Определение и сущность дистанционного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и сущность дистанционного обучения



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОМАРЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Доклад

По «Педагогика и психология высшей школы»

«ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Докладчики: Арефьев Роман Анатольевич, гр. 7225

специальность 05.12.13

Чикишев Никита Сергеевич, гр. 7538

специальность 08.00.05

Одиночкина Светлана Валерьевна, гр. 7225

Специальность 05.12.13

Рудович Александра Анатольевна

Специальность 08.00.05

Харьковская Татьяна Александровна

Специальность 05.13.01

Проверяющий: Валентина Васильевна Сухостат, к.п.н., к.т.н, доцент ПБКС Университета ИТМО

 

Санкт-Петербург


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Определение и сущность дистанционного обучения.. 4

1.1. Предпосылки внедрения дистанционного обучения. 4

1.2. Понятие дистанционного обучения. 4

1.3. Основные этапы развития дистанционного обучения. 9

2. Свойства и принципы дистанционного образования.. 12

2.1. Практические особенности дистанционного обучения. 12

2.2. Характеристики дистанционного образования. 13

2.3. Основные свойства ДО.. 14

3. Методы и формы дистанционного обучения.. 15

3.1. Методы дистанционного обучения. 15

3.2. Средства и формы дистанционного обучения. 17

4. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. 20

4.1. Недостатки дистанционного обучения. 20

4.2. Преимущества дистанционного обучения. 22

5. Принципы построения курсов дистанционного обучения.. 24

5.1. Требования к построению курсов ДО.. 26

5.2. Этапы формирования курсов ДО.. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях активного развития интеграционных процессов во всех отраслях общественной жизни, инновации становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практическую деятельность.

Рассматривания целостный педагогический процесс с точки зрения инновационной стратегии, существенно возрастает роль преподавателей, как непосредственныхй носителей новаторских процессов.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных - реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика, что требует от него специальной психолого-педагогической подготовки. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, содержание которого будет рассмотрено и проанализировано в данной работе.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Целью настоящей работы является системное описание и анализ компонентов, составляющих процесс современного дистанционного обучения в условиях активного развития информационных технологий.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
– рассмотреть понятие «дистанционное обучение» и проанализировать сущность настоящего процесса;

– изучить свойства и принципы дистанционного образования;

– исследовать методы и формы дистанционного обучения;

– выявить и оценить основные преимущества и недостатки системы дистанционного обучения;

– проанализировать основополагающие принципы построения курсов дистанционного обучения.


Определение и сущность дистанционного обучения

Предпосылки внедрения дистанционного обучения

В современном мире постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, и большинство современных педагогов и психологов считают, что добиться этого можно путем использования личностно-ориентированных технологий, т.к. обучение, ориентированное на некоего среднего обучающегося, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации [3, 8, 13]. Одно из главных направлений развития системы образования в разных странах мира - личностно-ориентированное образование, т.е. такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик. Такое построение системы образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Психологи и педагоги всегда осознавали необходимость ориентации на индивидуальные особенности обучаемых, но предлагали разные пути достижения этой цели. Данная задача – это задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий.

Понятие дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучающегося.

Под дистанционным образованием (ДО) [2] понимается комплекс образовательных услуг с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей [3].

Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения. Возможны следующие варианты [3]:

- отдельно взятый учебный курс;

- множество автономных учебных курсов;

- взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории;

- вся система дистанционного образования в целом.

Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний).

К задачам внедрения ДО можно отнести следующие [8]:

Индивидуализация обучения.

2. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса.

3. Повышение качества обучения.

4. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях).

5. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания.

6. Удешевление компонентов учебного процесса.

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т. п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют обучающимся возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии [2]:

- предоставление учебников и другого учебного материала в электроном виде и на бумажных носителях;

- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

- дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

- видеозаписи;

- трансляция учебных программ;

- электронная почта;

- виртуализация и облачные ресурсы.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в ДО, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью ДО [13]. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на ДО, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Необходимо в дополнение к базовым универсальным учебникам иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода.

Наиболее перспективным направлением использования способов обмена информацией в системе ДО для высшего образования является реализация элементов системы ДО на базе высших учебных заведений. Данный подход позволяет комплексно решать вопросы подготовки специалистов, и в перспективе подобные локальные системы могут быть интегрированы в общую систему ДО РФ.

Можно выделить следующий перечень дидактических особенностей дистанционного образования [8]:

- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

- ведущая роль теоретических знаний;

- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

- системность и последовательность в обучении;

- доступность;

- прочность овладения содержанием обучения.

