Тема 1. Земная кора и недра как объект правовых отношений недропользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Земная кора и недра как объект правовых отношений недропользования.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭ и ХМ

_______________/С.В. Белуков/

«____» ______________ 201__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы недропользования»

 

Направление подготовки

Прикладная геология»

 

 

Специализации подготовки

«Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений

твердых полезных ископаемых»;

«Геология нефти и газа»;

«Гидрогеология и инженерная геология»

Квалификация выпускника

специалист

Форма обучения

заочная

Москва, 2014


1. Цели освоения дисциплины.

Цель дисциплины - овладение правовыми знаниями в области изучения и использования недр; повышение у студентов уровня знаний по правовым основам недропользования, а также правам и обязанностям лиц или организаций к изучению и использованию недр на основе их лицензирования.

2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Данный курс входит в состав базовой части дисциплин профессионального цикла специализаций: «Геологическая съемка, поиски и разведка твердых месторождений полезных ископаемых» для подготовки специалистов горных инженеров по специальности «Прикладная геология»; «Геология нефти и газа», «Гидрогеология и инженерная геология». Он изучается студентами МГОУ в течение II курса в составе базовой части естественнонаучного цикла, после изучения курсов экологии, правоведения, экономики, общей геологии, основ учения о полезных ископаемых.

Место дисциплины в ООП: входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и изучается на 3 семестре после дисциплины «Правоведение».

Трудоемкость освоения дисциплины: лекции 4, практ. раб. 12, контрольные 2, экзамен.

Перед этим студент должен также освоить дисциплины базовых частей гуманитарного, социального и экономического цикла.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:

способность:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее
достижения (ОК-1);

- логически аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-3);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6);

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- осознавать ценность российской культуры, ее мест во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17)

Общепрофессиональные

компетенции:

способность:

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в
практической деятельности новые знания и умения в области недропользования (ПК- 2);

- работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки при разведке и разработке месторождений с позиции правовых отношений, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК- 3) по этим вопросам;

- организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных
исследований (ПК-4);

- демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к
ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе геологоразведочных работ при нарушениях узаконенных правил недропользования (ПК-7);

в производственно-технологической деятельности способность:

- использовать знания законов и подзаконных актов, регулирующих рациональное недропользования при выполнении производственных и технологических исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

- осуществлять контроль качества всех видов работ на разных стадиях изучения конкретных объектов с позиции правовых норм (ПК-15);

 

в проектной деятельности способность:

- использовать знания законов и подзаконных актов по правовым вопросам эффективного недропользования (ПК-19);

в научно-исследовательской деятельности способность:

- изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по правовым вопросам эффективного недропользования (ПК-23);

- подготавливать данные для составления отчетов и научных публикаций (ПК-25);

в организационно-управленческой деятельности способность:

- организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, готовность быть лидером (ПК-27);

- составлять правовую документацию реализации технологического процесса (ПК-28);

в профессионально - специализированной деятельности;

- самостоятельно составлять правовые документы (рекомендации) по недропользованию при поисках, разведке и эксплуатации месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1.1);

- осуществлять правовое сопровождение работ в условиях разведки нефти и газа на разных стадиях поисково-разведочных работ (ПСК-3.6).

Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

1. Знать:

- основные правовые документы по рациональному изучению и использованию недр

2. Уметь:

- применять наиболее оптимальные предложения (рекомендации) по правовым документам в условиях изучения и использования недр.

3. Владеть:

- знаниями использования тех или иных правовых документов в различных условиях изучения и использования недр,

- навыками использования этих документов при изучении и эксплуатации недр.

 


Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц (часов).

Содержание разделов курса.

Тема раздела Количество часов Семестр
1. Земная кора и недра, как объект правовых отношений недропользования.    
2.Виды пользования недр, их охрана и рациональное использование. 0,5  
3.Правовые отношения недропользования, их основные понятия и определения. 0,5  
4.Государственное регулирование отношения недропользования. 0,5  
5.Основные права и обязанности недропользователя. 0,5  
6.Правовое регулирование платежей за пользование недрами. 0,5  
7.Недропользование и международное право. 0,5  
Итого:    

Лабораторный практикум.

