Безаварийный контакт судна с причалом в процессе швартовных операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безаварийный контакт судна с причалом в процессе швартовных операции



Общие положения. Швартовные операции относятся к сложным и ответственным видам маневрирования с целью постановки судов к причалам, специальным сооружениям или к борту других судов.

Транспортные суда обычно швартуются бортом или кормой. Самым распространенным видом швартовных операций является постановка судна к причалу бортом, так как это связано с удобством погрузочно-разгрузочных работ почти всех типов судов. Отличительная особенность швартовки бортом состоит в том, что маневрирование судна, как правило, заканчивается контактом судна с отбойным устройством причала. Контакт с причалом происходит в виде навала и является преднамеренным действием с целью погасить остаточную энергию движения судна и остановить его в строго заданном положении относительно причала. Допустимая сила навала определяется энергоемкостью отбойного устройства причала. Если энергия навала больше энергоемкости отбойных устройств, то судно и причал получают повреждения. Такой навал является аварийным. Энергия навала равна кинетической энергии судна только в одном частном случае,:когда контакт с причалом происходит всем бортом. Если судно сближается с причалом под углом, то энергия движения судна гасится по частям. В момент первого контакта с амортизационным устройством судно, сжимая его, одновременно перемещается вдоль причала. Следовательно, часть энергии будет затрачиваться на преодоление силы трения между корпусом и амортизационным устройством. После соприкосновения с первым амортизационным устройством начнется вращение судна вокруг точки контакта. Линейная скорость этого вращения будет иметь составляющую, направленную в сторону, противоположную перемещению судна вдоль причала; в результате поступательное движение замедлится, а кинетическая энергия будет расходоваться на преодоление сопротивления воды вращению судна.

В дальнейшем, по мере разворота судна вдоль причала, 6opт будет приходить в соприкосновение с другими амортизационными устройствами последовательно.

Следует отметить, что поступательное движение судна вдоль причала после соприкосновения с амортизационными устройствами нежелательно, так как велика вероятность повреждения этих устройств и борта судна.

Поскольку при подходе к причалу под углом остановить поступательное движение не всегда удается, первый контакт с выступающим амортизационным устройством следует осуществить в начале цилиндрической вставки. Это уменьшит нормальную составляющую скорости в точке контакта и соответственно силы навала и трения.

Швартовка под углом к причалу «с хода» практикуется на судах малого и среднего тоннажа. Крупнотоннажные суда «с хода» швартовать нельзя, так как из-за большой их массы даже незначительный просчет в скорости сближения с причалом может привести к разрушительному навалу. В некоторых портах скорость соприкосновения борта с причалом ограничивается местными правилами. Для особо крупных судов она составляет примерно 0,2 уз. Совершенно очевидно, что регулировать сближение с причалом при такой скорости можно только с помощью вспомогательных средств: буксиров, подруливающих устройств, или подтягивать судно к причалу швартовами.

Уменьшение силы навала крупнотоннажного судна. Сила навала на отбойное устройство зависит от характера движения судна непосредственно перед его контактом с причалом. Первый контакт с причалом может осуществляться как в результате поступательного движения в направлении причала, так и в результате вращения судна вокруг собственной оси (рис. 5.1). Исследования показывают, что при равенстве линейных скоростей поступательного и вращательного движений последнее предпочтительнее, так как сила навала в этом случае меньше. Кроме того, вращательное движение легче одержать. Однако контакт с причалом только в результате вращательного движения осуществим, если судно подведено и остановлено достаточно близко от причала. Так как это не всегда удается выполнить, судну приходится задавать поступательное движение. Наиболее удобным является такое поступательное движение, при котором центр тяжести судна перемещается нормально линии кордона, а диаметральная плоскость составляет с ней угол 5—15°. Отклонение от нормали должно быть небольшим, чтобы не вызвать значительное продольное перемещение судна в момент контакта. Следует иметь в виду, что нагрузка на корпус будет меньше, если при небольшой составляющей скорости, параллельной причалу, она будет направлена от точки контакта, а не к ней (рис. 5.2).

Рис. 5.4. Сближение судна с палами

При неосторожном маневрировании может случиться так, что направленные в сторону причала составляющие вращательного и поступательного движения судна будут дополнять (суммироваться) друг друга, и в этом случае сила при контакте корпуса с причалом превысит допустимую величину. Поэтому при выполнении швартовных маневров следует управлять судном так, чтобы его вращательное движение было минимальным (рис. 5.3).

На уменьшение силы навала влияет правильный выбор точки первого контакта по длине судна. Очевидно, что чем дальше от центра тяжести отстоит точка контакта, тем легче навал. Так как желательно, чтобы первый контакт приходился на цилиндрическую вставку, положение точки контакта будет зависеть от полноты обводов в носовой и кормовой частях судна на уровне отбойных устройств. Таким образом, может оказаться, что выгодной будет являться точка первого контакта, расположенная в кормовой части судна. Разумеется, это положение справедливо в том случае, когда нет опасности повреждения винтов (рис. 5.4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.006 с.)