Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника. Поделки на основе цилиндра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника. Поделки на основе цилиндра



Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скрученную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнительные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем только мысленного объединения основы и деталей, а другие — путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: «Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голубые и круглые, зайчик чего-то испугался...» Такие речевые высказывания имеют важное значение для понимания и передачи характера создаваемых образов. Они также помогают ребенку эмоционально включиться в практическую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верхние углы для получения округлых ушей медведя, другие — надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному одни и те же детали, дети могут получать новые образы. Все это говорит о творческих проявлениях детей.

Примерный конспект занятия «Волшебные цилиндры»

Программное содержание. Познакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Поделки по теме «Цирковые животные»

Подготовка к занятию. Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую среду, плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовятся фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказ.

В поселке том, где жили гномы,
Все было плоско: водоемы,
Дома, поляны и дубы,
И грядки, и в лесу — грибы.

Коровы, козы, даже кошки —
И те смотрелись как лепешки...
И вот сюда из-за морей
Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры
Похожи были на цилиндры.
Увидев их, подумал Гном,
Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле телеграмму,
Где слезно просит эту даму
Решить задачу: как ему
Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному отвечала:
«Берем простой квадрат сначала,
Прямоугольник мастерим.
Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,
В цилиндр закрутим, понимая,
Что две коротких стороны
Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», — подумал Гном. В субботу
Он смело взялся за работу.
Собачку сделал. И она
Была размером со слона.

Во время чтения этой истории показываются фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрируется преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем педагог предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее детям показываются заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.

Второй этап обучения

Его цель — формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи проблемного характера. Решение этих задач требует не только «прямого» переноса знакомых способов в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.

Все четыре занятия имеют единую структуру. Так, вначале детям предъявляют готовые образцы новых для них поделок, которые они вместе с воспитателем анализируют и выделяют общий способ их изготовления, затем дети сами выбирают понравившуюся им поделку и выполняют ее. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает все работы, обращая особое внимание на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Важно, чтобы в процессе такого обсуждения дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Так, например, одна из девочек говорит: «Мой волк такой же, как и у Пети, — сделан из треугольника. У него большие злые желтые глаза, острые уши и огромная пасть. Но только у моего волка — пушистая шерсть, я разрезала углы треугольника ножницами, а у Петиного — гладкая, он не разрезал...»

На первом занятии педагог дает детям образцы новых поделок: рыбку, пароходик, кувшинку, птичку, не объясняя (как и на всех других занятиях этого этапа) процесса их изготовления. Дети сами должны обнаружить основной, уже известный им способ, найти приемы его изменения: отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др., а также изготовить дополнительные детали для передачи образа.

На втором занятии этого этапа воспитатель дает детям четыре образца поделок по теме «Цирковые животные»: свинка, слоненок, медведь, собачка — и после их анализа предлагает сделать любую. Чтобы выполнить это задание, детям необходимо видоизменить фигуру, полученную способом скручивания прямоугольника в цилиндр, — надрезать цилиндр, отогнуть клапаны и самим изготовить дополнительные детали.

Решение третьей задачи на следующем занятии предполагает использование детьми двух знакомых им способов: закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых сторон прямоугольника к его центру. Эти способы дети должны увидеть сами при анализе образцов, найти нужную их комбинацию и прием соединения. В результате дети делают следующие поделки: цистерну, самолет, фигурки животных и др.

На четвертом занятии предлагаются новые готовые поделки, включенные в композицию: «Интерьер мебельного магазина». Для их изготовления дети сами должны сделать несколько цилиндров, разных по размеру, и объединить их в разные комбинации.

В начале этого этапа обучения не все дети сразу могут обнаружить знакомый способ в новых готовых поделках. Воспитатель, поддерживая правильные суждения других детей, помогает им с этим справиться.

Некоторые дети могут вносить в заданные образцы изменения с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание углов и т.п.) и деталей. При общем обсуждении готовых детских работ важно обратить на это внимание всех детей.

Третий этап обучения

На третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная, фольга и др.) и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. И если даже дети повторяют тематику, то, как правило, каждая из их поделок отличается от предыдущих структурой конструкции. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Например, делают не просто собачку, как это было ранее, а кокетливую цирковую собачку в воздушной короткой юбочке, с большим бантом на шее и с высоко поднятой мордочкой.

Некоторые дети наряду с уже знакомыми игрушками делают и новые, простые по структуре, но образные и выразительные. Другие могут делать несколько поделок и объединить их в композицию.

Воспитатель помогает детям включать поделки в разные виды деятельности, побуждая их к созданию новых, дающих возможность наиболее полно раскрыть игровой сюжет, театрализованное действие и др. Такое включение полезно организовывать на каждом занятии (а не только на занятии по замыслу), причем важно постоянно создавать композиции из отдельных поделок, сделанных детьми.

Так, например, включение фигурок забавных животных в игру, развертывание ее сюжета побуждает детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через реку, колодца и др.

В конце учебного года можно провести еще одно занятие по созданию гирлянд техникой киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по-разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.011 с.)