Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций



Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение служебной дисциплины, «брак» в работе сотрудника
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров. Ошибки в организации контроля. Просчеты в планировании. Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия. Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в коллективе правил взаимоотношений. Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка «Брак» в работе. Неспособность принять адекватное решение

 

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками. Динамика инцидента такова: первый субъект конфликта вполне сознательно наносит моральный (в устной форме или письменной) или физический ущерб своему оппоненту. Второй субъект предпринимает адекватные действия в отношении первого субъекта конфликта.

В конечном итоге все это завершается конфликтом - столкновением противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей. Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени (рис.2.7).

             
   
     
     
1 этап. Возникновение и развитие конфликтной ситуации
 
 
     
2 этап. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта
 
 
     
3 этап. Начало открытого конфликтного взаимодействия
 
 
 
 
 
   
4 этап. Развитие открытого конфликта
 
 
 
   
   
5 этап. Разрешение конфликта
 
 

 


Рис.2.7.Основные периоды и этапы конфликта.

Поэтому важной характеристикой конфликта является его динамика, которая представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа, как считает Н.В.Гришина, на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте и как это происходит (2001).

Динамика конфликта находит свое отражение в следующих понятиях: периоды, этапы и фазы конфликта.Периоды и этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из них важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения в деятельности сотрудников правоохранительных, поэтому мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, которые были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов, которые актуальны. В качестве примера могут служить модели развития конфликта, описанные Н.В.Гришиной (2001) (табл.2.7).

Таблица 2.7

Модели развития конфликта

Прежний опыт Взаимодействия участников конфликта Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления Опыт непреодоленных разногласий и недоговоренности Опыт непреодоленных разногласий и негативного взаимодействия
Отношение к новой ситуации Уверенность в возможности договоренности, стремление к поиску взаимопонимания Отсутствие уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуации Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств
Цель Договориться Решить проблему «Победить»
Изменение общения Интенсификация Ограничение Минимизация
Неформальные компоненты в общении Позитивные неформальные компоненты «Формализация общения» Негативные неформальные компоненты
Восприятие противостоящей стороны Партнер Оппонент Противник
Взаимодействие Сотрудничество Кооперация Конкуренция
Средства воздействия Убеждение, аргументация, попытки договориться Апелляция к формальному порядку Сильное давление, эмоциональные удары, угрозы и т.п.

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В.П.Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В).

Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов.

Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

Механизмы развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген.

При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

 

КФГ1 КФГ2 КФГ3 … КФ

Где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй и т.д.

 

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т.д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А.

Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия:


 

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В следующей таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми (табл.2.8).

Таблица 2.8.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогенов Форма проявления
Прямое негативное отношение. Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Снисходительное отношение. Унизительное утешение, унизительная похвала, упрек, подшучивание.
Хвастовство. Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах.
Менторские отношения. Категоричные оценки, суждения, высказывания, навязывание своих советов, своей точки зрения напоминание о неприятном, нравоучения и поучения.
Нечестность и неискренность. Утаивание информации; обман или попытка обмана, манипуляции сознанием человека.
Нарушение этики. Причиненные случайно неудобства без извинения, игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.), перебивание собеседника, перекладывание ответственности на другого человека.
Регрессивное поведение. Наивные вопросы, ссылки на других при получении справедливого замечания, пререкания.

 

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

 

 
 
КС + И = КФ  


Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.012 с.)