Родительный падеж множественного числа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительный падеж множественного числа



Имена существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа могут иметь окончания –а и –у. Формы на –у постепенно устаревают и сохраняются в устойчивых оборотах, уменьшительных формах с суффиксом –к- и в значении части от целого. В остальных случаях используется окончание –а.

-у: без спрос у, без род у и племени, медк у, кофейк у, купить сахар у, выпить квас у, дайте ча ю.

-а: без шума, зависеть от спроса, из рода Пушкиных.

Также при наличии определения перед данным словом: стакан зеленого чая.

 

Предложный падеж единственного числа

В предложном падеже единственного числа возможны окончания –у/ю и –е.

-у/ю с предлогами в и на при обозначении места, времени или состояния: в шкафу, на берегу, в минуту, в году, в жару. Чаще всего в устойчивых сочетаниях: на краю, на бегу.

в других значениях или с другими предлогами: монолог о шкафе, в минуте 60 секунд, во цвете лет.

Немногие слова имеют варианты окончаний. –е в письменной речи, -у/ю – в разговорной. Например: бал, пир, дуб и т.п. (на балу – на бале, в дыму – в дыме).

 

Задание 18. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа и расставьте ударения. Укажите варианты, если они есть.

Адрес, байкер, бухгалтер, вексель, договор, год, директор, джемпер, дизайнер, доктор, диспетчер, инженер, инструктор, инспектор, отпуск, округ, обзор, ордер, желоб, жемчуг, жернов, желток, конус, кочерга, крем, лоскут, клапан, римлянин, флигель, выбор, веер, купол, китель, свитер, госпиталь, аэропорт, шофёр.

 

Задание 19. Поставьте существительные в форму множественного числа и образуйте словосочетания, выявляющие их лексическое значение.

Счет, пропуск, лагерь, рожок, образ, колено, мех, лоскут, тормоз, хлеб, корпус.

 

Задание 20. Поставьте существительные в форму множественного числа. Распределите в 3 группы: 1) с нейтральной стилистической окраской и окончанием –а(-я); 2) нейтральной окраской и окончанием –ы(-и); 3) нейтральной окраской и окончанием –ы(-и) и разговорно-просторечной или профессиональной и окончанием –а(-я).

Веер, запчасть, волос, джемпер, трактор, китель, округ, тополь, крем, выбор, дизель, невод, ячмень, купол, повар, аэропорт, шофер, корректор.

 

Задание 21. Дайте стилистическую характеристику выделенных имен существительных.

1. Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума. 2. Роман Джона Стейнбека " Гроздья гнева" был переведен на русский язык в шестидесятые годы XX века. 3. Но не хочу, о други, умирать… 4. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке. 5. Мы говорим не ветры, а ветра. (В.Высоц.) 6. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко…(С.Я.М.) 7. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (Л.) 8. Даже камни возопиют…(Библия) 9. Удача вновь простерла над нашим героем свои крыла. 10. Он летел на крыльях любви. 11. Маяковский говорил: " Зубы надо чистить дважды: утром – для красоты, вечером – для здоровья". 12. Гнутые зубья старой пилы смотрели в разные стороны.

 

Задание 22. Выберите форму именительного падежа. Дайте стилистическую характеристику выбранного варианта.

1. Нужно подписать договор… в отделе кадров. 2. Инспектор… ГИБДД – одно из самых востребованных подразделений милиции. 3. Слесар… нашего домоуправления обслуживают несколько жилых кварталов. 4. На совещании выступили бухгалтер…, инспектор… и конструктор… 5. В год… войны секретные бункер… хранили много тайн. 6. Японские веер… поражают оригинальностью и утонченностью цветовых сочетаний. 7. В романе "Отцы и дети" Тургенев показал разные лагер… своего времени: лагерь либералов и лагерь разночинцев-демократов. 8. ЕС готов заключить с Россией новые договор… и открыть все порт… для российских кораблей. 9. Белинский, Добролюбов и Чернышевский – вот учител… молодых разночинцев-демократов II половины XIX века. 10. Цех… по производству трикотажных изделий получили новое оборудование. 11. В средневековой Европе ремесленники входили в различные гильдии и цех..: кожевников, оружейников, шерстяников и другие. 12. Фирма "Гарнье" умело рекламирует новые крем…, лосьоны и антицеллюлитные средства.

 

Задание 23. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже примеров.

1. Бочонок меда – бочонок меду.

2. Тарелка супа – тарелка супу.

3. Банка пороха – банка пороху.

4. Килограмм гороха – килограмм гороху.

5. Литр кваса – литр квасу.

6. Стакан морса – стакан морсу.

 

Задание 24. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

1. Стакан ча…. Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого ча….

2. Ложка сахар…. Производство сахар….

3. Много снег…. Задержание снег….

4. Много народ…. История народ….

5. Присутствие дух…. И дух… чтоб твоего здесь не было.

6. Поддать пар…. Давление пар….

7. Банка лак…. Изготовление лак….

 

Задание 25. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты, укажите вид вариантов.

Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), со (счет), с (холод), от (мороз).

 

Задание 26. Допишите окончания, объясните свой выбор.

1. Нет дым… без огня. 2. Колос от колос… - не слышно голос…. 3. Ложка дегт… в бочке мед…. 4. Что с воз… упало, то пропало. 5. Час от час… не легче. 6. Не зная брод…, не суйся в воду. 7. С мир… по нитке – голому рубашка. 8. Комар нос… не подточит.

 

Задание 27. Укажите семантические отличия в данных конструкциях.

1. Налить воду – налить воды.

2. Выпить кефир – выпить кефира.

3. Купить масло – купить масла.

4. Насыпать муку – насыпать муки.

5. Принести сыр – принести сыра.

 

Задание 28. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

 

Задание 29. Охарактеризуйте выбор формы окончания существительных.

1. Он в нашем коллективе без году неделя. 2. Головную боль можно снять стаканом зелёного чая. 3. Коньяку в буфете не оказалось. 4. Делам конца краю нет. 5. В тесто следует добавить мёду. 6. Хорошо погостить на пасеке, поесть медку. 7. На концерте пародиста зрители умирали со смеху. 8. Налейте кофейку погорячее. 9. Купите рафинированного сахара.

 

Задание 30. Выберите форму окончания: -у/-ю или –а/-я.

1. Нам было не до смех…. 2. Он сделал это смех… ради. 3. Маленькие зрители испугались смех… Карабаса Барабаса. 4. Мы смотрели спектакль по пьесе Шекспира «Много шум… из ничего». 5. Публикация наделала много шум…. 6. От шум… будет болеть голова. 7. Нет лучшего вид…, чем с горы. 8. Не показывайте вид…, если испугаетесь. 9. Это случилось около час… дня. 10. Ни час…, ни минуты он не сидит без дела.

 

Задание 31. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

1.Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 2. В компот положили много изюм… и чернослив…. 3. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча…. 4. Больной принял таблетку валидол…и выпил ложку бром…. 5. Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…. 7. Отбо… нет от разных заманчивых предложений. 8. Иные судят обо всем с наскок…. 9. Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр…. 10. Трудно даже представить себе, сколько доход… получит в этом году наш завод. 11. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград…. 12. Уступите ему смех… ради. 13. К обеду хотите щей или суп…? 14. Эх, хорошо бы поддать пар…! 15. За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

 

Задании 32. Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.

В звуковом строе – в боевом строю; в прямом угле – в темном углу; в двадцатом веке – на своем веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячечном бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в "Русском лесе" – в темном лесу; в "Вишневом саде" – в нашем саду; в Дантовом "Аде" – в кромешном аду.

 

Задание 33. Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.

Вариться в собственном соку, семи пядей во лбу, рыльце в пуху, ни в одном глазу, бельмо на глазу, на верху блаженства, лежать на боку, росинка во рту, написано на роду.

 

Задание 34. Объясните различия форм предложного падежа –у/-ю и –е.

1. Златая цепь на дубе том (А. П.). 2. Сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебряну. 3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А. П.). 4. На лбу видны ранние морщины. 5. В «Вишнёвом саде» Чехова играли самые знаменитые артисты. 6. Картина Клода Моне «Дама в саду» поражает богатством красок. 7. В городском саду цветут розы. 8. Во время войны дедушка был в плену, но рассказывать о плене очень не любил. 9. Фильм «Унесённые ветром» был снят в цвете в 1940 году. 10. «Под сенью девушек в цвету» – один из романов цикла «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. 11. Но в цвете надежды и силы угас его царственный сын (Л.). 12. На миру и смерть красна. 13. Родители Петруши Гринёва жили в мире и согласии. 14. В первом часу ночи сработала сигнализация. 15. В академическом часе 45 минут.

 

Задание 35. Составьте словосочетания с теми словами, пары которых указывают разное значение слов. Укажите неверно образованные формы множественного числа именительного падежа.

Лагери – лагеря; мехи – меха; месяцы – месяца; хлебы – хлеба; цветы – цвета; сторожи – сторожа; корпусы – корпуса; колени – колена – коленья; лоскуты – лоскутья; токи – тока; тоны – тона; кондукторы – кондуктора; клапаны – клапана; дизели – дизеля; пропуски – пропуска; счёты – счета; ордены – ордена.

 

Задание 36. Составьте предложения в официально-деловом и публицистическом стиле с данными словами, используя варианты окончаний именительного падежа множественного числа.

Орден, провод, корпус, колено, лагерь, мех, крыло, друг, трактор, адрес, учитель, тормоз, джемпер, цех лоскут, полюс, кондуктор.

 

Задание 37. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха – мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брючках бежал вперед, (лоскуты – лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны – тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы – тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 10. Важнейшие отделы и (секторы – сектора)учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода). 12. У причала столпились военные (катера – катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры – крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера – шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей.

 

Задание 38. Выберите нужную форму. Объясните выбор.

1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира "Много (шума, шуму) из ничего". 2. С понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску). 3. Ноги увязли в глубоком (снеге, снегу). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми). 6. Животным подсыпали (корму, корма). 7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).

