Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блеск и нищета российских ресторанов
«Кто как жует, тот так и живет» Русская народная поговорка Поговорим о столичных ресторанах, ибо там как в зеркале отражается вся российская ситуация. Сначала цифры. В Нью-Йорке, к примеру, насчитывается 20 тысяч ресторанов, не хуже дела и в Париже — их 17 тысяч. А вот в Москве только 3 тысячи ресторанов! Можно подумать, что Москва — не огромный мегаполис, а бедный захолустный город, где небогатые жители, экономя на всем, питаются исключительно в домашних условиях, не позволяя себе «сделать выход» в ресторан. Это впечатление обманчиво. Любой заморский гость, прибыв в Москву и пожелав отобедать, может быть сражен ее ресторанным блеском. Весь центр города забит сверхдорогими ресторанами, которые по роскоши сравнимы лишь с аристократическими салонами Европы XIX века или гостиными азиатских вельмож. Например, подмосков- ный ресторан «Царская охота» выдержан в стиле охотничьего домика для царских особ Престижный ресторан «Пушкин» оформлен старинными глобусами и телескопами, а также антикварной библиотекой в 15 тысяч томов. В ресторане «Антонио» можно любоваться гигантским perpetuum mobile — моделью вечного двигателя. У каждого ресторана свой образ, своя легенда, которую обыгрывают разнообразно — кухней, оформлением, развлечениями... Кухня в этих ресторанах — французская, итальянская, японская, китайская, мексиканская, скандинавская или какая угодно — всегда экстра-класса. Продукты, как правило, привезены из-за границы: баранина, например, из Новой Зеландии, говядина — из Аргентины, трюфели и устрицы из Франции и т.д. Обычно повара тоже выходцы из стран представляемой кухни. Рецепт привлекательности сверхдорогих ресторанов включает в себя не только приготовление великолепных блюд, но и в не меньшей мере «аттракционы» и увеселения во время приема пищи. Все это несопоставимо с ситуацией в Европе, где отношение к ресторанам не столь трепетно и претенциозно, а ужин в ресторане — дело житейское и обыкновенное. Там в ресторан идут, чтобы с приятностью и в спокойной атмосфере утолить голод или чтобы попробовать какую-нибудь кулинарную экзотику без кухонной суеты. Или чтобы просто встретиться с приятелем за бокалом вина и обсудить что-то. Развитая система ресторанов позволяет делать выбор в зависимости от класса обслуживания, стоимости, привычек, предпочтений той или иной национальной кухни мира и т.д. Там не трудно найти ресторан и на самый привередливый, и на самый скромный вкус, поскольку выбор этот колоссален. В России же рестораны имеют совершенно иную социальную функцию, чем в Европе. Здесь система ресторанов неразвита или деформирована еще со времен советской власти. Забвение старых дореволюционных русских традиций, монополизм, отсутствие конкуренции и повышенные аппетиты владельцев сослужили ресторанам в России плохую службу.
Начнем с того, что они слишком дороги. Оформляя свои рестораны с блеском и размахом, их владельцы, конечно, понимали, что поход в ресторан для большинства россиян — это великое и запоминающееся событие. Ведь ужин в таком ресторане стоит, как минимум, $100 на человека, а это сумма, до которой не дотягивает зарплата еще очень многих россиян Значит, их владельцы изначально не принимают в расчет массового посети- теля. И перспектив демократизации российских ресторанов пока не предвидится: о рядовых посетителях голова ни у кого не болит, поскольку в «шикарных» ресторанах есть свой круг и преданные поклонники. Там регулярно ужинают политики. Например, ресторан «Пушкин» не раз посещал президент Путин, а «Царская охота» полюбилась бывшему главе государства Ельцину. Частые гости ресторанов этого уровня — высокопоставленные чиновники, звезды шоу-бизнеса, видные экономисты, юристы. Для них появление в престижном ресторане — демонстрация успеха, принадлежности к элите. Что же до рядовых посетителей, то им потребуется особо «напрячься», чтобы попасть в ресторан «средней руки». Но даже и это удовольствие очень дорогое, так как цены в «средних» ресторанах имеют печальную тенденцию приближаться к ценам в фешенебельных. Понятно, почему русские ходят в рестораны совсем не для утоления голода, а с совершенно иными целями: шумно и с размахом отпраздновать какой-то крупный юбилей или свадебное торжество, или еще какое-то необычное и важное событие. Поэтому чаще всего там наблюдаются шумные компании, а не тихие индивидуалы, сосредоточенные на еде. А поскольку на праздник принято одеваться во все самое лучшее, вы увидите там нарядную и дорого одетую публику. Люди туда приходят не столько для еды, сколько для того, чтобы развлечься, «себя показать». Поэтому там обязательно будет музыка, эстрадное шоу, танцы между столиками, иногда весьма темпераментные. Где уж тут быть привередливым в еде! Еще закуски люди едят как-то «внимательно», а потом в грохоте музыки о еде просто забывают, и горячие блюда сиротливо стынут, пока гости страстно отплясывают в зале.