На практических занятиях студенты занимаются решением задач по недропользованию. Задания на лабораторный практикум студенты получают из методических указаний по курсу (темы приведены ниже).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.

  1. Понятие о горном праве.
  2. Государственный интерес в разработке правовых норм недропользования.
  3. Специфика недр и отношений недропользования как объекта и его двойственный характер.
  4. Методы правового регулирования отношений недропользования (подчинение, разделение, равенство, согласование, ограничение).
  5. Источники горного права и его структура (законы, подзаконные акты и т.п.).
  6. Соотношение горного права с остальными отраслями правовых норм.
  7. Связь между горными науками и горным правом.

 

Известно, что интенсификация производственной деятельности хотя и меняет к лучшему экономические условия жизни общества, но в то же время она ухудшает экологию окружающей среды, т.е. влияет на экологическую безопасность заселенных территорий. Поэтому необходимы правовые ограничения недропользования, устанавливаемые государством. Особенно остро эта проблема ощущается в условиях рыночной экономики. Рыночные отношения предъявляют новые требования к подготовке специалистов для горной промышленности. Теперь кроме традиционных предметов, входящих в учебные планы подготовки горных инженеров, надо глубоко изучить «Правовые отношения в процессе недропользования», поскольку эти отношения регулируют все этапы деятельности горного предприятия: от его организации до ликвидации.

 

За пользование недрами.

8.1. Система платежей при всех видах пользования недрами (геологические исследования, горнодобывающие работы и т.д.).

8.2. Платежи, независимые от вида пользования недрами.

8.3. Платежи, зависимые от пользователя недрами.

8.4. Платежи, налоги и отчисления в структуре годовых эксплуатационных затрат при разработке месторождений, входящих и не входящих в эти затраты.

 

Список рекомендуемой литературы.

Основная:

  1. Милютин А.Г, Андросова Н.К., Калинин И.С., Порцевский А.К. Геоэкология - М. Юрайт. 2007.
  2. Экологическое право. Сборник нормативных актов по использованию и охране природных ресурсов. Под ред проф. Еремичева И.А. Издательство «Щит – М» Москва, 2000.
  3. Певзнер М.Е. Горное право. М. 1997.

Дополнительная:

1. Усиков Ю.Т. Горное право. Рабочая программа и контрольное задание. МГОУ. 2001.

2. Поротов Г.С. Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых. Учебник для геол. спец. вузов. С.-Петербургский горный институт им. Г.В. Плеханова, 2004.


Контрольные задания.

Студент выполняет две контрольные работы по одному из десяти вариантов. Вариант соответствует последней цифре шифра студента.

 

Контрольная работа №1.

1.1. Ресурсы недр (семь групп).

1.2. Необходимость в разработке правовых норм недропользования.

1.3. Виды использования недр (четыре группы).

1.4. Связь между горными науками и горным правом.

1.5. Права и обязанности недропользователя.

1.6. Виды лицензии на право пользования недрами, их правовое и экономическое регулирование (бонусы, ренталс, роялти).

 

Контрольная работа №2.

2.1. Недропользование и международное право.

2.2. Правовое регулирование в России и зарубежное законодательство (акцессия, горная регалия, горная свобода, концессия) и связанные с ними проблемы.

2.3. Недра и земная кора, как объект собственности (государственная, частная).

2.4. Правовое регулирование отношений между собственником недр и их пользователями.

2.5. Система платежей при всех видах пользования недр (геологическое исследование, горно-добычные предприятия и т.д.).

2.6. Правовой режим исследования минеральных ресурсов.