 

Задание 39. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. Этот фестиваль рассчитан не только на (звезды, звезд) экрана, но и на неизвестных актеров. 2. Подобрать (проводники, проводников) для этого прибора оказалось трудно. 3. Я часто представляю (лица, лиц) своих друзей. 4. Изучать (звезд, звезды) можно только при помощи специальных приборов. 5. На (проводники, проводников) поезда поступила жалоба.

 

Задание 40. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.

1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн… "Потемкин…". 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны… чудовищ…, проплывавши… мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн… змее… и отнес далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы… персонаж…, которы… режиссер собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все… эти… кук…л… 6. Жюри отметило как лучших 32 участник… смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточн… краб… 8. Ипподром приобрел прекрасны… скаковы… лошад… 9. Кукольник ловко дергал свои… марионет…к… за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин…к… вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури…

 

Задание 41. Образуйте формы именительного падежа множественного числа и составьте словосочетания с ними. При наличии вариантов учитывайте семантику и стилистическую окраску.

Корпус, орден, бухгалтер, договор, образ, род, пропуск, повод, инструктор, ректор, лоцман, пояс, колено, корень, прожектор, цех, вексель, профессор, брелок.

 

Задание 42. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Абрикосы, апельсины, амперы, аршины, бананы, баклажаны, башни, бланки, блюдца, барышни, буряты, болгары, белорусы, грузины, гуцулы, грейпфруты, гренки, гектары, гардемарины, гольфы, гусары, зразы, иглы, караты, кеды, киргизы, килограммы, килобайты, кадеты, киприоты, калмыки, карелы, мандарины, монголы, мордвины, носки, одеяльца, оладьи, отребья, осетины, партизаны, погоны, папуасы, полотенца, простыни, сапоги, туркмены, туфли, татары, турки, чулки, чулочки, яблоки, ясли.

 

Задание 43. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, афиняне, буряты, болгары, грузины, гуцулы, египтяне, калмыки, узбеки, монголы, осетины, цыгане, турки, туркмены, татары, башкиры, чукчи, эскимосы, якуты, румыны, карелы.

 

Задание 44. Раскройте скобки, ставя существительные во мн. число и нужный падеж. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опенок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили новые комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

 

Склонение имен и фамилий

Задание 45. Поставьте в нужную падежную форму имена собственные.

Романы (Жюль Верн и Майн Рид); площадь имени (Джавахарлал Неру); фильмы (Александр Митта и Владимир Бортко); роли (Джульетта Мазина, Симона Синьоре, Джина Лолобриджида, Барбара Брыльска, Бриджит Бардо, Памела Андерсон); речь (Джордж Буш, Альберт Гор, Хилари Клинтон, Барак Обама, Николя Саркози, Маргарет Тэтчер, Луиджи Берлускони, Вацлав Гавел); песни (Григорий Майборода, Василий Лебедев-Кумач); сказки (братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Вильгельм Гауф, Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Джанни Родари); фотографии (Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Валерия Мацца); у немецких писателей (братья Генрих и Томас Манн, Эрих Мария Ремарк, Анна Зегерс, Ганс Фаллада); рассказы (Марк Твен, Артур Конан Дойль, Джером К. Джером, Анатолий Аверченко, Джек Лондон, Айзек Азимов, Роберт Шекли), оперы (Бедржих Сметана, Лео Делиб, Жорж Бизе, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи), сонаты (Доменико Чимароза, Иосиф Гайдн, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен), живопись (Исаак Левитан, Архип Куинджи, Антон Лосенко, Карл Брюллов, Питер Пауль Рубенс, Франсиско Гойя, Никола Пуссен, Антуан Ватто, Франсуа Буше).

 

Задание 46. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денев). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Аджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к "Дерсу Узала" Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

 

Задание 47. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые. Какие фамилии целесообразно объединить в самостоятельные подгруппы? С чем это связано? Что это за подгруппы и сколько их?

Сидоренко, Снегирев, Мельников-Печерский, Живаго, Стендаль, Мороз, Бальзак, Доброво, Чапаев, Шендерович, Польских, Дымарский, Немирович-Данченко, Зайцев, Черняк, Пятница, Смирнов, Руссо, Козловская, Седых, Шнейдер, Розенталь, Римский-Корсаков, Сергеева, Фоминых, Семенец, Крамская, Берг, Михайленок, Коломиец, Телегин, Маршак, Штирлиц, Курицын, Сердюк, Короленко, Крученых, Сухово-Кобылин.

 

Задание 48. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужной форме.

1. В "Похождениях бравого солдата Швейка" ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В медицине и биологии долгое время господствовали ошибочные положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов). 4. В произведениях (Жорж Санд), французской писательницы, затрагиваются многие социальные проблемы. 5. Работы (М.И. Туган-Барановский) отражали понимание экономических проблем России. 6. Похождения итальянского авантюриста 18 века (Казанова) послужили сюжетом для кинофильма. 7. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.057 с.)