Сущность экономической эффективности предприятия торговли и необходимость ее исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность экономической эффективности предприятия торговли и необходимость ее исследования



 

В современных условиях ограниченности экономических ресурсов встает проблема анализа и определения мероприятий по существенному увеличению эффективности предприятий розничной торговли [7].

Характеристика эффективности производится по конечным результатам функционирования предприятия или структурных подразделений и всецело воспроизводит уровень организационно-управленческой деятельности.

Используемые при анализе хозяйственной деятельности современных розничных организаций торговли аналитические показатели можно свести в ключевые категории: экономическая эффективность, экономический эффект и экономический результат.

Невзирая на тот факт, что в отечественной и зарубежной экономической литературе время от времени приравнивают между собой категории «эффект» и «результат», целесообразно делать отличия между этими понятиями.

Экономический результат воспроизводит абсолютную характеристику (не всегда в стоимостном выражении) статистического показателя, отражающего степень и интенсивность предпринимательской активности в определенной отрасли или сфере предпринимательской деятельности [22].

Подобными аналитическими показателями для розничной организации торговли могут выступать, например, розничный товарооборот, численность покупателей, посетивших магазин за установленный временной отрезок, прирост величины торговой площади, масштаб покупок.

В общем виде под экономическим эффектом понимают различие между итогами предпринимательской деятельности и затратами, произведенными с целью их получения. В торговой сфере эффект может выражаться посредством таких показателей, как валовой доход и прибыль [8].

В целях характеристики эффективности используют обе разновидности аналитических показателей (результат и эффект).

Экономическая эффективность нередко обусловливается соотношением обретенного результата в стоимостном выражении с затратами различных ресурсов (информационных, материальных, трудовых, финансовых) по его непосредственному достижению. Таким образом, в данном случае речь идет об уровне эффективности использования ресурсов [29].

Относительно экономической эффективности в современной научной литературе существует множество теорий, суждений и точек зрения.

Экономическую эффективность некоторые современные исследователи рассматривает как результативность деятельности, программ и мероприятий. Она оценивается количественным соотношением обретенного результата к затратам экономических ресурсов и факторов производства, обусловившим получение настоящего результата и достижение максимального масштаба деятельности с применением ресурсов установленной стоимости [33].

Другие исследователи под экономической эффективностью деятельности подразумевают способность достижения запланированных целей по важным направлениям с непременным соблюдением установленных количественных критериев и показателей эффективности. Это могут быть максимизация полезного эффекта или минимизация затрат на достижение [16].

Эффективность предпринимательской деятельности рассматривается как значимая аналитическая оценка результативности деятельности компании, которая заключается в сопоставлении результатов деятельности.

При обследовании результативности деятельности целесообразно уделить внимание превалирующим факторам и признакам, характеризующим степень и интенсивность использования предпринимательского потенциала (средств труда, предметов труда и труда), поскольку от величины и динамики признака целиком и полностью зависят результаты производственного процесса.

Ресурсный подход к определению результативности работы компаний направлен на реализацию режима бережливости, достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

К центральному показателю экономической эффективности деятельности торговли относится розничный оборот, под которым в экономическом аспекте подразумевают передачу товаров непосредственно конечным потребителям домашним хозяйствам в целях удовлетворения личных нужд и потребностей. Процесс обращения товара или услуги на этом этапе завершается. Продукция определяется в сферу конечного потребления и перестает быть товаром.

Экономическая сущность показателя розничного товарооборота, таким образом, обнаруживается в коммерческих взаимоотношениях, обусловленных обменом располагаемых денежных доходов домохозяйств на товары [6].

В качестве ключевого экономического признака розничный оборот отражает стоимостную величину товарной массы, которая переходит в область потребления в обмен на располагаемые денежные доходы домохозяйств. Он характеризует, с одной стороны, денежную выручку сферы торговли, с другой - денежную сумму расходов населения на покупку потребительских товаров.

Структура товарооборота розничной торговли воспроизводит пропорции между сферами производства и потребления, потребность компаний в разнообразных ресурсах, определяет развитие торговой отрасли.

Нормативно-правовым актами под розничным оборотом соответственно понимается объем продажи товаров и оказания услуг домашним хозяйствам для личных, семейных и домашних.

