих дискретную структуру антагонистического общества, вырабатывается единая система морали, которая составляет основу имеющего тенденцию к единству общественного мнения, складывающегося по тем или иным проблемам нравственности. Иными словами, раньше общественное мнение по вопросам морали, как правило, функционировало в границах той или иной группы, в рамках того или иного социального круга, к которому принадлежал человек; причем поскольку эти группы и круги имели зачастую характер цеховой корпорации, постольку общественное мнение целиком замыкалось в их пределах, не распространялось на членов других групп, считалось не обязательным для них. Теперь же, по мере устранения социальных и кастовых перегородок между людьми, вырабатываются единые взгляды, и уже в силу одного только этого обстоятельства общественное мнение приобретает несравненно больший вес. Его суждения становятся всеобщими, обязательными для всех без исключения членов общества. Огромное значение имеет и то, что с социализмом вообще происходит принципиальное усиление элементов коллективизма во всех аспектах жизни индивида, разрушение прежнего замкнутого характера так называемой «частной жизни». Человек начинает становиться в полном смысле слова коллективным существом, и естественно, что мнение коллектива, в котором он живет и трудится, приобретает для него решающее значение. Наконец, третьим дополнительным моментом является то, что при социализме значительно расширяется сфера нравственной жизни и, следовательно, границы той области, где общественное мнение выступает в качестве воспитателя и регулятора человеческих отношений. В эту область начинает входить, в частности, сфера труда. Как указывал В. И. Ленин, в капиталистическом обществе было «неизбежно создание такой психологии, что общественное мнение трудящихся не только не преследовало плохую работу или отлынивание от работы, а, напротив, видело в этом неизбежный и законный протест или способ сопротивления непомерным требованиям эксплуататора» [82]. Напротив, при социализме все эти вопросы, касающиеся качества труда, трудовой дисциплины, отношения человека к делу и др., становятся предметом постоянной заботы общественности.
а) позитивной и б) негативной. а), б) Позитивная и негативная функции. В первом случае общественное мнение играет роль субъекта, так или иначе программирующего социальные процессы, во втором — роль субъекта, выступающего с негативным заявлением и не предлагающего взамен никакой своей программы. Отчетливее всего разницу между этими функциями можно видеть на примере консультативной или директивной деятельности общественного мнения. Но это относится и к деятельности общественного мнения вообще. Выражая свое отношение к чему-либо, подавая совет или вынося категорическое решение, оценивая, анализируя что-либо или регулируя отношения между людьми, общественное мнение в конечном счете всегда прибегает к двум формам своего выражения: к поощрению, поддержке, утверждению или к осуждению, отказу в поддержке, отрицанию. Например, имея в виду воспитательную роль общественного мнения, В. И. Ленин подчеркивал, что оно может, с одной стороны, популяризировать и рекламировать лучший опыт, воспитывать массы «на живых, конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» [83], а с другой — выносить «на общий суд неаккуратных, отсталых, неумелых работников данного предприятия, или учреждения, или отрасли хозяйства и т. п.» [84]
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.019 с.) |