Личный опыт, ведущий к лучшей восприимчивости по отношению к клиентам и конкурентам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личный опыт, ведущий к лучшей восприимчивости по отношению к клиентам и конкурентам



Хотя все организационные функции важны, эффективное управление требует особых навыков в области понимания клиентов и соперников. Такие выдающиеся лидеры, как Перси Барневик, Ричард Бренсон и Джек Уэлч, всегда были очень близки к своим клиентам и внимательно следили за своими конкурентами. Эти факторы помогают объяснить успех их сти­ля руководства. Поэтому компаниям, которые хотят «вырастить» успеш­ных лидеров, нужно позаботиться о том, чтобы молодые кандидаты по­работали с опытными людьми из департаментов клиентского обслужи­вания и анализа рынка. Выдающиеся компании постоянно вкладывают деньги в развитие своего персонала.

Отправляя в Тимбукту

Когда я спрашиваю у людей, что сделало из них руководителя, многие го­ворят что-то вроде: «Когда мне было двадцать пять лет, шеф отправил меня в Тимбукту, чтобы открыть новый отдел сбыта. Было ли мне страшно? Да. Ошибался ли я? Еще бы! Но позвольте вам сказать, я действительно мно­гому научился!» К сожалению, слишком многие компании не дают своим молодым сотрудникам почувствовать ответственность за проект и не по­зволяют им совершать ошибки. Вместо этого они впустую растрачивают время этих молодых людей, ставя их на несоответствующую должность. Они не поручают им серьезную работу, предполагающую ответственность за прибыли и убытки и позволяющую им рисковать. Необходимо остав­лять молодым людям свободу действий и награждать инициативу.

Просто невозможно научиться руководить, не совершая ошибок, а ошибки обходятся дешевле, если люди совершают их в молодости. На­пример, лучше упустить какую-нибудь возможность, будучи руководи­телем среднего звена, чем потерпеть неудачу, при попытке крупного сли­яния, в качестве нового генерального директора. Расходы ниже, а ре­зультаты обучения заметнее. Как сказал мне один руководитель: «Мне нравятся люди, которые делают ошибки; это показывает, что они при­нимают решения». Этот же человек установил «бонус за неудачу» в сво­ей организации, чтобы наградить администраторов с хорошими идея­ми, у которых хватает смелости «высунуться».

Существует известный анекдот про Томаса Уотсона-старшего из IBM, молодой администратор, которой совершил многомиллионную ошибку.


РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА 277

Это были очень большие деньги в 50-е годы. Это и сейчас большие день­ги. После того, как ошибка была обнаружена, Уотсон вызвал молодого че­ловека в свой офис, где тот нервно выпалил: «Я полагаю... Я полагаю, Вы меня уволите». На что Уотсон ответил: «Уволить Вас? Уволить Вас? После того, сколько денег я потратил на Ваше обучение?» Ошибки, к которым относятся правильно, — это мост между неопытностью и мудростью. Не­удача учит успеху. Успех — не значит никогда не совершать ошибок. Это

значит никогда не совершать одну и ту же ошибку дважды.

Положительный пример успешного руководителя

Другой существенный фактор, влияющий на развитие руководителя, - это наставничество. Люди узнают о методах работы компании от на­ставников. Наставники помогают своим подопечным понять, например, политическую систему организации, часто выявляют серьезные ошиб­ки в ближайшем будущем и предотвращают их.

Что еще более важно, наставники могут учить с помощью конст­руктивной обратной связи. Культура обратной связи на уровне компа­нии имеет решающее значение, если компания намерена полноценно развивать своих людей. Великие компании учат и поощряют, чтобы со­хранить приверженность себе. Руководство признает результаты. К со­жалению, многие руководители не очень умеют делать конструктивные замечания; они дают обратную связь только в виде исключения, воз­можно, не осознавая того влияния, которое она может иметь. Исключи­тельно эффективными могут быть внесение предложений об улучше­ниях и похвала или благодарность за хорошую работу.

