Сфера употребления официально-деловой речи. Лексические, фразеологические и грамматические особенности деловой речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера употребления официально-деловой речи. Лексические, фразеологические и грамматические особенности деловой речи.



Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства,делопроизводства

, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера

применения официально-делового стиля — право, автор —юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, а это, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в тех или иных случаях деловой практики используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке (различном в разных странах, но твердо установленном в каждой из них), и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны.

Особенности

§ 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

§ 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

§ 3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

§ 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

§ 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

§ 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

§ 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

§ 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

§ 9) слабая индивидуализация стиля.

 

Образцы некоторых деловых бумаг.

Заявление

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.

(подпись)

Расписка.

Я,Антон Иванов,учащийся 5 Б класса, получил в школьной библиотеке 1 (один) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

23 марта 2000 г. А. Иванов

27. Отличие ораторской речи от разговорной и письменной. Схема подготовки ораторской речи.

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

2. Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50 % полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90 %.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать
текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

Таким образом, как пишут авторы учебника «Культура устной речи» (М., 1999), «книжность и
разговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора». Выступающийдолжен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.

4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

 

Ораторская речь может быть различной. Так, митинговая речь обыч­но бывает краткой — 5—10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что ска­зать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начина­ется с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулирован­ной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух— трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель — информиро­вать слушателей, т. е. научить их, дать им определенные сведе­ния, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, пред­ставления, которые станут затем мотивами поведения людей, коро­че говоря — сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, — оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная ат­мосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэ­тому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушате­лей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушате­лей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать слож­нее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблю­дается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т. д.) предыдущего, т. е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воз­действие на аудиторию.

Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:

1) вид речи;

2) темы выступления;

3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;

4) слушательскую аудиторию.

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

1) выбор темы;

2) конкретизация целей высказывания;

3) изучение материала по теме;

4) подготовка выступления в развернутом виде;

5) завершение речи (подведение итогов);

6) полное владение материалом.

Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).

В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.

В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.

 

28. Композиция публичной речи.

Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить пять частей, таких, как зачин речи, вступление, основная часть (содержание ), заключение, концовка речи. Это классическая схема. На практике можно встретить выступления либо свернутые, либо в них может отсутствовать какая-либо из частей, разумеется, кроме содержания, так как без него нет и речи.

Зачин – это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую (установление контакта со слушателями); проспективную (создание первоначального представления о направлении и теме речи). В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т.п. Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет.

Конечно, зачин должен быть, как функционально обусловлен, так и тематически мотивирован.

Следующая часть композиции – вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к речи и подводит их к процессу ее восприятия.Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. По объему введение должно быть небольшим, не более 1/8 всей речи. Можно выделить несколько аспектов, характерных для вступления: психологический – закрепления контакта, внимания и интереса, которые были созданы зачином, создание необходимого настроя; содержательный – описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части; концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Несколько рекомендаций по исполнению вступления:

1. Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не совсем хорошо представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!

2. Обратитесь к важности темы для слушателей.

3. Задайте хороший риторический вопрос – это привлекает внимание, активизирует мысль слушателей.

4.Используйте цитату – остроумную, уместную; или пословицу – это помогает установить контакт с аудиторией.

5.Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету.

6.Опытный оратор может позволить себе начать с анекдота или случая из своей жизни. Если они связаны с темой и уместны в данной аудитории, если вы уверены, что ваша шутка вызовет смех и что слушатели расположены к вам – попробуйте. Помните при этом, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой!

7. Нередко во вступлении для привлечения внимания слушателей используют т.н. «шоковую технику» - начинают речь с ошеломляющего или парадоксального утверждения, но – здесь нужна мера, всякий перегиб может только отвлечь внимание аудитории или вызвать недоверие к оратору

Вступление помогает плавно перейти к основной части выступления, в которой излагается основной материал. Задачи основной части: последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента. Именно в основной части мы пользуемся доказательствами, представленными как развернутая цепочка рассуждений, и обосновавшими конкретную идею. Доказательное рассуждение, как известно, включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис доказательства – главная идея речи; аргументы – исходные фактические и теоретические положения, опираясь на которые обосновывается тезис; демонстрация – логическая связь аргументов с тезисами. Основными формами аргументации являются: дедукция, индукция и аналогия, которые отличаются направленностью и характером следования.

Одна из важнейших задач оратора – сохранить устойчивое внимание аудитории на протяжении всей речи. Основная часть не должна включать более пяти основных положений, иначе трудно удержать внимание слушателей и сложно для запоминания текста самим оратором. Кроме того, позиции речи должны быть связаны и вытекать одна из другой. «Композиция есть логика развития темы», - отмечал писатель К. Федин, определяя сущность композиции. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таких важных принципах композиции, как принцип логической последовательности и стройности изложений, принцип экономии (т.е. материал должен быть расположен таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, и выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым способом) и принцип усиления (т.е. значимость, вес, убедительность аргументов постепенно должны нарастать).

В заключении речи могут рассматриваться и подводиться итоги всему сказанному, обобщаться те мысли, которые были высказаны в основной части выступления, коротко повторяться основные тезисы выступления, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность разобранной темы для слушателей, а также на основе прослушанной речи могут ставиться какие-то задачи перед слушателями, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные ее содержанием.

Основные задачи заключения:

1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили. Поэтому здесь можно повторить самое главное, причем с усилением. Ведь воспринимающий речь на слух не в состоянии пролистать ее снова, как книгу.

2. Усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить его главные аспекты.

3. Поставить перед слушателями конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.

4. «Закруглить» речь, связав ее с началом; активизировать аудиторию.

Все эти задачи заключения могут быть достигнуты различными методами:

1. Краткое повторение, суммирование сказанного, обобщение мыслей, высказанных в основной части речи.

2. Хороший результат дает сочетание приема краткого повторения основных проблем и выводов с приемом отрицания. «Вы не обязаны помнить, что Цицерон жил в 106-43 гг. до н.э., вы можете вообще не знать, что его палачом оказался лучший ученик и друг император Август Октавиан, но вы должны непременно запомнить, что Цицерон был самым великим оратором всех времен и народов».

3. Обобщение сказанного в речи и постановка задач.

4. Прием указания перспектив.

5.Иллюстрированная концовка – этот прием выглядит очень эффективно, но требует предварительной подготовки.

Что касается концовки, то она должна содержать различные этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющем непосредственного отношения к содержанию речи и т.п. Это специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения, передачи какой-либо информации. Данные формулы выполняют функцию вежливости, благодаря которой устанавливается характер взаимоотношений между оратором и слушателями. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки зависят от темы, материала, слушателей, вида и рода выступления и т.д.

Композиция речи – дело творческое, не поддающееся стандартизации, однако, при работе над композицией необходимо помнить, что ораторская речь должна обладать рядом достоинств, среди которых важную роль играет строгая последовательность изложения, согласованность всех частей выступления, а также индивидуальность и глубина мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.03 с.)