Что же касается интеллигенции и нижнего слоя среднего класса, то обычный поход в ресторан им не по карману. В прежние времена врачи, инженеры, ученые, педагоги вполне могли себе позволить такие походы, хотя и не часто пользовались этой возможностью, предпочитая «интеллектуальные развлечения». Ныне же такая «вылазка» для них просто невозможна. Если же они вынуждены утолить голод вне дома, то для них единственная возможность — это система «фаст фудов». Это слово еще не вполне освоилось в русском языке, для этих недорогих заведений есть не очень лестное народное название «забегаловка»: слово, в соответствии с которым предполагается, что человек туда забежит на пять минут и быстро выскочит, как только утолит голод. Эти заведения обычно украшены вывесками «Кафе», «Закусочная», «Пельменная», «Кафе-мороженое» и др., часто это свидетели и наследники формы обслуживания с советских времен. Но в отличие от «общепита» здесь несколько изменилось меню: вместо вечных сосисок с зеленым горошком, пельменей и котлет с компотом предлагают «европейское» меню: дорогие ликеры и коньяки; «стейки», разогретые в микроволновой печи; круассаны с ветчиной, сок «Яффа»; французские конфеты «Рафаэлло», сладости «Марс» и «Сникерс». А для удобства оплаты для деловых посетителей поблизости может быть даже расположен банкомат — совсем новое явление в российской жизни. В последние годы в крупных городах России появилось немало закусочных западного типа: «Макдоналдс», «Гриль-бары», «Пицца-хат». Цены здесь умеренные, поэтому 54% опрошенных россиян предпочитают именно их. Помимо «Макдоналдсов» средний класс в России любит посещать ресторанчики с веселым названием «Елки-палки» (только 13%, поскольку все-таки дороговато), «Ростикс» (6%), «Блины», «Картошка» (по 5%)25. В Москве мэр города, пытаясь противостоять «западному влиянию» и настаивая на патриотической тенденции в развитии русской системы общепита, организовал сеть закусочных под названием «Русское бистро». В логотип этого заведения и даже в рисунок на бумажных салфетках входит профиль русского гусара, когда-то покорившего Париж. Все это замечательно, но эти бистро имеют недостаток — однообразное меню: там можно съесть только пироги, правда, самые разнообразные по рецептам и форме, и запить старинными русскими напитками типа «морс», «квас» и т.п. Это очень дешево, но только 5% русских согласны на такое меню и ходят в «Русское бистро». В «Макдоналдсе» еда им кажется вкуснее и разнообразнее. Конечно, по своему разнообразию гамма ресторанов в России очень широкая, и облик посетителей, и их поведение различны. Но при всем при том есть одно качество, в чем сходны посетители и дешевых, и дорогих ресторанов, кафе — в манере расплачиваться. Среди русских не принято проверять счет, как это делают французы или немцы, выяснять кто кого приглашает и кто платит за угощение, не принято внимательно проверять сдачу. Такой стиль поведения, нормальный для иностранца, все еще непривычен для русских, кажется им унизительным и неприятным. Как бы ни тяжело давались им деньги, по привычке они предпочитают тратить их широко и с размахом, не считая. Любовь к «широким жестам» кажется им более «достойным» стилем поведения, поскольку соответствует древним традициям.