Многие руководители не умеют праздновать успехи, хотя празднова­ния — прекрасный инструмент развития. Праздники могут быть финан­совыми (в форме опциона на покупку акций компании, бонусов или уча­стия в прибылях), но это не обязательно. Это может быть просто выбор кандидатов на получение приза; прием их генеральным директором; со­здание «зала славы» («доски почета»); увеличение их бюджетов; вручение им билетов на спортивные или музыкальные представления; привилегии (клубное членство и т. д.) или предложение купонов (на которые образцо­вые «граждане корпорации» могут получить что угодно: от лишнего вы­ходного до дополнительных денежных премий). Поскольку культура об­ратной связи начинается с вершины организации, конструктивная обрат­ная связь нуждается в сильной поддержке руководства. Руководители дол­жны регулярно спрашивать себя, сколько улыбок они подарили за этот день.


278_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

Сохранение баланса между личной и общественной жизнью

Как отмечено в главе 6, если баланс между личной и общественной жиз­нью нарушается, это почти неизбежно вызывает симптомы стресса. Кроме того, диета только из работы, без развлечений, подавляет твор­ческую жизнь. Некоторые события в личной жизни не случаются дваж­ды. Например, ваши дети бывают маленькими только однажды. И в дальнейшем вы не сможете действительно хорошо проводить время с детьми и супругой (супругом), если разделены вашим постоянным от­сутствием.

Хотя ясно, что сохранение равновесия влияет на личную жизнь чело­века, существуют также решения и для рабочего места. Хорошо прове­денное время играет важную восстанавливающую роль. Люди, которые выделяют время для восстановления сил и размышления вне офиса, при­нимают на работе лучшие решения, лучше ладят со своими коллегами и лучше адаптируются к нагрузкам и перепадам активности в фирме.

Так как жизнь не должна быть чем-то, что происходит, пока мы за­няты другими делами, руководству организации следует помогать лю­дям сохранять необходимый баланс. Однако, предоставленные самим себе, слишком многие руководители обращают внимание исключитель­но на свою «великолепную одержимость» — то есть на свою роль в ком­пании — и в связи с этим ожидают от подчиненных того же. Эти руко­водители могут и не подозревать о дисбалансе. Если спросить их о коли­честве времени, которые они проводят с семьей, они могут упомянуть гораздо больше часов, чем их супруга и дети. Во многих случаях они находят убежище в том, что психотерапевты называют «маниакальная защитная реакция» (то есть постоянно избегают реальных обязательств).

Сильная доза эмоциональной чувствительности

Без самоанализа, который дает эмоциональная чувствительность, очень сложно руководить другими людьми. В процессе самораскрытия буду­щие лидеры должны понять, что создает чувство «потока» для них. Они должны спросить себя, при каких обстоятельствах они счастливы, чув­ствуют себя лучше всего. Им нужно выработать также понимание дру­гих. Фактор «плюшевого мишки», который мы обсуждали в предыдущей главе, — понимание других, предпосылкой которого служит самоана­лиз, — играет большую роль в достижении максимальных результатов.


РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА 279

Руководители долж­ны найти свои силь­ные и слабые стороны

Частью решающего процесса самораскрытия для руководителей дол­жен быть поиск своих сильных и слабых сторон. Необходимо опреде­лить, и где они приносят пользу, и где их таланты оставляют желать луч­шего. Затем они могут или работать над своими недостатками, или най­ти кого-нибудь, кто может помочь им компенсировать их слабости. Одни руководители обладают особыми знаниями в области технологий, фи­нансового дела или маркетинга. Другие отличаются богатой фантазией и могут продемонстрировать стратегическое понимание ситуации. Третьи под­держивают равновесие, исполняя роль хранителей культуры компании. Некоторые хорошо справля­ются с управлением, особенно успешно действуя в роли исполнителя. Те, кто нанят для проведения изменений, часто обла­дают необычными трансформационными способностями. Некоторые имеют особый трудовой потенциал, умеют заинтересовать и говорить ясно. У других новаторский взгляд на мир. На руководящих должнос­тях важно создать такое «руководящее созвездие», которое будет иметь все эти качества сразу в сбалансированной группе, давая команде руко­водителей как единому организму возможность решать сложные про­блемы. В целом — и это может сделать руководящее созвездие таким мощным — разумно опираться на свои силы, а не искать способы спра­виться со своими слабостями. Обычно первое приносит больше при­были (Анкета 12.2).