 

Контрольные вопросы (вопросы для самопроверки):

 

  1. Что такое недра?
  2. Как ограничить недра от земли (земной поверхности)? Приведите различные точки зрения по этому вопросу, содержащиеся в юридической литературе.
  3. Что такое континентальный шельф? Территориальное море? Внутреннее море? Имеются ли отличия в правовом режиме недр сухопутной территории и недр морской территории?
  4. Что такое полезные ископаемые?
  5. Что такое общераспространенные полезные ископаемые? Каковы особенности правового режима общераспространенных полезных ископаемых? Как определить, какие полезные ископаемые являются общераспространенными на территории Тюменской области?
  6. Какие отношения регулируются правом недропользования (горным правом)? Приведите различные точки зрения по этому вопросу, содержащиеся в юридической литературе.
  7. Отличается ли, по вашему мнению, предмет горного права и предмет горного законодательства (законодательства о недрах)? Для того чтобы ответить на этот вопрос, определите сферу действия Федерального закона «О недрах». Изучите проект Кодекса о недрах, предложенного МПР РФ, и определите, какова сфера его действия. Имеются ли отличия?
  8. Охарактеризуйте метод горного права. Как изменился метод горного права с момента принятия Закона «О недрах» в 1992 г.?
  9. Что такое система права? Какие институты входят в систему горного права?

10. Что такое источник горного права? Какие виды источников права недропользования (горного права) вы знаете?

11. Какие конституционные нормы регулируют горные отношения?

12. Какое место занимает Закон РФ «О недрах» в системе источников горного права?

 

 

Автор: ст. преподаватель кафедры «Геология и гидрогеология» Баранова Татьяна Игоревна ___________________________________________________________

Программа обсуждена на заседании кафедры _____________________________.

от ________20 г., протокол №________.


Приложение 1

Структура и содержание дисциплины «Правовые основы недропользования»

Направление подготовки – 13010.65- «Прикладная геология»

Форма обучения - заочная

 

Раздел Курс Недели Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Самостоятельной работы студентов Формы аттестации
Л П/З Лаб СРС КСР К.Р. К.П. РГР Реф. К/р Э З
                             
                             
                             
                             
Итого: 144 часов                       * *  

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭ и ХМ

_______________/С.В. Белуков/

«____» ______________ 201__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Правовые основы недропользования»

 

Направление подготовки

Прикладная геология»

 

 

Специализации подготовки

«Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений

твердых полезных ископаемых»;

«Геология нефти и газа»;

«Гидрогеология и инженерная геология»

Квалификация выпускника

специалист

Форма обучения

заочная

Москва, 2014


1. Цели освоения дисциплины.

Цель дисциплины - овладение правовыми знаниями в области изучения и использования недр; повышение у студентов уровня знаний по правовым основам недропользования, а также правам и обязанностям лиц или организаций к изучению и использованию недр на основе их лицензирования.

2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Данный курс входит в состав базовой части дисциплин профессионального цикла специализаций: «Геологическая съемка, поиски и разведка твердых месторождений полезных ископаемых» для подготовки специалистов горных инженеров по специальности «Прикладная геология»; «Геология нефти и газа», «Гидрогеология и инженерная геология». Он изучается студентами МГОУ в течение II курса в составе базовой части естественнонаучного цикла, после изучения курсов экологии, правоведения, экономики, общей геологии, основ учения о полезных ископаемых.

Место дисциплины в ООП: входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и изучается на 3 семестре после дисциплины «Правоведение».

Трудоемкость освоения дисциплины: лекции 4, практ. раб. 12, контрольные 2, экзамен.