Досуг, развлечения россиян «Был бы друг, будет и досуг» Русская народная пословица Опросы общественного мнения показывают, что россияне среди важных для них жизненных ценностей не выделяют досуг и развлечение как самостоятельный пункт, в отличие, например, от французов, для которых это одна из важнейших жизненных ценностей26. Возможно, что в этом сказывается специфика российский культурной традиции, которая усугубилась в советский период, когда идеология требовала от человека жить «на благо общества», а не для отдельной личности, не «для себя лично». Советские люди привыкли за годы социалистического строительства «жить, чтобы работать», в их сознание постоянно вдалбливался лозунг: «Счастье — в труде». И они действительно часто не имеют ни привычки, ни вкуса, ни умения развлекаться так, как это делают европейцы. Об этом говорит уже сам факт отсутствия развитой индустрии развлечений в России по сравнению с другими странами. Если судить по опросам, то досуг, свободное время россияне воспринимают как «отдых», как пассивное «ничегонеделание». Средний и небогатый класс людей (с доходом $100—500, что составляет половину населения России) зиму проводит довольно однообразно: перед телевизором или в компаниях среди друзей, в том числе и с русскими банями. Так, по данным опроса «Как россияне проводят свободное время», 74% смотрят телевизионные передачи; 55,8% работают на огороде (на даче); 54,1% предпочитают прогулки на свежем воздухе; 54% занимаются стиркой белья (!); 38,1% ходят по магазинам; а 34,5% отдают свободное время встречам с друзьями27. (На выбор предлагалось несколько вариантов ответов.) Впрочем, несправедливо говорить о «среднем» русском, поскольку в России общество всегда структурировано и его крайние группы различаются между собой по многим параметрам. Так вот, представители «интеллигентных» профессий и люди с высшим образованием в большим городах раньше имели относительно широкий спектр развлечений: и театры, и опера, и балет, и концерты, и, конечно, кино. Все это, разумеется, есть и сейчас, но вот только не у каждого интеллигентного человека хватит денег для таких развлечений. Существовала развитая индустрия кино и кинопроката, которую теперь заменяет видеопрокат. Причем русские, устав от житейских бурь и катаклизмов, предпочитают
смотреть веселое кино28: комедию (38%) или мелодраму (20%). А вот эротику и всякие «ужасы» предпочитают молодые люди, что составляет треть населения. Всегда в России был и остается очень популярным театр, причем это не театр бурлеска и легкого развлечения, а серьезный театр, основанный на хорошей режиссуре и высокой школе актерского мастерства. Кстати, здесь почти не известна форма «театра бульваров», рассчитанная на непритязательную публику. Чеховские пьесы, оперы и балеты Большого театра и «Мариинки» (Санкт-Петербург), музыка Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, исполнение старинных русских романсов — это те высокие ориентиры любого интеллигентного россиянина. Особо надо сказать о доступности культуры в советское время. Купить книгу или пластинку, сходить в театр или кино, послушать концерт классической музыки было абсолютно доступно каждому человеку: было бы только желание, а два-три рубля (меньше стоимости бутылки водки) при желании всегда можно найти. Сейчас, разумеется, ситуация меняется, цены постепенно выравниваются. И тем не менее, даже в эпоху экономических преобразований книги и словари, например, стоят в два-три раза дешевле, чем в Европе, а посещение театра (разумеется, не столичного и нашумевшего) может обойтись чуть ли не в 10 раз дешевле, чем в Европе. Самые популярные виды летне-осеннего отдыха для всех слоев населения — рыбалка, охота, походы в лес за грибами и ягодами. До перестройки многие предприятия (заводы, научно-исследовательские институты) специально выделяли автобусы своим работникам для «грибной охоты». Очень распространен «пеший туризм», походы на байдарках и рафтинг. Зимой россияне любят лыжные прогулки в лесу. Отдельно, видимо, следует рассказать о спорте. Футбол, хоккей, лыжи — самые популярные его виды. И, конечно, шахматы — в любом городе есть свое место (парк, скверик), где собираются «шахматеры» от мала до велика. В последние годы среди молодежи быстро растет популярность восточных единоборств — каратэ, тэйквондо, ушу и др. Элитные виды спорта — гольф, теннис, парусный спорт. Гольф-клубы и теннисные корты есть сейчас почти в каждом крупном городе. И вместе с тем в России культ здоровья и спорта не стал национальной идеей, как, например, у американцев. Спортивные залы очень мало кому по карману. Раньше они были бесплатными, а занятия спортом да- вали ощутимые преимущества при поступлении в престижные вузы. Теперь это в прошлом. Сейчас, по данным Минздрава РФ, регулярно занимаются спортом и физической культурой около 10% россиян29. Причем и этот мизер образовался в основном за счет богатых людей, которые имеют средства на посещение платных спортивных залов и приобретение домашних тренажеров. Остальные россияне ссылаются на отсутствие свободного времени и желания. И даже если есть такое желание, то оно практически неосуществимо: или по соседству нет спортивных секций (58%) или это не карману (33%)30.
