Алексей михайлович и федор алексеевич: признаки формирующегося абсолютизма во второй половине 17 В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алексей михайлович и федор алексеевич: признаки формирующегося абсолютизма во второй половине 17 В.



 

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

● реже созывались Земские соборы;

● снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);

● изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;

● возрастала роль светской культуры;

● присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

Федор алексеевич:

1. отмена местничества-1682г

2. Федор Алексеевич в 1681г создал расправную палату, состоявшую из узкого
круга лиц, куда вносились предварительно обсуждаемые вопросы, выносимые на
рассмотрение в боярскую думу.

3. Была проведена реорганизация приказной
системы - несколько приказов стали подчиняться одному лицу.

4. В 1650г введён счётный приказ.
Организация контроля за средствами чиновников

 

14. У истоков петровских преобразований: личность и подготовка молодого царя, влияние заграничных впечатлений, формирование опорного звена модернизации в русском обществе.

 

Реформы аппарата власти и управления в первой четверти 18 в. в России. Оформление абсолютизма при Петре Великом.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями и формировалась из представителей дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

 

Основные параметры развития российской государственности от Екатерины I до Петра III: дворцовые перевороты, судьбы политического наследия Петра I.

Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. В условиях абсолютной монархии дворцовый переворот оказывался единственным действенным способом обратной связи между верховной властью и обществом, точнее, его дворянской верхушкой.

За вычетом перехода власти от Анны Иоанновны к Анне Леопольдовне в 1740 году, от Елизаветы Петровнык Петру III в 1761 году и от Екатерины II к её сыну Павлу I в 1796 году, во всех прочих случаях в течение первого века существования Российской империи власть передавалась путём применения угрозы или силы:

● 1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I

● май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов

● сентябрь 1727 — свержение Меншикова

● 1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие

● 1740 — свержение Бирона группировкой Миниха

● 1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны

● 1762 — возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III

● 1801 — убийство Павла I

Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол. Фактически монарх мог назначить своим наследником кого угодно[1]. Если он по каким-то причинам не успевал этого сделать, вопрос о законном наследнике оказывался открытым. При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали хотя и примитивным, но единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системами абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим дворянским сословием.

Неопределённость в вопросе о правилах наследования престола была в известной степени устранена принятием в 1797 году т. н. Павловского закона о престолонаследии, который установил чёткие законоположения, только при условии соблюдения которых последующие монархи могли восприять российский престол.

Государственная деятельность Екатерины II на фоне европейского просвещенного абсолютизма.

Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель. В 1767 году Екатерина II созвала уложенную комиссию, на которой поднимался вопрос выработки нового свода законов и решение крестьянского вопроса. Разочаровавшись в результатах комиссии, Екатерина распустила ей в 1768 году. Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании" имел большое значения для просвещения в культуре. В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Во время её царствования были открыты первые женские учебные заведения.

Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.)