Экономический кризис конца 1920г.-начала 1921 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический кризис конца 1920г.-начала 1921 г.



Введение.

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна, потому что экономика является одним из блоков ЕГЭ по обществознанию и немаловажным аспектом в подготовке к ЕГЭ по истории.

В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства, а также в росте предпринимательства и капиталов. В России, одновременно с другими капиталистическими странами, происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Россия к началу XX в. из отсталой аграрной страны стала аграрно-индустриальной державой. Она вошла в пятерку крупнейших государств по объему промышленной продукции наряду с Англией, Францией, США и Германией и все глубже погружалась в мировую систему хозяйства.

Перед работой над проектом я выдвинула следующую гипотезу: действительно ли экономика России переживала период, какой не переживала никогда?

Так же я поставила перед собой цель осветить основные этапы социально-экономического и политического развития России в XX веке. А для реализации своей цели я поставила следующие задачи:

§ Рассмотреть динамику развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта России в XX веке.

§ Рассмотрение экономических проблем России, а также социально экономического развития России в XX веке.

§ Политическое развитие России в XX веке.

§ И в заключение, подведение итогов проекта.

 

 

Теоретическая часть.

Первая половина XX века.

В начале XX века Россия приблизилась к новой фазе своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, вступив в монополистическую стадию. Он затронул все стороны экономической, политической и социальной жизни страны. Россия, в отличие от других государств, имела несколько особенностей монополистического капитализма, которые я бы хотела осветить.

Во-первых, неоднородность. Экономика России с ее отсталым аграрным сектором, который сохранял прежние полукрепостнические формы собственности и методы ведения хозяйства, сочеталась с современной капиталистической промышленностью и финансово-банковской системой.

Концентрация крупных предприятий сохранялась лишь в пяти районах, что контрастировало с огромными неосвоенными территориями России. Как следствие, неравномерное развитие страны по районам.

Во-вторых, сравнительно невысокая активность в вывозе капитала за приделы страны. Это объяснялось недостатком отечественного капитала и достаточно широкой возможностью их внутреннего вывоза на Север европейской России, а также в Среднюю Азию, Азию и Сибирь. Через отечественные банки проникали в Россию иностранные инвестиции, становясь частью капитала Российской Империи. Весь капитал вкладывался в промышленное производство, а именно в машиностроение, добывающую и обрабатывающую промышленность. Подобная ранжировка капитала способствовала экономическому росту страны и ускоряла индустриализацию.

В-третьих, в стране создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.

В-четвертых, глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей.

Далее я хотела бы обратить внимание на промышленность, которая в первой половине XX века характеризовалась цикличностью. В 1900-1903-х годах в Российской Империи разразился масштабный кризис. Еще летом 1899 г. банкротство многих фирм повлекло за собой для ряда банков серьезные материальные убытки. Вместе с тем усилилось истребование денег из банков вкладчиками. Банки стали воздерживаться от кредитования предприятий, в том числе промышленных, повсеместно начал ощущаться недостаток свободных денежных средств. Напряжение на денежном рынке продолжало усиливаться и к концу 1899 года стало особенно острым. Кредит резко вздорожал. Государственный банк поднял учетную ставку. Для противодействия этому министерство финансов по инициативе Витте создало специальный банковый синдикат[1] во главе с Государственным банком с капиталом в 5,5 млн. Однако данные мероприятия так не смогли остановить развитие кризиса.

Кризис начал сопровождаться банкротством. Так с 1900 по 1903 годы закрылось около трех тысяч предприятий, что повлекло за собой огромный поток безработицы (только в обрабатывающей промышленности было уволено около 35 тысяч человек). Также помимо банкротства кризис выразился и в падении цен на основные виды продукции, а так же резким сокращением производства, низкой заработной платой, крахом банков, акционерных предприятий (если в 1899 г. было учреждено 325 акционерных обществ, то в 1902 году – всего 78), сократилось строительство железных дорог, пострадали сельскохозяйственная, металлургическая и нефтяная промышленность.

