Теоретические основы педагогики досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы педагогики досуга



ПЕДАГОГИКА ДОСУГА

Учебное пособие

 

Орел - 2010

 

Рецензенты: доктор педагогических наук,

профессор В.А.Николаев

кандидат педагогических наук,

профессор Н.Л.Чупахина

 

 

Крестьянов Валериан Павлович

Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. - 2010. – 156 стр.

 

Учебное пособие является результатом научной разработки проблем одного из новых направлений современной социальной педагогики досуга. В нем рассматриваются теоретические и технологические вопросы целенаправ-ленного регулирования процессов социализации и социальной адаптации личности через педагогическое воздействие на сферы ее досуговой деятель-ности, общения и межличностных отношений. Учебное пособие предназна-чено для студентов гуманитарных вузов, изучающих проблемы социальной педагогики, прикладной культурологи, социально-культурной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………. 4

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

1.1 Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга ……... 7

1.2. Генезис педагогики досуга ……………………………………….. 20

1.3 Аксиология досуга ………………………………………………... 27

1.4 Понятийный аппарат (тезаурус) …………………………………… 36

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

2.1 Цели и прикладные задачи педагогики досуга ………………….. 50

2.2 Средства педагогики досуга ……………………………………… 56

2.3 Характеристика содержания и форм педагогики досуга ………. 60

2.4 Классификация методов педагогики досуга ……………………. 67

2.5 Инновации в сфере досуга ………………………………………… 71

2.6 Инфраструктура досуга …………………………………………… 77

Глава III. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА

3.1. Социальные технологии в сфере культуры и досуга …………….. 85

3.2 Технология организации досуга детей и подростков …………… 102

3.3 Технология профилактики девиантного поведения. ……………. 110

3.4 Технология молодежного досуга ………………………………… 118

3.5 Технология семейного досуга ……………………………………. 136

3.6 Технология организации досуга лиц пожилого возраста ………… 146

3.7 Технология формирования культуры межличностного

общения ……………………………………………………….............. 154

 

Заключение ……………………………………………………………. 169

 

Предисловие

В основу концепции настоящего учебного пособия положена идея, что педагогика досуга представляет собой составную часть общей социально-педагогической теории и практики. Как известно, социальная педагогика в целом распространяет свое влияние на все основные сферы жизнедеятель-ности человека, включая общественно-политическую, производственную, бытовую, досуговую сферы. В данном учебном пособии на теоретическом, научно-методическом и технологическом уровнях разрабатываются проблемы социально-педагогических основ организации досуга и соци-ального формирования личности в ареале свободного времени.

Если раньше гуманитарные коммуникативные социальные технологии были направлены на трансформацию материальной среды, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение общественного сознания, в том числе досуга людей. Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействует на характер и направленность в подготовке специалистов социальной работы, способствуют реорганизации образовательных структур, подталкивают к созданию новых. Развитие гуманитарных технологий находит свое отраже-ние не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах работы социального педагога, социального работника, специалиста соци-ально-культурной сферы – организации досуговой деятельности в различ-ных социальных средах. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание учебного курса «Педагогика досуга».

Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько харак-тером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Досуговая деятельность в общей стратегии воспитания выделя-ется как важнейший компонент духовно-творческого развития личности, досуг в современном обществе становится одной из ключевых позиций куль-турной политики. В отличие от других направлений гуманитарных наук, педагогика досуга представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные поня-тия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспита-ние, социальная среда, социум и др.

Содержание учебного пособия составлено в соответствии с принципом деятельностного формирования человека. Автор исходит из того, что раз-витие личности осуществляется прежде всего в процессе удовлетворения им своих потребностей и реализации индивидуальных способностей. Совре-менная социальная педагогика отдает должное системе вербальных воз-действий на личность, однако основное внимание уделяет проблемам разви-тия и саморазвития человека в процессе деятельности и общения, что в полной мере относится к системе социально-педагогической работы в сфере досуга.