Хорошим примером эффективного «созвездия» могут служить ко­манды, созданные Ричардом Бренсоном на разных этапах его карьеры. Первоначально Бренсон пытался добиться славы в музыкальном биз­несе. Однако, как он охотно признает, он лишен музыкального слуха. Для компенсации этой слабости он взял на работу дальнего родствен­ника, Саймона Дрейпера по прозвищу «человек с золотыми ушами». Именно Дрейпер подобрал для Бренсона победителей в мире звукоза­писи. Чтение балансовых отчетов и контроль наличности тоже не отно­сятся к числу сильных сторон Бренсона. Он нашел другого серьезного администратора, Дона Крукшенка, бухгалтера-шотландца со степенью МВА из компании McKinsey. Крукшенк предложил программы, которые были необходимы компании, но которые до его появления реализовы­вались достаточно необдуманным способом. Эту звездную плеяду ру­ководителей возглавлял Бренсон, который обеспечивал дальновидность, вдохновение, энергию и мотивацию.


 


280__________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

 
АНКЕТА 12.2.
Где Вы приносите пользу организации?
Ответьте «да» или «нет» на вопросы. Затем сравните с результатами людей, которые знают Ваши способности. ДА НЕТ   · Мое основное умение находится в функциональной области: маркетинг/финансы/ менеджмент/информационные технологии · Мое основное умение — стратегическое понимание ситуации · Мое основное умение — мотивировать людей · Мое основное умение — сохранение корпоративной культуры · Мое основное умение — проведение изменений · Мое основное умение — инновации   Ваши ответы на этот тест покажут Вашу роль. Хотя все способности важны для процве­тания организации, их значимость может различаться в зависимости от жизненного цикла организации. Ваша задача — найти людей, основные способности которых будут до­полнять друг друга и ситуацию, в которой окажется Ваша организация  

 

Лидерство в «цифровом веке»

Допустим, что «высокие потенциалы» были приняты на работу и преус­пели в своем развитии. Как же они — руководители будущего — выгля­дят? Они будут отличаться от авторитарных моделей прошлого, это точ­но. Как любил говорить генерал Эйзенхауэр: «Нельзя управлять людь­ми с помощью подзатыльников; это нападение, а не руководство» (Ан­кета 12.3).

Среди черт, характеризующих харизматичного, трансформирующе­гося лидера, легко ориентирующегося в глобальном контексте, главная -это самоконтроль. Руководитель должен уметь выдвигать собственные стандарты и награды, без побуждения извне занимаясь постановкой лич­ных целей. Руководители с такой способностью обычно хотят учиться сильнее и адаптируются лучше. Они умеют себя вознаградить, но они же будут самыми серьезными своими судьями. У людей, хорошо