Основными проблемами формирования курсов ДО являются [2]:

- создание обучающих модулей, позволяющих формировать учебные курсы ДО, ориентированные на текущие потребности промышленности, рынок труда, региональные потребности;

- разработка стратегии оценивания знаний и профессиональных навыков в ДО, обеспечивающей эффективность и надежность оценки;

- использование накопленных учебных материалов, курсов очного образования и переподготовки в системе ДО;

- создание процедур и механизмов развития созданных курсов ДО в процессе их использования (адаптация к целям и/или переход на качественно более высокий уровень полноты ДО);

- разработка процедуры адаптивного обучения (контекстного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого;

- выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения.

Решение перечисленных проблем при создании курсов ДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса ДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент ДО различных классов.

Основные свойства ДО

– гибкость [8]. Студенты ДО в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни.

– модульность. В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

– экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей, технических средств, например в выходные дни.

 

Требования к построению курсов ДО

Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования [2]:

1) курсы СДО должны строиться по модульному принципу;

2) разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;

3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;

4) содержание модуля (элемента) должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

5) в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;

6) процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;

8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;

9) в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Таким образом:

‒ теоретическое осмысление практики ДО показывает, что для него присущи, также как и для традиционного учебного процесса, пять общедидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателей и обучающихся как при очном контакте, так и при интерактивном взаимодействии при использовании средств информационных технологий;

‒ дидактические средства ДО в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, целесообразно классифицировать как: печатные издания, электронные издания, компьютерные обучающие программы, аудио-видео материалы, компьютерные сети. При создании и производстве средств обучения для ДО возможны следующие пути: непосредственная разработка силами вуза, заказ их изготовления в специализированных организациях, приобретение готовых средств с возможно последующей адаптацией или без нее;

‒ в настоящее время в ДО широко используются традиционные регламентированные формы обучения: лекции, семинары, консультации экзамены, самостоятельная работа и т.д. Специфика применения этих форм в ДО проявляется в частоте применения их в учебном процессе и преимущественном использовании средств новых информационных технологий.

 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОМАРЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Доклад

По «Педагогика и психология высшей школы»

«ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Докладчики: Арефьев Роман Анатольевич, гр. 7225

специальность 05.12.13

Чикишев Никита Сергеевич, гр. 7538

специальность 08.00.05

Одиночкина Светлана Валерьевна, гр. 7225

Специальность 05.12.13

Рудович Александра Анатольевна

Специальность 08.00.05

Харьковская Татьяна Александровна

Специальность 05.13.01

Проверяющий: Валентина Васильевна Сухостат, к.п.н., к.т.н, доцент ПБКС Университета ИТМО

 

Санкт-Петербург


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Определение и сущность дистанционного обучения.. 4

1.1. Предпосылки внедрения дистанционного обучения. 4

1.2. Понятие дистанционного обучения. 4

1.3. Основные этапы развития дистанционного обучения. 9

2. Свойства и принципы дистанционного образования.. 12

2.1. Практические особенности дистанционного обучения. 12

2.2. Характеристики дистанционного образования. 13

2.3. Основные свойства ДО.. 14

3. Методы и формы дистанционного обучения.. 15

3.1. Методы дистанционного обучения. 15

3.2. Средства и формы дистанционного обучения. 17

4. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. 20

4.1. Недостатки дистанционного обучения. 20

4.2. Преимущества дистанционного обучения. 22

5. Принципы построения курсов дистанционного обучения.. 24

5.1. Требования к построению курсов ДО.. 26

5.2. Этапы формирования курсов ДО.. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях активного развития интеграционных процессов во всех отраслях общественной жизни, инновации становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практическую деятельность.

Рассматривания целостный педагогический процесс с точки зрения инновационной стратегии, существенно возрастает роль преподавателей, как непосредственныхй носителей новаторских процессов.

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных - реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика, что требует от него специальной психолого-педагогической подготовки. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, содержание которого будет рассмотрено и проанализировано в данной работе.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Целью настоящей работы является системное описание и анализ компонентов, составляющих процесс современного дистанционного обучения в условиях активного развития информационных технологий.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
– рассмотреть понятие «дистанционное обучение» и проанализировать сущность настоящего процесса;

– изучить свойства и принципы дистанционного образования;

– исследовать методы и формы дистанционного обучения;

– выявить и оценить основные преимущества и недостатки системы дистанционного обучения;

– проанализировать основополагающие принципы построения курсов дистанционного обучения.


Определение и сущность дистанционного обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.056 с.)