Отстраненность; потребность в уединении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отстраненность; потребность в уединении.



А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражения не вызывают у них всплеска эмоций. Они умеют сохранять благородство и гордость в лю­бой ситуации. Это было бы невозможно, если бы они не имели собственного мнения и во всем пола­гались на мнение других людей.

Эти люди объективны, ибо для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние пере­живания. Они способны к такой внутренней кон­центрации, которая делает их отрешенными, позво­ляет забыть о тревогах и волнениях. И даже в труд­ные минуты у них не развивается бессонница и не пропадает аппетит, сохраняются хорошее настрое­ние и сексуальные способности.

Отстраненность самоактуализированного челове­ка может вызвать недоумение у среднестатистического человека, который склонен рассматривать эту отстраненность как холодность, снобизм, недруже­любие. Самоактуализированный человек не нужда­ется в друзьях, если понимать дружбу как некую взаимозависимость. В нашей культуре залогом дружбы является взаимозависимость. Среднестати­стический человек не захочет дружить с самоакту­ализированным человеком, ведь тот никогда в жиз­ни не положит на алтарь дружбы свою независи­мость, никогда не пожертвует ради друга своей автономностью.

Автономность — это не только независимость, но также самоопределение, самоуправление, способ­ность к принятию ответственности на себя, актив­ный поиск решений, умение не быть пешкой в чу­жой игре. Самоактуализированный человек сам фор­мирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. Общаясь с та­кими людьми, А. Маслоу понял, что некоторые ка­чества, которые он раньше воспринимал как нор­мальные, на самом деле являются болезненными и ущербными. Многие люди утратили способность к самоопределению, они готовы позволить манипули­ровать собой. Неудивительно, что у них бывают при­ступы беспомощности, слабости.

Изучая проблему одиночества, я пришел к вы­воду, что ценность человека можно определить по тому, как он переносит одиночество. Ведь именно находясь в одиночестве, я могу расти и сделать что-то новое. Вот и сейчас я пишу, находясь в одиноче­стве. Еще А. Шопенгауэр отмечал, что чрезмерная общительность свидетельствует о низком духовном развитии. Человек не может быть с самим собой по­тому, что ему с самим собой тошно. Я даже для себя перефразировал известный афоризм: скажи мне, как ты переносишь одиночество, и я скажу, кто ты. Бо­лее подробно я обосновал это положение в статье «Психология одиночества».

6. Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.

Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост.

Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только от других людей они могут получить столь необходимые им любовь, безопасность и уважение. Самоактуализи­рованный человек в них не нуждается. Более того, другие даже могут мешать им развиваться. Они не ищут похвалы, одобрения и даже любви. Призна­ние, популярность, слава, почести, любовь для них ничто по сравнению с гложущей их потребностью в саморазвитии.

Свежий взгляд на вещи.

А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разными проявлениями жизни, к которым обыч­ный человек привык и которых уже не замечает.

Самоактуализированные люди радуются осново­полагающим ценностям жизни. Никто из них не испытывал восторга при посещении ночного клуба или вечеринки. Никто не назвал в качестве источ­ника вдохновения деньги, как отмечал Маслоу.

Секс для них не только плотское удовольствие, но и источник духовных переживаний.

Неспособность радоваться жизни — основной ис­точник зла, человеческих трагедий и страданий. Мы сами отказываемся от радостей жизни без сожале­ния и раскаяния. Мы с легкостью привыкаем к хо­рошему, мы не бережем своих детей, родных, дру­зей и свое здоровье, и только лишившись их, начи­наем понимать их истинную ценность. Чтобы избежать этого, я предложил молитву «Инвентари­зация». Каждый день следует начинать со слов:

«Благодарю судьбу (для атеистов) или Бога (для верующих), что проснулся живым и невредимым. У меня есть жена (муж), дети, квартира, дача и т.д. И только после этого просить у судьбы или Бога то, чего вам не хватает.

Жизнь наша станет несравненно лучше, если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по от­ношению к ней такое же чувство глубокой благо­дарности, которое испытывает самоактуализирован­ный человек. Ведь квартира, в которой вы живете, стала намного лучше, чем когда вы ее только полу­чили. Почему же вы не можете сейчас радоваться ей так, как радовались раньше?

Мистическое, высшее переживание.

А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемогущества, утратой ориентации во времени и про­странстве, чувством духовного перерождения, лично­стной трансформации. Это высшее переживание. Оно является сгустком всех тех состояний, которые мож­но определить как состояние полной погруженности в проблему.

Мало кто способен по достоинству оценить само­актуализированного человека, хотя, как правило, он не обделен любовью и уважением. Несмотря на внешнюю холодность, отчужденность, он глубоко переживает за окружающих его людей. Он остро чувствует себя принадлежащим человеческому роду, свое родство с людьми, которых мог бы презирать. Но он относится к ним снисходительно, понимая, что пока они просто не видят истину, которая оче­видна для него. Такое отношение к людям А. Ад­лер назвал братским.

 

 

Межличностные отношения.