В связи с этим процесс монополизации начал ускоряться. Начали создаваться монополии, основными формами которой были: синдикаты такие как «Продамет», «Трубопродажа» (созданы в 1902 г. в металлургической промышленности), «Продуголь», «Нобель-Мазут»(синдикаты добывающей промышленности), помимо синдикатов были созданы картели[2], появившиеся в России еще в конце XIX века, например «Продпаровоз», объединившие в 1901 г. Путиловский, Брянский и другие паровозостроительные заводы и тресты[3] с преобладанием германского капитала монополизировали электротехническую отрасль России («Сименс»).

В 1904-1908 годах Россия переживала депрессию. Это было вызвано революцией 1905-1907 года, которая подорвала производство, разорила сельское хозяйство. Также на подобное состояние России повлияла русско-японская война 1904-1905 гг., т.к требовала огромных затрат на ведение.

Вскоре начался очередной промышленный подъем в 1909-1913 годах. Причин этому было несколько. Во-первых, отмен выкупных платежей 1906 г., в результате увеличилось покупательная способность населения. Во-вторых, рост военных заказов правительства в связи с обострением международной обстановки. Монополизация в этих условиях начала углубляться. Начали образовываться новые синдикаты, такие как «Проволока» и «Электропровод», тресты и концерны[4]. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. Объем производства к 1913 году вырос в 5-13 раз, благодаря широкому вложению финансовых средств. Таким образам, Россия лидировала по темпам роста отдельных промышленностей.

Далее я бы хотела подробнее рассмотреть каждую из отраслей промышленности.
Машиностроение. К 1913 году Россия занимала 4-е место в мире по машиностроению. Что касается транспорта, то Россия не претерпела никаких изменений. Ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров пока что занимал железнодорожный транспорт. Правда строительство железных дорог пришлось прекратить из-за нехватки средств. Незначительно увеличилось количество шоссейных дорог, но Россия еще оставалась страной проселков. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий. Немаловажную роль играли морской и речной флот. Речной флот был достаточно развит, оснащен и превосходил по численности другие мировые флотилии. Морской же флот был немногочисленным, поэтому основную часть грузов перевозилась иностранными кораблями.

Сельское хозяйство. Ведущую роль в экономике страны по-прежнему играло сельское хозяйство. В данной отрасли было занято 82% населения. Россия занимала первое место в мире по объему продукции. На ее приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Сельское хозяйство имело несколько особенностей. Во-первых, месторасположение России — «зона рискованного земледелия», во-вторых, маломощность основной массы крестьянских хозяйств, в-третьих, сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне, в-четвертых, зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы.

Финансы. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли.Дворянский земельный и Крестьянскийпоземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Торговля. Из-за формирования монополистического капитализма в экономике произошли значительные сдвиги во внутренней торговле. Значительную роль теперь играют крупные промышленные объединения и коммерчески банки, подчинившие себе оптовую торговлю. Так же развивалась свободная торговля хлебом, мясом, лесом и т.д. Розничная торговля изменилась. Стали появляться универсальные и специализированные магазины, такие как «Петровский Пассаж» (Москва), «Верхние торговые ряды»(Москва), «Большой Гостиный двор» (Петербург), «Новый пассаж»(Петербург).

Внутренняя торговля была заторможена по ряду причин: несовершенная транспортная система, низкая покупательная способность населения, недостаточная торговая инфраструктура.

Однако внешняя торговля непрерывно росла. Россия вывозила в основном продукты с/х (хлеб-647 млн. пудов). В импорте преобладали машины, оборудование, экзотические продукты, вина, одежда, химия, предметы быта.

Реформы С.Ю Витте.

Было произведеновведение единых тарифов на железных дорогах. А так же государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;расширение государственного сектора в промышленности;активизация деятельности Госбанка;введение государственной монополии на торговлю спиртным; укрепление частного предпринимательства, гибкое налоговое законодательство;борьба с дефицитом бюджета;укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);был изданциркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

 

 

Введение.