Помимо этого, в розничный товарооборот включается продажа товаров общественным организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам престарелых), посредством которых осуществляется совместное потребление товаров. Подобная реализация может производиться в равной степени за наличный и безналичный расчет [25].

Розничный товарооборот как статистический признак содержит уровень продажи потребительских товаров домашним хозяйствам через все имеющиеся каналы реализации продукции: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Масштаб розничного товарооборота во многом характеризует состояние дел в национальной экономике, целиком и полностью отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, динамику благосостояния домашних хозяйств.

Следует отметить тот факт, что аналитический показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика оборота отображает масштаб реализации в стоимостном выражении, качественная - связана со структурой оборота. Структура (ассортиментный состав) оборота представляет собой удельный вес отдельных товарных групп в совокупном объеме реализации [15].

Структура розничного оборота в настоящее время классифицируется по отдельным разновидностям продаж:

- реализация продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;

- реализация предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

- реализация медицинских препаратов в аптеках;

- реализация книг, газет, журналов, в том числе и непосредственно по периодической подписке.

Важно отчетливо распознавать такие категории, как структура и величина товарооборота. Структура складывается из многообразных разновидностей продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной компанией в банк или кассу, масштаба мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам компании) [32].

К ключевым признакам, отражающим товарооборот розничной торговой компании, в настоящий момент времени принадлежат:

- масштаб товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

- масштаб розничного товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых рыночных ценах;

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным товарам и товарным группам;

- однодневный объем товарооборота компании;

- уровень товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

- уровень товарооборота на один квадратный метр совокупной площади

- уровень товарооборота на один квадратный метр торговой площади;

- время обращения товаров (в днях оборота);

- скорость товарооборота (число оборотов).

К задачам исследования розничного товарооборота относят:

- характеристика динамики показателей товарооборота;

- обследование товарной структуры и внутригруппового ассортимента;

- характеристика оборота компании по отдельным организационным формам и методам торговли;

- обнаружение и обследование факторов, воздействующих на объем и структуру товарооборота;

- характеристика сезонности товарооборота;

- характеристика товарооборачиваемости.

К методам исследования показателя розничного товарооборота относят:

- построение и анализ временных рядов;

- применение относительных и средних статистических показателей;

- сравнение показателей;

- индексный метод исследования;

- построение и анализ трендовых и регрессионных моделей динамики;

- цепная подстановка данных;

- балансовая увязка исследуемых показателей;

- графический и табличный методы.

В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых результатов и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности.

Полная экономическая эффективность отражает отношение полного эффекта хозяйственной деятельности ко всем затратам, вызвавшим эффект.

Приростная экономическая эффективность характеризуется отношением прироста эффекта за расчетный период к приросту вызвавших его затрат.

Сравнительная экономическая эффективность деятельности представляет собой частный случай приростной эффективности, когда базой для расчета эффекта и затрат являются не показатели прошлой деятельности, а один из сравниваемых вариантов [9].

В качестве эффекта здесь чаще всего выступает повышение прибыли за счет снижения себестоимости при реализации одного варианта по сравнению с другим, а в качестве затрат - капитальные дополнительные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

Проанализировав данные мнения можно сделать вывод, что сущность экономической эффективности деятельности предприятия торговли сводится к соизмерению экономических эффектов с затратами, их обусловившими.

Основной задачей оценки эффективности реализации продукции является выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности и достижение максимальных конечных результатов деятельности предприятия, существенному повышению прибыли.

Экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности представляет собой эффективность производства и торговли, характеризуются системой показателей. Система показателей включает частные показатели эффективности формировании и использования отдельных видов ресурсов. Систему дополняют совокупные показатели эффективности использования нескольких видов ресурсов [21].

Показатели экономической эффективности деятельности розничного предприятия торговли рассчитываются на основе сопоставления эффекта (результата) деятельности с авансированными ресурсами или текущими затратами, связанными с получением этого эффекта.

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности предприятия торговли чаще всего используют систему показателей.

Обоснование необходимости их активного применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения [23].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.014 с.)