А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуализированным человеком трудно. Это мо­гут сделать только психологически здоровые люди, приблизившиеся к самоактуализации. У самоакту­ализированного человека мало друзей. Круг его об­щения достаточно узок, что объясняется его высо­кой требовательностью к качеству этих отношений. Но терпим и снисходителен он со всеми людьми, даже с неприятными ему. «В конце концов человек несовершенен. Но ведь он может достичь совершен­ства. Он делает глупости, а потом мучается и стра­дает, не понимая, почему его добрые намерения за­вели его не туда. Он расплачивается за свою глу­пость своим собственным несчастьем. Его можно только пожалеть».

Его отношения со своими поклонниками можно охарактеризовать как односторонние. Поклонники требуют от него гораздо большего, чем он может им дать. Они слишком назойливы, и поэтому это тяго­тит самоактуализированного человека. Способ его взаимодействия с армией поклонников таков: он лю­безен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и по возможности деликатно отде­латься от них. Человек, ставший на путь самоакту­ализации, вынужден отказываться от общения, ко­торое тормозит его развитие. Довольно часто он от­казывается от общения со многими старыми «друзьями», если они не участвуют в процессе са­моактуализации, не растут. Так, если мы хотим, чтобы дерево выросло, то срезаем у него нижние ветки. Я знаю, как сильно задерживается развитие человека, если он не может избавиться от хронофагов (людей, пожирающих его личное время). Ведь иногда только личное время вы можете потратить на собственное развитие. Вот и сделайте себе этот подарок.

Демократичность.

Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократичен. Он готов общаться с любым че­ловеком вне зависимости от его классового положе­ния, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Он просто не замечает этих различий, которые так существенны для среднестатистичес­кого человека. Он не боится показаться несведущим, он готов учиться у всякого, кто может дать ему что-то новое. Он не стремится во что бы то ни стало доказать свое превосходство, он не щеголяет эруди­цией, не стремится произвести впечатление на че­ловека своим высоким статусом и жизненным опы­том. Пожалуй, он даже готов признать свою незна­чительность.

Любой мастер своего дела может рассчитывать на его уважение и даже восторг. Эта демократич­ность не имеет ничего общего с неразборчивостью, со слепой уравниловкой. Самоактуализированный человек разборчив в дружбе. Его друзья из числа элиты, но их элитарность определяется не породой, не происхождением, не цветом кожи, а исключительно характером, способностями и талантом.

Самоактуализированный человек с уважением относится к любому человеку. Стать демократом крайне трудно. Ведь трудно увидеть в этом плохом человеке здоровое начало, увидеть его не таким, каков он сейчас, а таким, каким он может стать, способствовать этому. Это и есть любовь. Вспоминается, как в первые годы перестройки один такой «демократ» с высокой трибуны говорил примерно следующее: «Каленым железом надо выжигать аппаратчиков...» А ведь иной аппаратчик вовсе не виноват, что аппаратчик.

11. Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.

Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический человек. В средние века таких людей называли Божьими людьми.

Самоактуализированный человек умеет отличать средство от цели. Но путешествие для него так же приятно, как и момент прибытия. Даже самая обы­денная, рутинная работа становится веселой игрой, способом самовыражения. Он умеет найти интерес в любом деле. Работа, сколь бы ответственно он к ней ни относился, является для него развлечением, игрой.

Развивая эту тему, я пришел к выводу, что цель поначалу может быть и неправедной. Самое глав­ное, чтобы средства были праведные (психологичес­ки грамотные). Тогда происходит коррекция цели. Ко мне приходят невротики с неправедными целя­ми: вернуть ушедшего мужа (жену), снять началь­ника, отбить сексуального партнера. Я предлагаю осуществлять это праведными (психологически гра­мотными) средствами. Во время такой работы че­ловек растет, самоактуализируется. И ему уже ста­новится ненужным беглый супруг, с начальником налаживаются хорошие отношения, исчезает необ­ходимость отбивать сексуального партнера.

Философское чувство юмора.

А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человека, возомнившего себя «пупом Земли». В шутке всегда есть некий подтекст. Их шутки всегда назидательны, как притчи и басни. Самоактуализи­рованные люди шутят реже, чем среднестатистичес­кие. Их нельзя назвать весельчаками и балагурами, они не травят анекдоты, не устраивают веселых ро­зыгрышей. Философский юмор самоактуализирован­ного человека может вызвать улыбку, но не гомери­ческий хохот.

Тема юмора гораздо более серьезна, чем это ка­жется на первый взгляд. Наблюдая нашу молодежь, я заметил, что они скорее иронизируют, т.е. подме­чают недостатки своих ближних и смеются над ними. Я солидарен с Ф. Ницше, который иронию называл бесчинством, а ироничного человека сравнивал с со­бакой, которая кусает и одновременно улыбается. От этого портится характер. Многих людей, в том числе и умных, погубила страсть к иронии. У иро­ничных людей повышен уровень тревоги. Они, как правило, сами мало чего добиваются, ибо фактичес­ки «шлифуют» тех, над кем издеваются. Если уж хотите иронизировать, иронизируйте над собой.

Креативность.

Креативность, способность к творчеству, созида­нию, по мнению А. Маслоу, есть универсальная ха­рактеристика всех самоактуализированных людей. Она сродни креативности ребенка, еще не испорчен­ного влиянием культуры. По мере социализации боль­шинство из нас утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни. Все дети креативны. Поэтому мы вправе предположить, что, сбросив око­вы культуры, окажемся в царстве креативности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.01 с.)