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна, потому что экономика является одним из блоков ЕГЭ по обществознанию и немаловажным аспектом в подготовке к ЕГЭ по истории.

В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства, а также в росте предпринимательства и капиталов. В России, одновременно с другими капиталистическими странами, происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Россия к началу XX в. из отсталой аграрной страны стала аграрно-индустриальной державой. Она вошла в пятерку крупнейших государств по объему промышленной продукции наряду с Англией, Францией, США и Германией и все глубже погружалась в мировую систему хозяйства.

Перед работой над проектом я выдвинула следующую гипотезу: действительно ли экономика России переживала период, какой не переживала никогда?

Так же я поставила перед собой цель осветить основные этапы социально-экономического и политического развития России в XX веке. А для реализации своей цели я поставила следующие задачи:

§ Рассмотреть динамику развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта России в XX веке.

§ Рассмотрение экономических проблем России, а также социально экономического развития России в XX веке.

§ Политическое развитие России в XX веке.

§ И в заключение, подведение итогов проекта.

 

 

Теоретическая часть.

Первая половина XX века.

В начале XX века Россия приблизилась к новой фазе своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, вступив в монополистическую стадию. Он затронул все стороны экономической, политической и социальной жизни страны. Россия, в отличие от других государств, имела несколько особенностей монополистического капитализма, которые я бы хотела осветить.

Во-первых, неоднородность. Экономика России с ее отсталым аграрным сектором, который сохранял прежние полукрепостнические формы собственности и методы ведения хозяйства, сочеталась с современной капиталистической промышленностью и финансово-банковской системой.

Концентрация крупных предприятий сохранялась лишь в пяти районах, что контрастировало с огромными неосвоенными территориями России. Как следствие, неравномерное развитие страны по районам.

Во-вторых, сравнительно невысокая активность в вывозе капитала за приделы страны. Это объяснялось недостатком отечественного капитала и достаточно широкой возможностью их внутреннего вывоза на Север европейской России, а также в Среднюю Азию, Азию и Сибирь. Через отечественные банки проникали в Россию иностранные инвестиции, становясь частью капитала Российской Империи. Весь капитал вкладывался в промышленное производство, а именно в машиностроение, добывающую и обрабатывающую промышленность. Подобная ранжировка капитала способствовала экономическому росту страны и ускоряла индустриализацию.

В-третьих, в стране создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.

В-четвертых, глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей.

Далее я хотела бы обратить внимание на промышленность, которая в первой половине XX века характеризовалась цикличностью. В 1900-1903-х годах в Российской Империи разразился масштабный кризис. Еще летом 1899 г. банкротство многих фирм повлекло за собой для ряда банков серьезные материальные убытки. Вместе с тем усилилось истребование денег из банков вкладчиками. Банки стали воздерживаться от кредитования предприятий, в том числе промышленных, повсеместно начал ощущаться недостаток свободных денежных средств. Напряжение на денежном рынке продолжало усиливаться и к концу 1899 года стало особенно острым. Кредит резко вздорожал. Государственный банк поднял учетную ставку. Для противодействия этому министерство финансов по инициативе Витте создало специальный банковый синдикат[1] во главе с Государственным банком с капиталом в 5,5 млн. Однако данные мероприятия так не смогли остановить развитие кризиса.

Кризис начал сопровождаться банкротством. Так с 1900 по 1903 годы закрылось около трех тысяч предприятий, что повлекло за собой огромный поток безработицы (только в обрабатывающей промышленности было уволено около 35 тысяч человек). Также помимо банкротства кризис выразился и в падении цен на основные виды продукции, а так же резким сокращением производства, низкой заработной платой, крахом банков, акционерных предприятий (если в 1899 г. было учреждено 325 акционерных обществ, то в 1902 году – всего 78), сократилось строительство железных дорог, пострадали сельскохозяйственная, металлургическая и нефтяная промышленность.