Учебное пособие рассчитано на развивающий тип обучения. Автор целенаправленно структурировал его таким образом, чтобы в системе вузовских средств подготовки социальных педагогов оно выполняло функ--цию системообразующего и конституирующего фактора. При этом стави-лась дидактическая задача научить студентов, исходя их провозглашенной парадигмы социально-педагогической деятельности, самостоятельно обна-руживать в ней разные виды связей, определять, как и в какой мере соци-ально-педагогические явления и процессы в сфере досуга подчиняются общим закономерностям, принципам и правилам.

Пособие выполнено с учетом основных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов соответствующего профиля, предусмот-ренных в Государственном образовательном стандарте высшего профес-сионального образования. Дидактический материал книги соответствует реальной номенклатуре предметов, предусмотренных в действующем учебном плане. В этой связи возникла необходимость установить опреде-ленные соотношения курса «Педагогика досуга» с содержанием таких психолого-педагогических дисциплин как «Общая педагогика», «Педагогика и психология развития личности», «Общая психология», «Социальная пси-хология», «Патопсихологии», «Социальная работа», «Социология семьи», «Социология досуга».

Цель изучения курса – подготовить студентов к профессиональной дея-тельности в социально-педагогической и социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, помочь осознать ее роль как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.

Не менее важное значение имеет индивидуальная и коллективная дея-тельность студентов. Речь идет о целостной системе выполнения работ поисково-изыскательского характера – практических работ, рефератов, бази-рующихся на тщательном изучении практики, хорошей организации сбора эмпирического материала, квалифицированном его анализе, умелом формулировании итоговых выводов и рекомендаций. Непременным ком-понентом педагогического знания является умение студента формировать культурно-досуговые программы для различных социальных групп, выяв-лять познавательно-развивающие возможности досуга, его роль и место в социализации индивида, в его приобщении к определенному культурному социуму.

Предлагаемое учебное пособие, являясь плодом многолетнего педаго-гического и практического опыта автора, раскрывает общие закономер-ности и специфику педагогики досуга, аксиологию досуговой деятельности, особенности методики и инновационных технологий, применяемых в сфере досуга. Надеемся, что изложенный в учебном пособии материал будет способствовать более углубленному пониманию значимости педагогической организации досуговой деятельности в практике социальных педагогов, социальных работников, менеджеров социально-культурной сферы.

Будем признательны за высказанные замечания, предложения и поже-лания, относящиеся к кругу проблем, рассматриваемых в учебном пособии.

 

 

Глава I.

 

Генезис педагогики досуга

 

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания педагогика досуга оформилась во второй половине ХХ века. Ее истоки просматриваются в культурно-историческом опыте народов, в развитии досу-говедения как науки, отражающей педагогическое осмысление культурно-досуговой практики. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга» (1962 г.), «Досуг и город» (Т. I. – 1966 г.; Т. 2. – 1976 г.).[1] Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.).[2] По этой книге в течение 1989-1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций.

В 80-х годах ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».[3] Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Педагогика досуга имеет в нашей стране добротную историко-педагоги-ческую основу. В числе отечественныз педагогов, занимавшихся исследова-ниями вопросов внешкольного образования, семейной педагогики, организа-ции досуга, влияния на развитие личности окружающей социальной среды в первую очередь следует назвать работы В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, А.С.Залужного, А.У.Зеленко, Н.Ф.Каптерева, М.В.Крупениной, П.Ф.Лесгафта, К.И.Львова, В.Г.Марца, Е.Н.Медынского, Г.С.Моложавого, А.Ф.Родина, Н.А.Рыбникова, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Среди современных российских ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогики досуга, следует назвать работы М.А.Ариарского, Н.К.Бак-лановой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Ю.С.Моздоковой, Г.Н.Новиковой, Н.Н. Ярошенко и др.[4] В работах этих авторов рассматривается широкий круг проблем социально-культурологического образования, его педагогических компонентов, обеспече-ния органической взаимосвязи культурологической и педагогической подго-товки специалистов социокультурной сферы, социальной работы с идеей наци-онально-культурного возрождения России.