Перед этим студент должен также освоить дисциплины базовых частей гуманитарного, социального и экономического цикла.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:

способность:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее
достижения (ОК-1);

- логически аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-3);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6);

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- осознавать ценность российской культуры, ее мест во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17)

Общепрофессиональные

компетенции:

способность:

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в
практической деятельности новые знания и умения в области недропользования (ПК- 2);

- работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки при разведке и разработке месторождений с позиции правовых отношений, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК- 3) по этим вопросам;

- организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных
исследований (ПК-4);

- демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к
ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе геологоразведочных работ при нарушениях узаконенных правил недропользования (ПК-7);

в производственно-технологической деятельности способность:

- использовать знания законов и подзаконных актов, регулирующих рациональное недропользования при выполнении производственных и технологических исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

- осуществлять контроль качества всех видов работ на разных стадиях изучения конкретных объектов с позиции правовых норм (ПК-15);

 

в проектной деятельности способность:

- использовать знания законов и подзаконных актов по правовым вопросам эффективного недропользования (ПК-19);

в научно-исследовательской деятельности способность:

- изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по правовым вопросам эффективного недропользования (ПК-23);

- подготавливать данные для составления отчетов и научных публикаций (ПК-25);

в организационно-управленческой деятельности способность:

- организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, готовность быть лидером (ПК-27);

- составлять правовую документацию реализации технологического процесса (ПК-28);

в профессионально - специализированной деятельности;

- самостоятельно составлять правовые документы (рекомендации) по недропользованию при поисках, разведке и эксплуатации месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1.1);

- осуществлять правовое сопровождение работ в условиях разведки нефти и газа на разных стадиях поисково-разведочных работ (ПСК-3.6).

Для освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

1. Знать:

- основные правовые документы по рациональному изучению и использованию недр

2. Уметь:

- применять наиболее оптимальные предложения (рекомендации) по правовым документам в условиях изучения и использования недр.

3. Владеть:

- знаниями использования тех или иных правовых документов в различных условиях изучения и использования недр,

- навыками использования этих документов при изучении и эксплуатации недр.

 


Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц (часов).

Содержание разделов курса.

Тема раздела Количество часов Семестр
1. Земная кора и недра, как объект правовых отношений недропользования.    
2.Виды пользования недр, их охрана и рациональное использование. 0,5  
3.Правовые отношения недропользования, их основные понятия и определения. 0,5  
4.Государственное регулирование отношения недропользования. 0,5  
5.Основные права и обязанности недропользователя. 0,5  
6.Правовое регулирование платежей за пользование недрами. 0,5  
7.Недропользование и международное право. 0,5  
Итого:    

Лабораторный практикум.

На практических занятиях студенты занимаются решением задач по недропользованию. Задания на лабораторный практикум студенты получают из методических указаний по курсу (темы приведены ниже).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.

  1. Понятие о горном праве.
  2. Государственный интерес в разработке правовых норм недропользования.
  3. Специфика недр и отношений недропользования как объекта и его двойственный характер.
  4. Методы правового регулирования отношений недропользования (подчинение, разделение, равенство, согласование, ограничение).
  5. Источники горного права и его структура (законы, подзаконные акты и т.п.).
  6. Соотношение горного права с остальными отраслями правовых норм.
  7. Связь между горными науками и горным правом.

 

Известно, что интенсификация производственной деятельности хотя и меняет к лучшему экономические условия жизни общества, но в то же время она ухудшает экологию окружающей среды, т.е. влияет на экологическую безопасность заселенных территорий. Поэтому необходимы правовые ограничения недропользования, устанавливаемые государством. Особенно остро эта проблема ощущается в условиях рыночной экономики. Рыночные отношения предъявляют новые требования к подготовке специалистов для горной промышленности. Теперь кроме традиционных предметов, входящих в учебные планы подготовки горных инженеров, надо глубоко изучить «Правовые отношения в процессе недропользования», поскольку эти отношения регулируют все этапы деятельности горного предприятия: от его организации до ликвидации.

 

Тема 1. Земная кора и недра как объект правовых отношений недропользования.

1.1. Содержание понятий о земной коре и недрах.

1.2. Ресурсы недр (семь групп): промышленные месторождения; отвалы; отходы горного производства; источники глубинных пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее тепло недр земли; природные и техногенные полости в массивах горных пород; промплощадки для гражданского и промышленного строительства.

1.3. Концептуальные подходы к решению проблемы охраны природной среды и необходимость в разработке правовых норм недропользования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.1 с.)