В связи с этим процесс монополизации начал ускоряться. Начали создаваться монополии, основными формами которой были: синдикаты такие как «Продамет», «Трубопродажа» (созданы в 1902 г. в металлургической промышленности), «Продуголь», «Нобель-Мазут»(синдикаты добывающей промышленности), помимо синдикатов были созданы картели[2], появившиеся в России еще в конце XIX века, например «Продпаровоз», объединившие в 1901 г. Путиловский, Брянский и другие паровозостроительные заводы и тресты[3] с преобладанием германского капитала монополизировали электротехническую отрасль России («Сименс»).

В 1904-1908 годах Россия переживала депрессию. Это было вызвано революцией 1905-1907 года, которая подорвала производство, разорила сельское хозяйство. Также на подобное состояние России повлияла русско-японская война 1904-1905 гг., т.к требовала огромных затрат на ведение.

Вскоре начался очередной промышленный подъем в 1909-1913 годах. Причин этому было несколько. Во-первых, отмен выкупных платежей 1906 г., в результате увеличилось покупательная способность населения. Во-вторых, рост военных заказов правительства в связи с обострением международной обстановки. Монополизация в этих условиях начала углубляться. Начали образовываться новые синдикаты, такие как «Проволока» и «Электропровод», тресты и концерны[4]. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. Объем производства к 1913 году вырос в 5-13 раз, благодаря широкому вложению финансовых средств. Таким образам, Россия лидировала по темпам роста отдельных промышленностей.

Далее я бы хотела подробнее рассмотреть каждую из отраслей промышленности.
Машиностроение. К 1913 году Россия занимала 4-е место в мире по машиностроению. Что касается транспорта, то Россия не претерпела никаких изменений. Ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров пока что занимал железнодорожный транспорт. Правда строительство железных дорог пришлось прекратить из-за нехватки средств. Незначительно увеличилось количество шоссейных дорог, но Россия еще оставалась страной проселков. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий. Немаловажную роль играли морской и речной флот. Речной флот был достаточно развит, оснащен и превосходил по численности другие мировые флотилии. Морской же флот был немногочисленным, поэтому основную часть грузов перевозилась иностранными кораблями.

Сельское хозяйство. Ведущую роль в экономике страны по-прежнему играло сельское хозяйство. В данной отрасли было занято 82% населения. Россия занимала первое место в мире по объему продукции. На ее приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Сельское хозяйство имело несколько особенностей. Во-первых, месторасположение России — «зона рискованного земледелия», во-вторых, маломощность основной массы крестьянских хозяйств, в-третьих, сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне, в-четвертых, зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы.

Финансы. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли.Дворянский земельный и Крестьянскийпоземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Торговля. Из-за формирования монополистического капитализма в экономике произошли значительные сдвиги во внутренней торговле. Значительную роль теперь играют крупные промышленные объединения и коммерчески банки, подчинившие себе оптовую торговлю. Так же развивалась свободная торговля хлебом, мясом, лесом и т.д. Розничная торговля изменилась. Стали появляться универсальные и специализированные магазины, такие как «Петровский Пассаж» (Москва), «Верхние торговые ряды»(Москва), «Большой Гостиный двор» (Петербург), «Новый пассаж»(Петербург).

Внутренняя торговля была заторможена по ряду причин: несовершенная транспортная система, низкая покупательная способность населения, недостаточная торговая инфраструктура.

Однако внешняя торговля непрерывно росла. Россия вывозила в основном продукты с/х (хлеб-647 млн. пудов). В импорте преобладали машины, оборудование, экзотические продукты, вина, одежда, химия, предметы быта.

Реформы С.Ю Витте.

Было произведеновведение единых тарифов на железных дорогах. А так же государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;расширение государственного сектора в промышленности;активизация деятельности Госбанка;введение государственной монополии на торговлю спиртным; укрепление частного предпринимательства, гибкое налоговое законодательство;борьба с дефицитом бюджета;укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);был изданциркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

 

 

Экономический кризис конца 1920г.-начала 1921 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.024 с.)