Вклад отечественных ученых в развитие психологии личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад отечественных ученых в развитие психологии личности



Наибольшего расцвета отечественная психология личности достигла в XX веке. Значительный вклад в развитие данного раздела психологии внесли Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев. Сила отечественной психологической школы - в ее диалектическом подходе к изучению проблем личности, слабость - в материалистической ограниченности. Отечественные психологи, находившиеся под влиянием учения К.Маркса, рассматривали человека как биологический, социальный индивид с позиции теории деятельности, но недостаточное внимание уделяли познанию высшей, духовной его сущности - идеальному, которое активно отвергалось господствующей идеологией марксизма.

В.Н.Мясищев, признавая роль биологических "задатков" в формировании психофизиологических свойств индивида, утверждал, что личность как продукт общества определяется прежде всего ее социальным значением, направленностью - доминирующим свойством, от которого зависит жизненный путь человека. Уровень личности определяется степенью его сознательности, идейным богатством. Если доминирующее свойство охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

С.Л.Рубинштейн был склонен придавать большее значение природным, естественным предпосылкам развития индивидуальности. По его мнению, личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние (социальные) воздействия. Несмотря на то, что данное определение слишком общее, его придерживаются многие современные исследователи.

Л.С.Выгодский, будучи представителем материалистической психологии, тем не менее, доказал, что высшие психические функции нельзя расценивать как непосредственные функции мозга. Их корни необходимо искать в условиях общественной жизни. В формировании личности он придавал важное значение онтогенетическому и духовному развитию (влияние литературы, искусства и др.)

А.Н.Леонтьев - ученик и последователь Выготского, подчеркивал большую роль воспитания в становлении индивидуальности и развитии личности.

Б.Г.Ананьев считал, что личность - не весь человек, а лишь его социальные качества. По его мнению, личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе. Он подчеркивал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.

Зарубежные теории личности

В отличие от отечественной психологии XX века, в которой доминировали материалистические взгляды, в зарубежной психологии личность рассматривалась преимущественно с позиций идеализма, в связи с чем большое значение придавалось духовным потребностям, роли неосознанных мотивов в деятельности человека. Среди наиболее известных направлений в психологии, разрабатывавших собственные концепции личности, следует выделить следующие.

Психоанализ. В соответствии с концепцией З.Фрейда, личность включает три структурных компонента: "Ид" (инстинктивное ядро личности, подчиняющееся принципу удовольствия), "Эго" (рациональная часть личности, принцип реальности), "Супер-Эго" (моральная сторона личности - формируется последней). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии индивидуального развития: оральная, анальная, фаллическая (возникают комплексы Эдипа и Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - это личность, которая может и стремится работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".

Индивидуальная психология А.Адлера. Основной ее постулат: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство, или стремление к власти, присущее каждому человеку. Для достижения своих целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо он проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). Последний конструктивный элемент личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности -показатель психологического здоровья.

Аналитическая психология К.Г.Юнга. По Юнгу, личность состоит из трех взаимодействующих структур: "Эго" (все то, что человек

осознает), личного бессознательного (все подавленное и комплексы), коллективного бессознательного (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь гармонии лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации) и интеграции всех скрытых и игнорируемых им сторон собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

Неофрейдизм. Наиболее известные его представители - Э.Эрик-сон, Э.Фромм, К.Хорни. Особое значение придается "Эго" и его функциям. Эриксон считал, что "Эго" - автономная структура, которая проходит в своем развитии восемь универсальных стадий. Э.Фромм придавал особое значение влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Диспозициональная психология. Наиболее видные представители - Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. В соответствии с их взглядами, люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в различных ситуациях. Олпорт первым выдвинул теорию, согласно которой личность - это динамическая организация внутренних психических процессов, определяющих характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. По определению Б.Скиннера, личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея, что причинами действий человека являются внутренние автономные факторы, а также объяснение поведения с физиолого-генетических позиций.

Когнитивная психология. Дж.Келли предложена теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. По А.Маслоу, личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход к теории личности К.Роджерса основан на положении, что поведение нужно понимать с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает "Я" - концепция.

Таким образом, на основании всестороннего изучения высших уровней развития и проявлений психики человека, а также существующих концепций личности можно сделать вывод, что психическая индивидуальность определяется переплетением различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Наиболее распространенная в последнее столетие систематика уровней индивидуальности включает темперамент, характер, личность.

7.3. Темперамент

Психическая индивидуальность, как известно, проявляется уже на первом году жизни ребенка. В этот ранний период детства уже можно распознать такие отличительные качества человека, которые в первую очередь определяют индивидуальный тип биологических реакций. Это и есть проявления темперамента.

Темперамент (от лат. tempera - смешиваю в соответствующих пропорциях) - врожденные, наиболее стабильные индивидуальные особенности динамики психических процессов. Характерные для человека на протяжении практически всей жизни качества темперамента могут подвергаться незначительным изменениям, но только в пределах данного типа. Темперамент - биологическая составляющая индивидуальности. Свойства темперамента относятся к конституциональным и определяются типом психического реагирования на различные внешние и внутренние воздействия в соответствии с особенностями основных нейрофизиологических процессов. Темперамент служит базисом для формирования более сложных и дифференцированных качеств индивидуальности.

Со времен Гиппократа существует деление людей по темпераменту на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Эта градация сохранила определенное значение до наших дней. Основой научной теории темперамента является учение выдающегося русского физиолога И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Им были описаны четыре типа высшей нервной деятельности, составляющих основу индивидуального реагирования человека и поведения животных, которые он связал с античной классификацией. Виды темперамента, их основные характеристики и особенности нейрофизиологических процессов отражены в таблице 4. Выделяют три сильных (сангвинический, холерический, флегматический) типа и один слабый (меланхолический). Наиболее гармоничен сангвинический (живой тип высшей нервной деятельности), характеризующийся уравновешенностью и подвижностью. Холерический тип (безудержный) отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, первые из которых преобладают. Флегматическому типу (инертному) присуща малоподвижность переключения процессов возбуждения и торможения. Меланхолический тип (слабый) - сборная группа с преобладанием в высшей нервной деятельности процессов торможения. Каждому темпераменту свойственны свои положительные и отрицательные качества.

Сангвиник характеризуется довольно высокой активностью, энергичностью, быстротой и координированностью движений, разнообразием и богатством мимики, живостью эмоций. Общителен, легко переключается с одного занятия на другое. В работе продуктивен, исключая монотонный труд. В проблемных ситуациях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.006 с.)