_________________________ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА___________________________ 281

 
АНКЕТА 12.3.
Готовы ли Вы быть руководителем в «цифровом веке?
Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет» ДА НЕТ
  • Ставите ли Вы перед собой цели, когда это возможно?
  • Самокритичны ли Вы по поводу своих действий?
  • Можете ли Вы излагать другим сложные вопросы ясно и просто?
  • Умеете ли Вы «смотреть с вертолета» — другими словами, можете ли Вы видеть лес, а не только деревья?
  • Удобно ли Вам общаться с людьми, принадлежащими к другим культурам?
  • Стараетесь ли Вы понять культурные особенности людей других национальностей?
  • Вы считаете себя человеком действия?
  • Можете ли Вы показать хорошее «шоу», чтобы создать приверженность какому-нибудь плану действий?
  • Нравится ли Вам учить молодежь?
  • Гордитесь ли Вы, когда видите, что исполнитель, которого учили Вы, хорошо справляется со своей работой?
  • Легко ли Вы чувствуете себя в команде?
  • Стремитесь ли Вы к разнообразию, когда создаете команду?
  • Нравится ли Вам работать в командах с представителями разных культур?
  • Чувствуете ли Вы, что выявляете самое лучшее в каждом из членов Вашей команды?
  • Заботитесь ли Вы о Ваших сотрудниках, когда у них личные проблемы?
  • Увлекаете ли Вы собственным примером?
  • Умеете ли Вы убеждать, когда делаете презентацию?
  • Свободно ли Вы делитесь информацией?
  • Вызываете ли Вы доверие у других людей?
  • Вы верите, что люди прикладывают дополнительные усилия, когда работают с Вами?
  • Открываются ли люди, когда говорят с Вами?
  • Можете ли Вы дать прямую конструктивную обратную связь лицом к лицу с человеком?
  Если Вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, вероятно, Вы более эффектив­ны в должности глобального руководителя. Для проверки сравните Ваши ответы с отве­тами людей, которые знают Вас достаточно хорошо.  

.


282_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

управляющих собой, обычно в голове живет внутренний отец или мать, которые повторяют, иногда практически из подсознания: «Ты можешь лучше; ты можешь лучше!» Организация в поисках руководителя может выделить такую личность, спросив кандидата, что он делал в годы, когда формировалась его личность. Так как у контролирующих себя людей «внутри — огонь», их деятельность (учебная, внеклассная или профес­сиональная) обязательно будет отражать большие вызовы.

Эффективные лидеры в цифровом веке знают, как управлять по­знавательной сложностью. Обычно это не приобретенное качество, это познавательный навык, который к отрочеству либо есть, либо его ни­когда и не будет. Это умение имеет отношение и к прогрессивному мышлению, и к снижению уровня помех в системе. Иногда его назы­вают «взглядом с вертолета», это, фактически, способность видеть лес за деревьями. Люди с подобным навыком очень быстро схватывают суть сложной идеи, а потом могут упростить ее для других. Чтобы про­верить себя на этот навык, возьмите сложное понятие и объясните его ребенку.

Этноцентризм больше нигде не играет ника­кой роли

Как было подмечено ранее, чувство культурной относительности также необходимо сегодня для эффективного руководства. Этноцентризм больше нигде не играет никакой роли — осо­бенно в глобальных организациях. Не помогает и самосозерцание. Сегодняшние лидеры должны быть думающими, да; но они также должны быть более ориентированы на действие. Умение приме­нять и развиваться становится главным. Настоящие лидеры, которые хотят, чтобы что-то было сделано, делают акцент на выполнении.

Критерии лидерства в кибернетическом веке включают также пре­емственность поколений. Эта концепция предложена специалистом по развитию человека Эриком Эриксоном. Она означает заботу, получение удовольствия от общения со следующим поколением, качественное и приятное наставничество. Важно, чтобы будущие лидеры не вели себя подобно мифическому Кроносу, поедавшему своих собственных детей. В современных организациях руководители должны проводить много времени, тренируя своих людей. Любая компания, желающая стать обу­чающей организацией, должна иметь много наставников, чтобы охра­нять изменяющийся мир молодых руководителей — особенно тех из них, которые столкнулись с новыми обязанностями. Наставники обес­печивают пространство и защиту для их личных поисков.


