Сущность, структура и функции экономического поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура и функции экономического поведения



Сущность, структура и функции экономического поведения

Под экономическим поведением понимается всякая неслучайное действие, отражающее осознанное решение человека по поводу удовлетворения собственных материальных потребностей и связанное с реализацией необходимости экономии времени в процессе общественного воспроизводства материальных благ.

Характеристики экономического поведения: это отношение ко времени, его ценность и рациональность.
Структура экономического поведения:
- трудовая деятельность
- дисциплина труда
- трудовая активность

Структура поведения человека едина для всех людей, формы экономического поведения различаются между собой. Структура поведения представляется единством взаимодействующих систем: мотивация деятельности, и материальной деятельности человека в процессе его творческого развития. Экономическое поведение - это поведение в сфере собственного, а затем и общественного материального воспроизводства. Структурирование экономических действий выражаются через принципы экономической деятельности: целенаправленности, рациональности, эффективности. Эти принципы реализуются в процессе деятельности.

Функции поведения человека: информационная, адаптационная и креативная.

 

Открытые формы организации бизнеса

 

Черты открытой корпорации:

 

1. Это общество с ограниченной ответственностью

2. Права собственности, доли собственности тут обезличены.

3. Менеджер и собственник здесь полностью разделены.

 

Производственная организация открытой корпорации требует концентрации большого капитала. Такая концентрация заставляет увеличивать размеры фирм, что можно сделать двумя путями:

 

1. Банковский кредит

2. Выпуск акций

 

Некоммерческая организация - это форма открытой организации, обычно ориентирующаяся на предоставление товаров, которые люди хотели бы видеть потребляемыми другими людьми. Пример: образование, культура

Заказчики таких товаров бывают двух типов: правительство и частные лица.

Не исключено что деятельность такой фирмы окажется выгодной.

 

Политические фирмы - это государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые могут существовать в разных секторах экономики.

Унитарные предприятия - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности за закрепленное за ней имущество. Политические фирмы могут успешно работать в тех секторах экономики, которые не являются высоко конкурентными, так как эти фирмы связаны с некоторой убыточной деятельностью и требуют бюджетного финансирования.

 

Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера

Оппортунистическое поведение отличается нацеленностью на сиюминутный результат, непоследовательностью, готовностью к нарушению моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Впервые этой проблемы коснулись Берли и Минс в 1932 году. В своей книге "Современная корпорация и частная собственность" они провозгласили революцию менеджеров, понимая под этим следующее - корпорации которые привлекают капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности инвестиции между корпорациями.

Ситуация революции менеджеров рассматривалась как в положительном, так и отрицательном контексте.

 

Виды оппортунистического поведения:

 

1. Потребление на рабочем месте.

2. Инвестиции за счет дивидендов.

3. Расширение операции за пределы оптимальности.

4. Противостояние поглощениям.

 

Менеджер чаще оказывается на улице в результате поглощения его фирмы другой фирмой или в результате увольнения. Существуют "отравленные пилюли" - это специальные права акционеров в соответствии с которыми акционер в случае поглощения фирмы имеет право выкупить по очень низкой стоимости n-ное количество акций. Это институциональная форма противостояния поглощения фирмы, которое дает некие гарантии фирмы против слияния. Однако вопрос кто их примет это пилюли. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, это нормально. Это означает - четкое обязательство собственников компании остаться в данной сфере не смотря ни на что. Но совсем другое дело, если эти пилюли принимает управление компании, а не собрание компании в не собрание акционеров. Это означает оппортунистическое поведение высшего менеджмента. В России степень контроля над менеджерами близка к нулю. В России представители фирмы частным образом купившие контрольный пакет акций приезжают на предприятие а их туда не пускают. Они пытаются тем или иным способом перевести прибыль в другие предприятия посредниками, где они являются настоящими собственниками. Рынок, на котором действует корпорация, представляет собой некий ограничитель оппортунистического поведения менеджеров корпораций:

 

1. Конкуренция на рынке капитала.

2. Рынок услуг менеджеров.

3. Конкуренция межу командами менеджеров, которая проявляется в поглощении фирмы.

 

Оппортунистическое поведение высших менеджеров:

1. Злонамеренное поведение. Перекачка ресурсов в другую фирму. Отлынивание от работы, а также деятельность фирмы, которая сознательно образовывается на обмане.

2. Не злонамеренное поведение. Ведет к значительным потерям.

а) сотрудник банка вложил все денежные средства банка в рискованные бумаги. С намерением заработать как можно больше денег для банка.

б) Потребление на рабочем месте. Менеджер заявляет, что он должен ездить на престижной машине с охраной.

в) Вхождение в дорогостоящие проекты.

 

Институциональные ловушки

 

Феномен «институциональных ловушек» стал одной из серьезных проблем, с которой сталкивается правительство при проведении рыночных реформ. В терминах неоинстуциональной теории «институциональная ловушка — это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер». Суть ее заключается в следующем: осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, мы создаем тупиковую ситуацию для решения стоящих перед нами задач. Явление, получившее такое определение, связано с отсутствием необходимой согласованности макроэкономических регуляторов. Преобразования экономических институтов не могут осуществляться произвольно, потому что в экономике все взаимосвязано: уровень товарных цен - цена труда; гарантированный минимум оплаты труда - наполняемость бюджета; соотношение внутренних и мировых цен - валютный курс; использование разницы между ценами предприятий, контрактными и мировыми ценами - поступление налогов - утечка капитала и т.п.

