Т е м а 4. Мировоззрение, его виды и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 4. Мировоззрение, его виды и формы



 

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различа- ются следующие элементы.

 

Мировоззрение

 

 

Мироощущение Мировосприятие Миропонимание


 

Эмоционально- психологическая сторона мировоз- зрения: чувства, настроения


 

Образ мира в на- глядных представ- лениях


 

Познавательно- интеллектуаль- ная сторона миро- воззрения


 

 


Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия


Представление

о мире на основе рационального его

объяснения


Знания

 

 


Духовные ценности


Структура

мировоззрения Принципы


 

 

Идеи
Идеалы Убежде- ния

 

 

Можно выделить следующие особенности мировоз- зрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с пережи- ваемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт обще- ство.

2. В мировоззрении могут проявляться:

— догматизм (гр. dogma — мнение) — форма мышле- ния и действия, характеризующаяся косностью,

«мёртвостью», неподвижностью, стремлением к

авторитарности;

— скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, ис- пользующее сомнение в познавательных возмож- ностях мышления;

— разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — ус- тойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои дейс- твия и поступки.

Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ори- ентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

 

Мировоззрение Направленность личности

 

Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и дейс- твий, привычек и наклонностей.


Носители мировоззрения

 

 


Отдельная личность


Социальная группа


Общество в целом


Человечество в ту или иную эпоху


 

Пути формирования мировоззрения

 

 

Стихийное Осознанное


 

На основе обыденного опы- та, под влиянием жизнен- ных условий


 

Посредством целенаправ- ленной теоретической раз- работки фундаментальных принципов, идей, идеалов


 

Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не ме- нее, они существенно отличаются друг от друга специфи- кой формирования и своим содержанием.

Классификация видов мировоззрения может быть различной.

1.

 

Мировоззрение

 

 

Теоцентризм Природоцентризм

 

Приоритет отдаётся Богу Приоритет отдаётся природе

 

 

Антропоцентризм Социоцентризм


 

Приоритет отдаётся человеку


 

Приоритет отдаётся обществу


 

 

Знаниецентризм, нау1Соцентризм

 

Приоритет отдаётся зна- ниям, науке


2.

Мировоззрение

 

 

Прогрессивное Реа1Сционное

 

3.

Мировоззрение

 

 

Революционное Консервативное


 

Приоритет нового, обосно- вание необходимости преоб- разования наличного бытия


 

Приоритет сохранения су- ществующего положения


 

4.

Мировоззрение

 

Оптимистичес1Сое Пессимистичес1Сое

 

5.

Мировоззрение

 

Обыденное (или

житейс1Сое) Религиозное Философс1Сое Научное


является по- рождением повседневной жизни людей, в сфере кото- рой осущест- вляется удов- летворение их потребностей


связано с признанием сверхъестес- твенного на- чала, под- держивает

в людях на- дежду на по- лучение ими того, чего они лишены в своей жиз- ни. Основа — религиозные учения (хри- стианство, ислам, буд- дизм и др.)


связано с тео- ретическим обоснованием содержания

и способов достижения обобщённых знаний о дейс- твительности, с установле- нием норм, ценностей и идеалов, оп- ределяющих цели, средст- ва и характер деятельнос-

ти людей


теоретичес- кое осмысле- ние резуль- татов науч- ной деятельнос- ти людей, обобщённых итогов чело- веческого познания


Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

 

Роль мировоззрения в жизни человека

 

 


Даёт человеку ориентиры и це- ли для его прак- тической и те- оретической де- ятельности


Позволяет людям по- нять, как лучше достичь намеченных ориенти- ров и целей, вооружает их методами познания и деятельности


Даёт возмож- ность опреде- лять истин- ные ценнос- ти жизни и культуры


 

Т е м а 5. Виды знаний

Познание — процесс деятельности человека, основ- ным содержанием которого является отражение объек- тивной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предме- та познания.

 

Процесс познания

 

 

Субъе1Ст познания
     
Познающий человек, наде- лённый волей и сознанием, или коллек- тив     Всё об- щество
 
         

 

Объе1Ст познания
     
Познаваемый предмет, (про- цесс, явление, внутреннее со- стояние чело- века)   Весь ок- ружаю- щий мир
 
         

 

Результат

 

 

Знание


Представители различных философских направле- ний по-разному отвечали на вопрос о возможности позна- ния мира.

 

  Агностицизм (гр. agnostos — недоступный познанию)   Скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий)   Оптимизм (лат. optimus — наилучший)
  Отрицает полно- стью или частично возможность по- знания мира, по- знание не даёт достоверных сведе- ний о мире   Не отрицая прин- ципиальной воз- можности позна- ния мира, выража- ет сомнение в том, что все знания о мире носят досто- верный характер   Утверждает прин- ципиальную позна- ваемость мира, принципиальную возможность полу- чения достоверных знаний о мире

 

 


Обыден- ное


Виды

познания Социальное


 


Научное Религиоз- ное


Мифологи- чес1Сое


Художест- венное


 

 

Ни один из видов познания не является изолирован- ным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Познание имеет два уровня (две стороны), ступени —

чувственное познание и рациональное познание.


Познание

 

 


Чувственное познание

 

Осуществля- ется органами чувств (зрени- ем, слухом, обо- нянием, осяза- нием, в1Сусом)


Рациональное познание

 

Присущее толь1Со челове1Су, являет- ся более сложным способом отраже- ния действитель- ности, 1Соторый осуществляется посредством мыш- ления


 

 

Формы Формы

 


• Ощущение — отраже- ние отдельных свойств предмета, явления, про- цесса, возни1Сающее в результате их непосред- ственного воздействия на органы чувств

• Восприятие — чувст- венный образ целостной

1Сартины предмета, про- цесса, явления, непосред-

ственно воздействую-

щих на органы чувств

• Представление — чув- ственно-наглядный,


• Понятие — мысль, утверж- дающая общие и существен- ные свойства предмета, про- цесса, явления

• Суждение — мысль, утверж- дающая или отрицающая

что-либо о предмете, процес- се, явлении

• Умозаключение (вывод) —

мысленная связь нес1Соль1Сих суждений и выделение из них

нового суждения


обобщённый образ пред- мета, процесса, явления,

сохраняемый и воспро-

изводимый в сознании и без непосредственно-

го воздействия самих

предметов познания на органы чувств


Инду1С- тивное — умозак- лючение от частно- го к об- щему


Деду1С- тивное — умозак- лючение от обще- го к част- ному


Полу- чаемое по анало- гии


По-разному рассматривается вопрос о месте чувствен- ного и рационального познания. Существуют прямо про- тивоположные точки зрения.

 

Эмпиризм (гр. empeiria — опыт) Рационализм (лат. ratio — разум, рассудок)
Единственным источником всех наших знаний является чув- ственный опыт Наши знания могут быть по- лучены только с помощью ума, без опоры на чувства

 

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания прояв- ляются как единый процесс. Различие же между ними не временн ое, а качественное: первая ступень низшая, вто- рая — высшая.

Знание является единством чувственного и рацио- нального познания действительности. Вне чувственно- го представления у человека нет никакого реального зна- ния. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувствен- ного содержания. Не только потому, что своим проис- хождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без ра- циональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.029 с.)