Образцы двух способов изложения материала для рассматриваемой части сочинения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы двух способов изложения материала для рассматриваемой части сочинения.



От формулировки проблемы к комментарию От комментария к формулировке проблемы
Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста Д. Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского. Читая текст Ф.Виноградовой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днем Победы, только, по его словам, «почета никакого не было». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчеркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убежден: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.
В. Тендряков поднимает проблему создания идеального общества. Эта социально-философская проблема имеет тысячелетнюю историю. «Государство» Платона, знаменитая «Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Кампанеллы – это произведения, авторы которых размышляли о том, каким должен быть гармоничный человек. Однако достичь желанной гармонии в обществе трудно. Писатель на своем опыте убедился в то, что общество может самого гуманного человека заставить убивать себе подобных. Затронутая автором проблема по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, деление людей на богатых и бедных, с сожалением замечаем, что государство далеко не всегда защищает интересы своих граждан, и не можем не думать о том, как изменить жизнь нашей страны к лучшему. «Каждого из нас окружают люди», пишет В.Тендряков. Действительно, человек связан с окружающими тысячами нитей, и все эти сложные отношения образуют единый «действующий механизм» общества. Автор говорит о том, что этот «механизм» упорядочивает жизнь отдельного человека, заставляет обуздывать некоторые желания, приучает считаться с мнениями других людей и даже может заставить «гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой». Итак, писатель обращает наше внимание на проблему свободы личности.
Войны сопровождают человека с древнейших времен. Какими могут быть последствия войны в век ракетно-ядерной техники? Над этой серьезной проблемой размышляет в своем тексте В.Алексеев. Автор доказывает, что современная война – это глобальная экологическая катастрофа, способная уничтожить жизнь на Земле. Статистические данные, которые приводит В.Алексеев, поражают: войны «пожирают» колоссальное количество природных ресурсов, а современные научные открытия делают возможным ядерные, химические, биологические и даже климатические атаки! С болью пишет автор о разрушенных городах, изуродованных лесах, об искалеченных и физически уничтоженных людях. Его, как и каждого из нас, тревожит будущее планеты, которая может превратиться в «безжизненное космическое тело, зараженное радиоактивными осадками». «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Эта знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери очень точно характеризует ситуацию, описанную в тексте Альберта Лиханова: из детдома взяли девочку Аллочку, чтобы ее удочерить, а затем отказались от своего решения, чем нанесли глубокую душевную рану девочке, уже однажды потерявшей родителей. Как подчеркивает автор, привычка к спокойной, благополучной жизни оказалась сильнее «интереса к чужому ребенку». С горькой иронией описывает Лиханов эту семью: «ненастоящий отец» оказывается эгоистичным, равнодушным человеком, взрослые не понимают, что их поступки – это не просто ошибка, а настоящее предательство, что любовь и забота дороже любых подарков. Таким образом, писатель предлагает каждому из нас задуматься над проблемой ответственности человека за свои слова и поступки.

Запомни! Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о то, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор.

 

VIII. Позиция автора и способы ее выражении.

Авторская позиция может проявляться в:

§ Положительном

§ Отрицательном

§ Саркастическом

§ Ироничном

§ Осуждающем неоднозначном

§ Двойственном

§ Небезразличном

§ Скептичном

§ Юмористическом отношении к изображаемому.

Материал к заданию 1

 

Основные проблемы 1) Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму. 2) Проблема насилия и нравственной стойкости, лжи и правды. 3) 3) Проблема внутренней духовной свободы писателя.
Позиция автора 1) Открытое насилие немыслимо без лжи. 2) 2) Каждый должен противостоять злу, не участвуя во всеобщей лжи. 3) 3) Писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честным даже в самых бесчеловечных условиях.

 

Авторская позиция может быть выражена

 

1) Четко, прямо, непосредственно: § В названии текста. § В отдельных предложения текста. § Через ряд аргументов. 2) Через модальный план текста: § Риторические вопросы § Риторические восклицания § Порядок слов § Лексические повторы § Оценочную лексику § Модальные слова и частицы § Ряд вводных слов, словосочетаний и предложений.

 

Словарь

Различные способы формулирования позиции автора:

§ Позиция автора такова…

§ Автор считает, что…

§ Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

§ Автор убеждает нас в том, что…

§ В тексте доказывается мысль о том, что…

§ Основная мысль текста заключается в том, что…

 

IX. Что такое аргументация?

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Основные типы аргументов:

§ Факты, события

§ Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений

§ Пословицы и поговорки

§ Примеры из личной жизни и жизни окружающих

§ Примеры из художественной литературы.

 

Образцы аргументации

1)Тезис. Человек должен воспитывать в себе «талант доброты».

Аргумент (на примере худ. произведений). Я думаю, каждый здравомыслящий человек согласиться с автором. Русская классическая литература всегда защищала нравственные ценности. Именно «таланту доброты» учили своих читателей многие русские писатели. Например, Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает героя, которого, как это ни странно, толкает на преступление желание помочь окружающим. Однако писатель показывает, что Раскольников, стремящийся облагодетельствовать человечество, не задумывается о том, что в душе его нет добра, а есть только эгоистическое желание стать властелином судьбы. Так Достоевский дает своим читателям нравственный урок: подлинное добро – это искреннее, бескорыстное желание помочь другому, а с этими поступками в нас крепнет и растет тот самый «талант доброты», о котором рассуждает автор.

Ссылки на авторитет.

§ Выдающийся борец за гражданские права Лютер Кинг учил, что…

§ Гениальный русский ученый Д.И.Менделеев однажды сказал, что…

§ Еще Петр I говорил, что…

§ Любой историк скажет вам, что…

§ Большинство врачей считает, что…

§ Как установлено японскими учеными…

3)Ссылка на конкретное лицо. Косвенная речь.

Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. Он писал, что время и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

4) Пословицы и поговорки. В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт народа, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет» - едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся народными взрывами, но и терпение холопское – притерпелость.

5) Рассуждение с дефиницией (дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающего существенные признаки предмета или явления, толкование слова).

§ Кто такой писатель? Это человек, который может писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек.

§ Может это человек, который пишет грамотно? Нет. Правильно умеют писать все образованные люди.

§ Это то, кто пишет интересно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик.

§ Писатель – это человек, который создает худ. произведения.

6) Силлогизм (дедуктивное умозаключение).

Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен.

7) Аналогия (умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса).

Вспомните знаменитый монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

- Что такое это ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампочки? Да ее вовсе не существует.

- Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.

IX.Обобщаем сказанное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.013 с.)