 

После того, как «институциональная ловушка» сформировалась, возврат к начальным (дореформенным) условиям не приводит к ее разрушению: имеет место так называемый институциональный аналог известного из макроэкономической теории эффекта гистерезиса — влияние прошедших событий на естественные значения экономических переменных. В свете институциональной теории гистерезис — типичное явление для процессов формирования норм и, в частности, «институциональных ловушек»; не что иное, как одна из форм зависимости социально-экономической системы от ее предшествующего пути развития.

Хрестоматийным примером неэффективного технологического размещения стала «проблема QWERTY», изложенная впервые в работе Д. Норта «Экономическая теория эффекта QWERTY». Ученый исследовал, чем обусловлено стандартное расположение букв английского алфавита на клавиатуре компьютеров. На первых пишущих машинках такое расположение было выбрано из случайных соображений или, точнее, в верхний ряд были поставлены буквы, которые позволяли коммивояжеру быстро, в присутвии потенциального покупателя, напечатать слова «Type Writer». Но через 65 лет, когда было предложено расположение букв, обеспечивающее более высокую скорость печати (на 20—40%), для перехода на новую систему пришлось бы переучивать всех машинисток, уже освоивших скоростной метод печатания в системе QWERTY. В результате и по сей день мы имеем ту же клавиатуру с тем же традиционным расположением букв. Как отмечает Д.Норт, «приращение изменений технологической сфере, однажды принявшее определенное направление, может привести к победе одного технологического решения над другими даже тогда, когда первое технологическое направление, в конце концов, оказывается менее эффективным по сравнению с отвергнутой альтернативой».

 

Переходная рента

 

Любое ограничение свободного перетока ресурсов или уровня цен эквивалентно некоторой привилегии и порождает дополнительный рентный доход. Важнейшими источниками такого дохода в экономиках советского типа были различия между оптовыми и розничными, между внутренними и мировыми ценами. Основная часть ренты шла государству и перераспределялась, остальное присваивалось чиновниками и агентами черного рынка. В результате либерализации цен рентные доходы должны были исчезнуть а вместе с ними злоупотребления. (коррупция) В момент либерализации экономики некоторые экономические объекты получают возможность извлечь дополнительный доход. Либерализация цен ставит привилегированное положение поставщиком дефицитных товаров, либерализация внешней торговли дает возможность импортерам и экспортерам играть на разнице мировых цен, образование новых рынков валют и ценных бумаг создает массу арбитражных возможностей для банков. До 1992 года весь рентный доход благодаря монополии внешней торговли поступал государству.

Некоторая часть его терялась из-за неэффективности и коррумпированности государственных чиновников. В переходной экономике частные фирмы получают рентные доходы, от которых отказалось государство. Хотя в начальном периоде они большие, что приводит к быстрому обогащению тех, кто оказался в нужное время в нужном месте, механизмы реинвестирования еще не созданы, поэтому они тратятся на потребление небольшой группы частных лиц. Масса населения нищает. Резкий ход дифференциации доходов и криминализации общества характерные для переходных экономик тесно связаны с присвоением переходной ренты. В результате создаются предпосылки попадания в коррупционную ловушку.

 

Государство в период реформ

 

Крупные реформы проводятся правительствами и поэтому роль государства в период реформ неизбежно возрастает. Этот тезис справедлив и в том случае, когда реформы направлены на децентрализацию управления, на уменьшение роли государства. Успех реформ зависит от их подготовленности, выбора их последовательности и темпа. При этом важнейшая задача состоит в том, чтобы избежать институциональных ловушек.

В период реформ в условиях нестабильности институциональной структуры положение предприятий в большей мере может зависеть от случайных обстоятельств, чем от качества менеджмента. Поэтому особое значение приобретает государственная промышленная политика, направленная на то, чтобы не допустить банкротства фирм ли отраслей, важных для народного хозяйства, но попавших во временные трудности. Важными задачами промышленной политики являются также поддержка роста, стимулирование конкуренции и регулирование экспортных и импортных потоков за счет таможенных тарифов и квот.

Реформы в России стали необходимы потому, то система тотального государственного контроля над экономикой доказала свою неэффективность. Вместе с тем в условиях институционального неравновесия ни один другой агент, кроме правительства, не способен принимать эффективные долгосрочные решения. Если и правительство не способно на это, то реформы обречены на неудачу. Ни менеджеры и коллективы предприятий, ни частные предприниматели не обладают достаточно длительным горизонтом планирования. Не чувствуя уверенности в будущем, экономические агенты ставят перед собой краткосрочные задачи, стремятся к личному обогащению. Индикативное планирование призвано смягчить этот неизбежный момент переходного режима. С течением времени он частично преодолевается благодаря возникновению крупных корпораций, финансово-промышленных групп. Крупные корпорации являются носителями длительного планового горизонта и потому могут явиться опорой стратегического планирования. Рациональный баланс между антимонопольными мерами, сдерживанием корпораций и их поддержкой является непременным условием успеха долгосрочной промышленной политики, помогающей избежать институциональных ловушек.