Принципиальное значение для педагогики досуга имеет огромный пред-шествующий опыт и научные разработки ученых в области развития теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: А.Я.Айзенберга, С.А.Белякова М.Н.Вечера, Д.М.Генкина, М.И.Зеленецкого, А.Г.Сасыхова, А.Г.Соломоника, В.Я.Суртаева, В.С.Цукермана. В них культурно-досуговая деятельность квалифицируется как педагогическое явление досуговой жизни, важнейшая разновидность педагогического труда, соответствующая самым строгим педагогическим критериям.

В осмыслении досуга как социального явления, его генезиса, в анализе его педагогических проблем большую роль играют идеи ученых в области теории и методологии социальной педагогики (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Ю.В.Ва-силькова, Т.А.Василькова, В.З.Вульфов, С.И.Григорьев, М.П.Гурьянова, А.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.); теории коллектива (А.С.Макаренко, Т.А.Мальковская, Л.И.Новикова); технологии воспитательного процесса (Питюков В.И., Щуркова Н.Е.); общения как фактора воспитания (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик); проблем непрерывного образования и педагогики взрослых (А.В.Владиславлиев, М.Т.Громкова, А.В.Даринский, С.И.Змеев, Ю.П.Кулюткин и др.); педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, В.Б.Куликов, В.И.Максакова).

Осуществляя междисциплинарный подход к огромному по своим масш-табам воспитательному и образовательному опыту в сфере досуга и твор-чества, можно определить сам процесс воспитания и образования как с педа-гогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, организатором досуга в современную социально-культурную среду, в созданный цивилизацией и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества

Современное исследование культурологических и педагогических концеп-тов досуга отражено в новейших научных парадигмах, содержащихся в работах ученых постсоветского пространства – М.А.Ариарского, В.В.Кирсанова и Ю.А.Стрельцова.[5] Оценки этих авторов отражают взаимосвязь педагогики досуга с общим процессом культурогенеза в стране, характеризуют ключевые понятия досуговой деятельности, определяют аксиологию досуга исходя из того, что культура служит не только отдыху и развлечению, не только вос-становлению нормального состояния тела и души, а является целью и средством развития человека, обуславливающими повышение уровня досуго-вой деятельности и, следовательно, культурного уровня самого человека.

Педагогика досуга как целостная дисциплина также может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г.Афанасьеву): историчность, компоненты, интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов, функциональные характеристики.

История педагогики досуга нашла отражение в работах советских и пост-советских авторов И.С.Андреевой, А.П.Виноградова, Д.И.Гусева, Е.Д.Клюско, Г.Я.Никитиной, Т.А.Ремизовой, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, Л.С.Фрид. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоплен-ного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть использованы с успехом в сегодняшней педагогической реальной практике. Освоение истории педагогики досуга – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Педагогика досуга обладает такими признаками науки как предмет иссле-дования, категориально-понятийный аппарат, дифференциация данной науки. Возникновение и диалектика развития педагогики досуга связаны с фило-софским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «допол-нительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание, оставляя при этом общую для всех педагогическую направ-ленность. Их современной преемницей стала культурно-досуговая деятель-ность – составная часть социально-культурной деятельности. Социально-педагогические аспекты этой деятельности представляют основу педагогика досуга.

В систему педагогики досуга входят такие составные части как история педагогики досуга, теория педагогики досуга, технология педагогики досуга.

История педагогики досуга исследует возникновение и развитие культурно-воспитательной практики, теорий досуга, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики досуга необходимо для того, чтобы глубже пони-мать в настоящее время решаемые вопросы.

Теория педагогики досуга изучает закономерности передачи социально-культурного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Технология педагогики досуга – направление, занимающееся проектиро-ванием управляемых воспроизводимых культурно-воспитательных процессов. Технология педагогики досуга представляет собой целостный процесс, обус-ловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм социально-культурной деятельности. Ценность педагогических технологий в досуговой сфере заключается в том, что основанные на использовании опреде-ленного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих культурно-досуговых ситуациях с другими объектами и субъектами влияния.