_________________________ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА________________________ 283

Как может организация протестировать потенциал кандидата на пре­емственность поколений? Ответ на удивление прост. Если в общей кар­тине присутствуют дети, серьезным испытанием является то, хорош ли кандидат как родитель, — терпелив ли он с детьми и учит ли он своих детей хорошо. Исследование показывает, что «домашние» хорошие отцы становятся хорошими «отцами» и вне дома. Наоборот, исполнители, ко­торые крайне нетерпеливы со своими подчиненными, скорее всего, будут нетерпеливы и со своими детьми. Я знал нескольких руководителей, за­нимающихся наймом на работу, которые приглашали кандидата с семей­ством на уикенд куда-нибудь, чтобы посмотреть, как взаимодействуют между собой члены семьи.

Очень важно также умение построить команду. Многие руководите­ли, которых я знаю, великолепны в роли лидеров команды, но довольно посредственны как игроки. А те, кто умеет создавать команду, — люди, способные получить от других по максимуму, — великолепны и как иг­роки, и как лидеры. Они могут хорошо работать в условиях разнообра­зия. Самые изобретательные формы принятия решений наблюдаются именно в командах, характеризующихся различием культур, полов и задач. Принятие решений в разнородных группах может занимать боль­ше времени, чем в однородных, но качество на выходе будет намного выше. (Вспомните, что когда все думают одинаково, на самом деле мало кто думает вообще.)

Управление производимым впечатлением — тоже очень важная чер­та. В хороших руководителях всегда есть немного от актера и сказочни­ка, что позволяет им убеждать весьма различные группы людей в муд­рости их видения и ценностей. Хотите, верьте, хотите, нет, но уроки в актерской школе часто оказываются неплохой инвестицией. Запись себя на видео с последующим «рецензированием» «выступления» с помощью других, например, тренера, может оказаться, в высшей степени поучи­тельна. Эффективные руководители используют каждое доступное сред­ство, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки.

Конкретные знания в избранной сфере деятельности тоже очень су­щественны. Если вы занимаетесь автомобильным бизнесом, важно, что­бы вы любили машины. Если вы работаете в электронной промышлен­ности, вам поможет некоторое знание электроники. В наш век всемо­гущих финансовых руководителей этот момент иногда забывается.

И последнее. Эффективный глобальный руководитель в наш циф­ровой век должен быть способен внушать доверие подчиненным и со­хранять это доверие, пока идея получает воплощение. Необходимость


284 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА

Эффективный гло­бальный руководи­тель в наш «цифровой век» должен быть способен внушать до­верие подчиненным

внушать доверие и желание быть достойным доверия должны быть постоянно в голове руководителя. Без доверия многие из остальных необходимых качеств бесполезны. Как было сказано ранее, успех лидера тесно связан с той степенью, в которой другие люди доверяют ему. (Анкета 12.4) (Общую сводку лидерских качеств в цифровом веке вместе с необходимыми чертами, ролями и методами см. на рисунке 12.1)

Любая компания, продвигающая и воспитыва­ющая качества для эффективного лидера, описан­ные в этой главе, находится на пути к успеху. Пос­ледняя задача, с которой мы сталкиваемся в этой книге, — это опреде­лить, что создает не просто успешных руководителей, а успешные орга­низации. Что можно сказать об организациях, возникающих в этот век непоследовательности? Какие характеристики отличают эти организа­ции? И самое главное. Какие шаги лидеры должны предпринять, чтобы создать такие организации?

 

 


 

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА 285

 
АНКЕТА 12.4.
Готовы ли Вы к действию?
Основываясь на том, что Вы узнали из этой главы (и из предыдущих глав), Вам сейчас нужно определить способности и прочие качества, необходимые для эффективного уп­равления в Вашей организации, учитывая стратегическое направление ее развития. Напишите список качеств, необходимых для руководства Вашей организацией, которы­ми Вы обладаете, и которых Вам не хватает; потом создайте план развития, использую­щий Ваши способности   План управленческих действий Требуемые Качества Качества План развития управленчески которыми над которыми мне качества я обладаю нужно работать
 
 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.021 с.)