Особое место в жизни горожан занимают дани — в основном скромные по европейским меркам летние домики (часто без отопления) на небольшом участке земли. Здесь в выходные дни и отпуск выращивают овощи и фрукты (порой немаловажная лепта в семейный бюджет), отдыхают с детьми, внуками и друзьями. С наступлением лета половина населения России остается дома (30% в сельской местности) или проводит на даче (25%) весь отпуск и выезжает туда обязательно каждые выходные дни. Сами русские на вопрос о будущем отдыхе отвечают так: «Буду на даче, вскопаю огород, а заодно и отдохну» (25%) или «Залягу на диван и отдохну с хорошей книжкой» (12%), «Поищу себе новую любовь: ведь на дворе весна» (10%), «Буду ходить по гостям» или «Воспитывать детей» (по 5%). Но 32% состоятельных людей в России сейчас в летнее время предпочитают отдыхать за границей. Особенно популярна Италия — «голубая мечта» для 22% россиян, почти так же любима Испания. Недорого для них съездить в приветливую и близкую по климатическим особенностям Финляндию. А еще дешевле, да с возможностью погреться на солнышке, путешествия в Турцию, Грецию и Болгарию32. Путешествие во Францию для среднего русского — символ успеха в жизни33. Точных данных о количестве побывавших здесь россиян нет, но известно, что вырваться сюда могут очень немногие: дорого, да и для получения визы нужно пройти унизительные и продолжительные бюрократические процедуры. Туристы сюда приезжают ненадолго, небольшими группами, кроме «новых русских», которые любят отдыхать на Лазурном берегу, в Ницце. Для них даже издается глянцевый журнал «Берег» на русском языке. А что делают состоятельные люди в городах зимой? Для развлечений есть множество возможностей. В последние годы в крупных городах России очень распространены заведения с азартными играми. Это может быть кегельбан, собачьи бега, петушиные и собачьи бои (нелегальные), рулетка, игровые автоматы и др. Сейчас игровые автоматы вы можете увидеть повсюду: в фойе кинотеатров, на вокзале, чуть ли не в овощной лавке. Специалисты в области психиатрии считают, что привязанность к азартным играм вызвана стремлением уйти от реальности в вымышленный мир («эскапизм» по-научному). Особенно этому подвержены подростки в переходном возрасте. У законодательства в России до этого вопроса пока еще «не дошли руки», поэтому азартный досуг затягивает все больше людей. В Москве и Петербурге, как нигде в Европе, вы найдете огромное число игорных заведений и казино. Вы их сможете узнать издали: фасады богато и безвкусно украшены «под мрамор», «под золото» или в экзотическом «стиле египетских пирамид», средневековых замков и т.п. Перед входом обычно маячат крепкие парни-охранники. В такие заведения входят коротко стриженые и дорого одетые мужчины в длинных пальто и девочки в мини-юбках и с «боевой раскраской» на лице. Вечер в таком заведении может стоить до $1000. Есть и более скромные клубы, с неярким интерьером «под мрамор» или «черное дерево». Там может быть очень приличная кухня с выписанным из-за границы (французским, японским, китайским и т.д.) поваром. Где-нибудь в углу тихо и ненавязчиво играют профессиональные музыканты. Стоимость вечера, проведенного в этих стенах, тоже может стоить не одну сотню долларов ($200—500). Джазовые, артистические, кантри-клубы можно отнести к разряду недорогих; они бывают закрытыми (только «для своих») и открытыми — для всех, кто заплатит $10—30 за вход. Такие клубы меньше по размеру, а в оформлении их дизайна присутствуют «природные» мотивы: сушеные букеты на столах, домашние скатерти, пейзажи на стенах. Здесь любят собираться компании. Специально для безденежной молодежной публики созданы танцевальные клубы и дискотеки. Чаще всего они расположены в подвалах или в заброшенных бывших Домах культуры. Итак, ночная «красивая» жизнь может стоить от $1000 в игорных заведениях до $200—500 в хорошем ресторане, от $100 до $50 в тематических клубах! А можно ограничиться тратой в 10 рублей на молодежных вечеринках с танцами. Вам остается только выбрать желаемое. Глава 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.015 с.) |