Термин «педагогика досуга» в жизни употребляется в трех значениях: как досуговая практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социальной и социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению досуговая практика, в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частности, соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции многих исследователей как послереволю-ционного, так и более позднего советского времени сводились на том, что досуговая деятельность – это педагогически организованная свободная деятель-ность населения с целью развития, рекреации и удовлетворения своих куль-турных потребностей. Такое понимание позволило квалифицировать досуговую деятельность как педагогическое явление социальной жизни.

Взаимосвязь социального и культурного в досуговой практике определяется через соотношение: социальное – форма взаимодействия, культурное – резуль-тат взаимодействия. Социальное и культурное растворены друг в друге, поскольку в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Педагогический процесс в сфере культурного досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Как учебный предмет педагогика досуга – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном развитии и использовании междисципли-нарных связей с другими науками (социальная педагогика, психология, социо-логия досуга, прикладная культурология, социально-культурная деятельность и др.) и адаптирования их к решению задач, возникающих в досуговой сфере. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений о процессе педагогической организации отдельных сторон досуговой деятельности.

Педагогика досуга как целостное исторически сложившееся явление, отрасль научных знаний исследует исторические истоки досуговой деятель-ности. Изучение педагогических аспектов досуговой деятельности в ее дина-мичном развитии привлекает к себе все большее внимание ученых. Оно не только способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, но и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накоп-ленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы кото-рого могут быть с успехом использованы в современной досуговой практике. Освоение истории культурного досуга – неотъемлемая часть культуры об-щества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется многогранность педагогики досуга как отрасли педагогического знания?

2. Какие этапы развития прошла педагогика досуга в своем становлении?

3. Почему организация досуга является процессом и результатом педаго-гической деятельности?

4. Что исследует педагогика досуга на современном этапе?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуры».- М.. 1992.

3. Клюско Е.М., Никитина Г.Я. Краткая история культурно-досуговой деятельности //Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – С.10-72.

4. Киселева Т.А., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. – С. 17-43.

 

 

Аксиология досуга

 

Аксиология – философское учение о ценности, определяющее свойство предмета или явления. Ценность – это явление, отражающее духовную при-роду человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм че-ловечества, это повседневный ориентир, с помощью которого человек сооб-разует свои мысли и действия с социальной действительностью. Социальный смысл определения ценности объекта выявляется в положительном или отрицательном значении для человека и общества и проявляется в таких его оценках как благо, добро и зло, прекрасное и безобразное.

Аксиологический пласт досуга возникает в процессе интериоризации (активного освоения) детьми, молодежью традиционных и актуальных обще-человеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом. В настоящее время в основе аксиологии досуга представлена получившая всеобщее приз-нание концепция Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени под названием «Важнее, чем выживание», согласно которой свободное время предназначено для удовлетворения потребностей человека в культуре, социальных устремлениях, потребностях, в регенерации тела и души, что осуществляется в сфере досуга. В ней особо подчеркивается, что именно свободное время определяет качество жизни. Поэтому целью человека является не стремление выложиться до конца на работе, а стремление почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того досугового увлечения, которое он сам выбрал.

Исследуя категорию, называемую досугом, мы вправе сказать что же такое досуг? В истории цивилизации со времен античности формируются разные идеи и на их основе – концепции о сущности досуга в процессе обучения и воспитания. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово досуг (LEISURE) означает «быть свободным». Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу – по умению, при случае) упот-реблялось в Русском государстве еще в середине ХI в. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей, слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье. Однако сегодня уже нельзя ассоциировать досуг с древними, архаичными периодами истории человека. Вряд ли правомерно понимать досуг как безделье. Если «безделье – мать всех пороков», то досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение.

Можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как сво-бодное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необхо-димость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности. Досугом часто называется деятельность, отдых, отношения, состояние ума и т.п. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на соб-ственный опыт можно попытаться сформулировать эту дефиницию. Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляя-емой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и делаю». Это развивающая деятель-ность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, твор-ческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. Досуг способен объединить и отдых и труд. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.

Смысловое значение досуга в его практической реализации можно распре-делить на четыре основные группы, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интел-лекта; это состояние ума и души. В этом представлении досуг обычно рас-сматривается с точки зрения эффективности человеческой деятельности;

- досуг как деятельность, не связанная с работой. Это понимание досуга включает ценности самореализации;

- досуг как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

- досуг как интегрирующая категория, включающая в себя содержательные аспекты трех предыдущих подходов и стирающая грань между «работой» и «не работой», т.е. соединяющая в себе понятия времени и отношения к времени.

Социально-педагогическая ценность досуга отражена в современных научных разработках. Социально-культурная теория и практика (Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов и др.) рассматривает различные досуговые концепции. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только куль-турологи, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, эконо-мики, педагогики, психологии. К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъем-лемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организа-торскую деятельность.

В базовой социально-культурной концепции досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личност-ных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека.

Основу другой – экологической, (природоориентированной) концепции досуга составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоро-вительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. С активным отдыхом на природе связаны и традиционные «развлечения», которыми име-нуют виды деятельности, дающие возможность повеселиться, отвлекающие от забот, доставляющие удовольствие. Активный отдых воспроизводит силы человека, он дает работу мышцам и психическим функциям. В процессе отдыха в условиях природной среды человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.

Глобализация мирового социального пространства привела к широкому распространению в мировой практике техноэкономической концепции досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимо-действие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конеч-ном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использова-ние рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рацио-нальных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С дру-гой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслу-живания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер.

В сфере досуга долгое время господствовала социально-управленческая концепция, являвшаяся продуктом командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми.

Социокультурные свойства досуга, как результат многолетнего опыта демократических институтов, общественных организаций и движений, отра-жены в его социальных функциях: развивающей, рекреационной, гедонисти-ческой и творческой. Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся в отечественном досуговедении традиций и видов занятий, формализации, девальвации социальной значимости досуга.

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше ком-мерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеется в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели.[6]

В реальной практике довольно трудно отделить одно понятие от другого, поскольку даже чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индиивида, так и общества в целом.

В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информирован-ность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профес-сиональных или семейных обязанностей.[7]

По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, комму-никативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важ-нейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.[8]

В то же время, досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Эти особенности сводятся к реальному весу той или иной функции, или их соотношении.

В осмыслении аксиологии досуга как социально-культурной категории с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогичес-кие идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависи-мость досуга от качества труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полно-ценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа – душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность – некоторого рода продолжение радости труда.

Крушение прежней программы досуговой практики периода господства административно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей идеологический диктат в области культуры и досуга, способствовало образо-ванию в досуговой сфере постсоветского периода своеобразного вакуума, что привело к стихийному формированию «снизу» новой плюралистической со-циально-культурной парадигмы досуга. Ее позитивные результаты проявились в выявлении и раскрытии истинных досуговых потребностей людей во всем их разнообразии, гуманизации досуга и др.

С одной стороны, досуг является проявлением духовности, признаком вершины творческого развития личности, с другой, - приводит к асоциальным и даже криминальным последствиям. Неслучайно в работах современных иссле-дователей появились такие понятия, как «массовизация досуга» (М.М.Поп-лавский); «криминальный досуг», «девиантный досуг», «героиновая и кока-иновая субкультура», в рамках которой осуществляется досуг (Е.В.Омель-ченко); «криминогенный досуг» (Г.Паркер) и т.д., что подчеркивает проник-новение асоциальных практик в широкое культурное пространство современ-ной молодежи. К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпигонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рассчитаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилистическое отношение ко всему опыту прошлого, а также попытки возрождения явных анахронизмов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.048 с.)