Структура самомознания в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура самомознания в детском возрасте



Самосознание (Я - концепция) - это "существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду" (4. С.38). В структуре самосознания выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную (содержание самосознания) и оценочную (самооценка).

Содержание самосознания - это знания представления о самом себе (о своих качествах и свойствах, о строении тела, половой принадлежности и т. д.) и о своих возможностях в различных видах деятельности ("что я могу делать"). Источники формирования представлений о себе в детском возрасте: собственная активность ребенка и суждения, высказанные о нем другими людьми. Знания, приобретенные ребенком в собственном опыте, носят конкретный и непосредственный характер, касаются возможности выполнения определенной деятельности и поведения в знакомой ситуации ("Я темноты не боюсь", "Мне нравится играть с моей подругой Галей","Я умею прыгать и играть в шашки"). Знания о себе, усвоенные ребенком от окружающих, представляют собой более обобщенные характеристики, они опосредованны представлениями и опытом других людей, имеют эмоциональную окраску ("Я смелый и сильный", "Я хорошо учусь и немножко умная", "Я красивая"). Развитие содержания самосознания идет от нерасчлененности, смутности представлений и неспособности ребенка выделить и осознать присущие ему качества к точному и правильному пониманию своих индивидуальных особенностей. Формирование адекватных представлений о себе во многом зависит от умственного развития ребенка, в частности, способности выделять и осознавать свои качества и результаты собственной деятельности.

Представления ребенка о себе можно исследовать с помощью методики Е.З.Басиной (10. С.59), в которой ребенку предлагают ответить на пять вопросов.

1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь, что тебе нравится?

2. Что ты больше всего на свете не любишь? Чего ты не любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Анализ ответов ребенка позволяет выявить: широту представлений о себе (по количеству названных качеств); дифференцированность представлений о себе (называние качеств, характеризующих ребенка в различных видах деятельности и в различных ситуациях); уровень осознанности и критичности суждений о себе, соотношение реальных и идеальных представлений.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального Я - "какой я есть"), но также и представления о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального Я - "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального Я с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. В психологии самооценкой принято называть "отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости" (1. С.36). Положительная самооценка основана на самоуважении человека, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в его представления о себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Источником фомирования самооценки ребенка являютя суждения о нем окружающих людей и, в первую очередь,"значимых" для него взрослых. Взрослые оценивают результаты деятельности и поведение ребенка, давая им непосредственную оценку ("плохо", "хорошо", "красиво", "некрасиво" и т.п.) и опосредованно, через культурно-заданные стандарты, фиксированные в языковых значениях. Например, слова "скучный", "толстый", "ленивый" - содержат скрытыю негативную оценку, в то время как "умный", "смелый", "надежный" - позитивную. Невербальные эмоциональные реакции окружающих на какие-то поступки ребенка и результаты собственного опыта также оказывают влияние на формирование его сомооценки.

Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального "Я" проводят с помощью одного из вариантов методики Дембо-Рубинштейн (10. С.59). На листе бумаги чертят вертикальную линию. Для удобства анализа и интерпретации данных можно разделить ее на девять равных отрезков, выделив верхнюю и нижнюю границы и середину. Ребенку дают следующую инструкцию: "Здесь расположены все люди на свете от самых хороших до самых плохих (сопровождается движением руки вдоль отрезка сверху вниз), от самых плохих до самых хороших (движение руки вдоль отрезка снизу вверх); на самом верху находятся самые хорошие люди на свете, в самом низу - самые плохие, посредине - средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь свое место." После того, как ребенок сделает пометку, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть."

Используется стандартный набор характеристик: "хороший - плохой", "добрый - злой", "умный - глупый", "сильный - слабый" "смелый - трусливый", "самый старательный - самый небрежный". Количество характеристик можно сократить. Результаты, полученные по методике Дембо-Рубинштейн, сопоставляют с результатами методики Басиной.

На основе частных самооценок, относящихся к отдельным качествам и конкретным видам деятельности, формируется общая самооценка личности - обобщенное отношение к себе как индивидуальности в целом. Обощенная самооценка впервые возникает в старшем дошкольном возрасте и определяет принятие себя. Одним из показателей принятия (или непринятия) себя является отношение к своему имени. Как замечает В.С.Мухина, собственное имя ребенка представляет некую индивидуальность в отличие от других. Петр - имя, которое отличает Петра от Ивана, Николая, Василия и прочих. "Психологически для ребенка его имя - это он сам. Вне имени ребенок не представляет себе самого себя" (4. С.306). В зависимости от того, нравится ребенку его имя или нет, можно судить о характере его самооценки, о том, в какой мере он принимает себя, как к себе относится.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний, котоpый определятся уровнем трудности выбираемых целей.

Выявлены две противоположные реакции на неудачу в деятельности. В одном случае, не достигнув поставленной цели, человек снижает свой уровень притязаний и выбирает цели заведомо ниже своих способностей. В другом случае неудача оказывает стимулирующее влияние и способствует выбору трудной цели или незначительному снижению степени ее сложности. Стремление в любой деятельности избегать неудач или желание во что бы то ни стало добиться успеха - относительно устойчивые характеристики личности, определяющие две различные стратегии поведения. Успех и неудача начинают оказывать влияние на особенности деятельности ребенка только в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются основы уровня притязаний будущей личности.

Содержательный и оценочный аспекты самосознания (представления о себе и отношение к себе) являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.005 с.)