Периодизация развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация развития личности



ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Психологический возраст личности

Если зрелость индивида, соматическая или половая, определяется биологическими критериями, а паспортный возраст – количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.

Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследованиях А. А. Кроника, Е. И. Головахи рассматриваются некоторые аспекты психологического возраста личности (А. А. Кроник, 1993).

Особенности психологического возраста:

обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;

многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;

«временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.

Вопрос о психологической зрелости личности связан с изучением конкретно-исторической фазы развития общества и культуры, в которой происходит становление человека (поиск конкретно-исторических характеристик зрелости).

Собственно-психологические критерии зрелости личности:

• ответственность личности за свои поступки;

• умение разводить идеальные и реальные цели;

• осуществление личностью свободного личностного выбора.

Какие бы критерии зрелости личности ни брались, в них подчеркивается мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.

3.1.2. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг)

Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.

У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:

• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,

• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,

• по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.

Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия.

В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:

• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);

• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);

• конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);

• формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет).

Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 27).

От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период; период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций).

В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.

Таблица 27

Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже

Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсомо-торная От рож-дения до 1,5–2 лет Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Дооперацио-нальная От 2 до 7 лет Маленькие дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий
Конкретных операций От 7 до 11–12 лет Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения
Формальных операций С 12 лет и позже Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически

Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.

Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. Когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.

В качестве критерия деления развития на этапы Л. Колберг берет три вида ориентаций, образующих иерархию (табл. 28):

ориентация на авторитеты,

ориентация на обычаи,

ориентация на принципы.

Таблица 28

Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон)

Психоаналитическая теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках:

• первая, или генетическая – что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности;

• вторая – что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Таблица 29

Структура психосоциальных кризисов по Э. Эриксону

              За 60 лет Цельность жизни или отчаяние
            30-60 лет Генеративностьили застой
          Около 20 лет Близкие отношения или изоляция
        12– 18 лет Идентификация или спутанность ролей
      7– 12 лет Работа или чувствование неполноценности
    3– 6 лет Инициативность или вина
  2– 3 года Автономия или стыд и сомнения
1 год Доверчивость или подозрительность
                         

Выводы

1. Летоисчисление жизненного пути личности включает параметры психологического возраста и личностной зрелости. Каждый из этих параметров имеет свои психологические характеристики.

2. Представители когнитивного направления в понимании развития личности ставят перед собой задачу выяснения, каким образом человек познает реальный мир, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию индивида к окружающей предметной и социальной среде. Ж. Пиаже, изучая закономерности развития мышления у ребенка, он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Л. Колберг основываясь на представлениях когнитивной психологии о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, описал уровни развития морального сознания: доморальный (предконвенциальный), конвенциальной и автономной морали.

3. Психодинамические теории (З. Фрейд, Э. Эриксон) рассматривают процесс развития личности как генетически предопределенный. В процессе развития человек с необходимостью проходит выделенные исследователями стадии. Согласно этому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении З. Фрейд определяет конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Э. Эриксон, опираясь на концепцию психоанализа, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Развитие личности Э. Эриксон трактует через понятия идентичности и кризисности.

3. Психологическая теория деятельности определяет основу онтогенетической теории развития А. Н. Леонтьева. Автор спроецировал структуру возраста на структуру деятельности. Движущей силой развития в этой теории, выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

4. Д. Б. Эльконин внутри видов ведущей деятельности выделяет мотивационно-потребностную и интеллектуально-познавательную сферы. Развитие личности происходит в процессе разворачивания в едином процессе обеих линий ведущей деятельности, с преимущественным развитием одной из них на каждом возрастном этапе.

5. В основе периодизации Ю. Н. Карандашева лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое, то есть, процесс интериоризации. Ю.Н. Карандашев выделяет уровни развития и дает их характеристики, определяет функциональный профиль развития от пренатального периода до возраста поздней зрелости и далее, до развития процессов инволюции. Развитие личности происходит в процесс разворачивания на каждой фазе или стадии ведущей психической функции, которая является началом следующей возрастной стадии психического развития. Однажды возникнув, психическая функция продолжает влиять на психическое развитие индивида, качественно меняясь на каждой возрастной стадии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое психологический, социальный, физиологический возраст личности? Идентичны ли эти понятия? Обоснуйте свой ответ.

2. Что представляет собой «временная перспектива личности» во взглядах Б. В. Зейгарник?

2. Думаете ли Вы, что некоторые черты личности – результат фиксации человека на какой-либо стадии либидо, не получившей полноценного развития?

3. Считаете ли Вы, что «расцвет» личности, согласно Э. Эриксону, зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит?

4. Дайте сравнительный анализ отечественных периодизаций развития человека. Что между ними общего, что различно?

5. Личность формируется или развивается? На каких этапах и в каких случаях можно наблюдать преобладание того или иного процесса? Обоснуйте свое мнение.

Темы для рефератов

1. Комплексы, фиксации и их влияние на личностное развитие с позиций психоанализа.

2. Идентичность и деперсонализация.

3. Потребность в общении и развитие личности.

4. Системный подход к изучению формирования и развития личности.

Литература для аннотирования

• Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – 350 с.

• Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

3. Карандашев Ю. Н. Новые подходы к теории психического развития // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 9. – С. 40–45; № 10. – С. 54–61.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 60–101.

5. Обухов Я. Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд. – М.: Российская медицинская академия последипломного образования, 1997. – 18 с.

6. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.022 с.)