Молитва Иисусова разделяется -- на три, даже на четыре ступени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молитва Иисусова разделяется -- на три, даже на четыре ступени.



Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять усилие, чтобы собрать рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная; когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал, – молитва все совершается.

Третья ступень – это молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фракийский. К нему однажды пришел для назидания один инок. В разговоре Марк спросил: "Есть ли у вас теперь такие молитвенники, которые могут и горы передвигать?" (Мф. 17, 20; 21, 21; Мк. 11, 23). Когда он это говорил, гора, на которой они были, содрогнулась. Св. Марк обратясь к ней как к живой, сказал: "Стой спокойно, я не о тебе говорю".

 

Наконец, четвертая ступень, это такая высокая молитва, которую имеют -- только Ангелы, и которая дается разве -- одному человеку на все человечество.

 

Покойный батюшка о. Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он -- отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последние годы Батюшка был как бы болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келье.

Однажды совершали всенощную, Батюшка полулежал, один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой позади Батюшки. Вдруг этот последний видит, что о. Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе. Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу и келейники пошли к себе, то один сказал другому.

-- Ты видел? -- Да.

-- Что же ты видел? -- Видел, что Батюшка отделялся от кровати и молился на воздухе.

-- Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.

 

Хотели они спросить о. Амвросия, да побоялись: Старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет бывало, палку, хлопнет ею в совопросника и скажет:

-- Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь? – и больше ничего.

Эта необходимейшая молитва почти всюду оставлена, особенно в женских монастырях. Исполнители ее кое-где как свечи догорают.

 

Прежде молитву Иисусову проходили не только монахи, она была обязательна и для мирских (например, известный исторический деятель Сперанский – издатель законов, упражнялся в творении Иисусовой молитвы, и был всегда радостен, несмотря на многоразличные труды свои).

Теперь же даже монахи недоверчиво относятся к этому подвигу. Один, например, говорит другому:

-- Слыхал? -- Что?

-- Да о. Петр начал совершать Иисусову молитву. -- Неужели? Ну, верно с ума сойдет.

 

Есть пословица: "Нет дыма без огня". Действительно, бывали случаи, что и с ума сходили -- люди; но от чего? Да брались за эту молитву -- САМОВОЛЬНО, без благословения, с большим -- САМОМНЕНИЕМ и, начав, сейчас же ХОТЕЛИ -- попасть в святые; лезли на небо -- напролом, как говорится; ну и обрывались.

 

Все рабы Божии и в монастыре и в Скиту проходят молитву Иисусову, только трудовую, т.е. 1 ступени.

Впрочем, и на этой ступени есть до 1000 подразделений, проходящие эту молитву поднимаются, так сказать, с одной линейки на другую. Но человек не может определить сам на какой линейке он стоит; считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Бога те дары, которые несет Иисусова молитва, – это покаянное чувство, терпение и смирение.

 

Игнатий (Брянчанинов), был послушником в Оптином Скиту, спросил одного инока: "Скажи отче, на пользу моей души, – самодвижная ли у тебя молитва?" Тот, видя, что вопрос предложен не из любопытства, оказал: "Слава Господу, сподобившего меня сего дара, с которым я теперь никогда не расстаюсь; но получил его внезапно, точно молния озарила меня однажды после многих лет трудовой молитвы".

 

Есть в Скиту иноки, которые по 40 лет совершают молитву, но она у них все еще трудовая; мысли расходятся. Некто спросил у о. Амвросия: "На каком слове в молитве Иисусовой делать ударение? Не на слове ли Иисус?" – "Это великое слово Господа, – отвечал Старец, – но для нас, немощных, полезнее делать ударение на слове "грешный"". Низшая ступень Иисусовой молитвы есть простое произношение ее, высшая – молитва творческая, способная и горы передвигать. Конечно, между низшей и высшей ступенью разница огромная. Святые достигали вершины этой молитвы, которая открыла им врата Рая. Преподобный Серафим – творец Иисусовой молитвы, достиг высокой славы: минуя все чины ангельские, он сподобился восхвалять Бога в чине серафимском. С ними взывает он ныне ко Господу: Свят, Свят, Свят.

 

Иисусова молитва просвещает и простецов, делая их великими мудрецами духовными.

Молитва бывает во-первых – устная, во-вторых – внутренняя, сердечная; в третьих – духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва выше внутренней, сердечной. Имеющие ее НАЧИНАЮТ -- познавать ТАЙНЫ природы, они смотрят на все с внутренней стороны на смысл вещей, а не на внешнюю сторону. Они постоянно бывают охвачены духовным восторгом, умилением. Их восторг для нас непонятен. Доступный нам восторг самых великих художников, в сравнении с их духовным восторгом есть ничто, ибо он душевен. Просвещение научное может быть усваиваемо всеми народами, но нравственное просвещение и чистота свойственны -- только христианину... В монастыре достигнуть нравственного совершенствования удобнее, чем в миру... Как в миру, так и в монастыре волнуют человека страсти, но в миру с наслаждением -- предаются страстям, если не на деле, то в слове и мысли, а в монастыре идет -- борьба против влечения страстей, за что и получается от Господа -- награда и нравственное очищение...

 

Преп. Серафим Саровский говорит, что кто в монастыре – НЕ ТВОРИТ молитвы Иисусовой, тот не монах... и страшно подумать, что добавляет: «Тот -- обгорелая головешка». Да, необходимо иметь какую-нибудь молитву, хоть самую маленькую...

 

Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце, – нельзя передать на словах. Его может понять только тот, кто сам его испытал... Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный.

Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, -- ИСПЫТЫВАЕТ скорби. Раз решился идти этим путем, – пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, – нужно терпеть... А скорби эти тоже очень и очень НУЖНЫ – они ПОМОГАЮТ монаху -- не впасть в гордыню. К примеру, в Козельск нужно пройти. Есть два пути: один лесом, другой полями. Лесом сухая дорога, но в обход идет и потому длинная дорога, а полями, -- значительно ближе, но встречаются болота. Ты решаешься идти полями, желая прийти поскорее, то не пеняй на себя, если придешь в Козельск с одной колошей и мокрый. Так и здесь, надо быть готовым -- на всё.

 

О необходимости молитвы Иисусовой.

Это страшные слова, когда я это прочел еще послушником, я начал искать подтверждение сему, ибо это говорит только один преп. Симеон. И вспомнил текст Евангелия: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Если переставить слова, выходит так: «Бога узрят только -- чистые сердцем». А внутренняя молитва Иисусова и есть соединение ума с сердцем -- для устремления их к Богу...

 

Сила -- молитвы Иисусовой.

Но есть вопрос: где ключ для открытия духовных радостей? На это ответ один: в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. И степени она имеет разные. Самая первая – это произнесение слов: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. На высших степенях она достигает такой силы, что может и горы переставлять. Этого, конечно, не всякий может достигнуть, но произносить слова "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя" каждому нетрудно, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Одна, например, горда, другую одолевают -- блудные помыслы, кажется, и мужчин не видит, а все мысль блудит, третья завистлива, а бороться нет силы, где взять их? Единственно в Иисусовой молитве. Враг всячески -- отвлекает от неё. Ну что за бессмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не участвуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь другим. Не слушайте его: лжет. Продолжайте -- упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держались -- этой молитвы и она становилась им так -- дорога, что они ее ни на что -- не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились опять начать молитву. Их стремление было похоже на желание человека жаждущего, например, после соленой пищи утолить свою жажду. так и святые жаждали начать молитву; и начинали с пламенной любовью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.008 с.)