 

Система рыночной экономики

 

Рыночная экономика - экономическая система, направляемая и регулируемая в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

Главные направления формирования рыночной экономики:

1. Либерализация экономики: это система мер направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Демократизация экономики и создание конкурентной среды: предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических объектов. Доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса.

3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношения собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (валютные банки, биржи), создание новой системы государственного регулирования экономики.

4. Структурные преобразования, направленные на устранение и смягчение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства.

5. Формирование новой системы социальной защиты населения.

Основные черты рыночной экономики:

1. Разнообразие форм собственности.

2. Саморегулирование хозяйственной деятельности.

3. Всеобщность рынка.

4. Контрактные отношения.

5. Экономическая ответственность.

6. Конкуренция.

7. Свободное ценообразование.

В рыночной экономике выделяют 2 формы собственности:

1. Частная

2. Государственная

Конституция рынка предполагает совокупность взаимообусловленность и достижение равновесия. В отличие от норм командой экономики, результатом исследования рыночных норм является стабильное равновесие на рынке.

 

Институциональные инновации

Институциональные инновации играют наиболее активную роль в институциональном развитии. Под институциональными инновациями принято понимать новшества формальных и неформальных институтов. Можно их определить как правила игры, создаваемые и устанавливаемые формальными и неформальными способами, не имеющие аналогов в данной институциональной среде. В экономической среде существует множество субъектов способных осуществлять эти инновации. Причем каждый из них имеет свою логику действий. Эффективность инноваторов различна. Индивидуальный предприниматель получает всю прибыль от инноваций; группа предпринимателей делит эту прибыль, поэтому эффективность этих инноваций меньше. Инновации, осуществляемые государством наиболее эффективны, так как нацелены на защиту индивидуальных интересов. Таким образом, эффективность инноваций возрастает по мере движения экономики от индивидуального предпринимателя, к другому, более высокому уровню хозяйствования.

Внедрение институциональных инноваций осуществляется через институциональный рынок, который позволяет выбирать правила игры в их сообществе. Важнейшей функцией этого рынка выступает поощрение инноваций и форм адаптивного поведения.

Инновации могут возникнуть на 3 уровнях:

1. На уровне системных изменений в институциональной структуре

2. На уровне изменений в отдельных сферах и отраслях (локальный)

3. На уровне изменений частных экономических и социальных практик.

Могут возникнуть на основе институционального проектирования. Исследователи предлагают при институциональном проектировании учитывать основное принципы:

1. Этапной полноты проекта, компонентной, достаточного разнообразие стимулов, максимальной защищенности от девиантного поведения, а также принцип соучастия в разработке и вживании определенного института.

2. Заимствование из других экономических систем выступает альтернативой проектирования институтов. Институты, которые предлагают развитые государства не могут быть адекватно использованы в условиях другой страны. Существуют 2 основных ограничения при выборе институциональной системы из которой заимствованы социальные институты:

1. Совмещение исторического времени или уровня развития разных стран

2. Проблема темпов и сроков внедрения новых институтов.

 

В. Полтерович предлагает использовать 4 типа экономического внедрения.

1. Стратегия модификации институтов в рамках которой происходит его адаптация к новой среде.

2. Стратегия институционального эксперимента, когда различные модификации определенного института проходят проверку на совместимость с другими институтами в различных регионах страны.

3. Стратегия выращивания институтов. Институт берется в незрелом виде.

4. Стратегия построения последовательности промежуточных институтов. Этот вид стратегии позволяет сочетать преимущества выращивания и проектирования. А также управления процессом создания собственных институтов.

 

Практика показывает что существующие в России рынок институтов принципиально искажен в гораздо большой степени нежели рынок товаров и технологий. Значит, эффективный процесс трансплантации можно обеспечить лишь за счет вмешательства государства. А для этого само государство должно быть достаточно эффективно.

 

Сущность, структура и функции экономического поведения

Под экономическим поведением понимается всякая неслучайное действие, отражающее осознанное решение человека по поводу удовлетворения собственных материальных потребностей и связанное с реализацией необходимости экономии времени в процессе общественного воспроизводства материальных благ.

Характеристики экономического поведения: это отношение ко времени, его ценность и рациональность.
Структура экономического поведения:
- трудовая деятельность
- дисциплина труда
- трудовая активность

Структура поведения человека едина для всех людей, формы экономического поведения различаются между собой. Структура поведения представляется единством взаимодействующих систем: мотивация деятельности, и материальной деятельности человека в процессе его творческого развития. Экономическое поведение - это поведение в сфере собственного, а затем и общественного материального воспроизводства. Структурирование экономических действий выражаются через принципы экономической деятельности: целенаправленности, рациональности, эффективности. Эти принципы реализуются в процессе деятельности.

Функции поведения человека: информационная, адаптационная и креативная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.038 с.)