Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности



При личностных расстройствах в случае необходимости по­казаны: срочная психиатрическая помощь, социотерапевтиче-ские мероприятия, защитная (поддерживающая) психотерапия, в том числе и долговременная психоаналитически ориентирован­ная психотерапия или психоанализ.

Выбор психотерапевтических форм, в первую очередь, оп­ределяется «Я» - структурой или «Я» - силой пациента, воз­можностью перенести все ступени закономерного психотера­певтического процесса. Для психотерапевтической индикации важны и обычные критерии (например, мотивация пациента, проявление и размеры вторичных причин возникновения болез­ни и др.).

Прогноз соответствующей психотерапии при параноидных, шизоидных и антисоциальных личностных расстройства?: пло­хой. Несколько лучше он при хорошем структурировании исте­рических, зависимых, навязчивых и пассивно-агрессивных лич­ностных расстройств.

При необходимости психотерапевтической индикации нар-циссических, шизотипических и пограничных личностных рас­стройств следует быть очень осторожным вследствие их склон­ности к «Я»-регрессии и негативным терапевтическим реакциям.

Пограничные личностные расстройства с их склонностью к импульсивным действиям нуждаются в активном противодейст­вии деструктивным проявлениям, вплоть до строгой изоляции и госпитализации.

Итак, выше мы рассмотрели наиболее типичные нарушения личности, которые исследовались в отечественной патопсихоло­гии и психоаналитической характерологии. Но есть и другие.

Так, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, рассматривая связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного, выделяют: распад и деградацию личности в результа­те органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и раз­витие в форме неврозов. Клиническому психологу (особенно, работающему в психиатрической клинике) безусловно надо знать и эти нарушения, а потому им будет прочитан специаль­ный курс.

Задачи и методы патопсихологического исследования личности

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи клинического психолога при исследовании личности:

1. Изучение роли личности в происхождении нервно-
психических и соматических болезней.

2. Определение значения личностного фактора в патогенезе
болезней и формировании клинических картин.

3. Выявление особенностей изменения личности при разных
заболеваниях.

4. Разработка эффективных личностно-ориентированных
методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Что касается методов патопсихологического исследования личности, то среди них выделяют два главных - клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным, бе­седах, изучении истории болезни; второй предполагает исполь­зование разнообразных тестов.

Клинический подход к изучению личности предполагает изучение истории жизни человека с помощью биографического и анамнестического методов.

Анамнез - это получение совокупности сведений о жизни обследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезней, об условиях жизни, работе и лечении.

Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет особое значение в случаях, когда надо выяснить отношение больного к значимым событиям его жизни и состоит в получении информации от самого больного. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического рас­стройства, сенсорных затруднений и т. п. Субъективный и объек­тивный анамнез обычно дополняют друг друга. В клинике многое можно узнать о личности больного также из реальных взаимо­действий с ним во время психотерапии и коррекционных меро­приятий, а также во время тестирования.

Лабораторный метод. К числу наиболее распространен­ных тестов, применяемых для исследования личности больного, можно отнести:

1. Метод исследования уровня притязаний. Больному пред­
лагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Ис­
пытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспери­
ментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для
больного, при этом анализирует его реакции в этих ситуациях.
Для исследования уровней притязаний применяют разные зада­
ния (например, кубики Кооса).

2. Метод Дембо-Рубинштепна. Используется для исследо­
вания самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках,
символизирующих здоровье, ум, характер, счастье и т. д. отме­
чает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает
на вопросы, раскрывающие его представление о содержании
понятий «ум», «здоровье» и пр.

3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого мето­
да исследуются характерные для личности реакции в стрессовых

ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени ее социаль­ной адаптации.

4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к
группе вербальных полупроективных методов. Один из вариан­
тов этого теста включает 60 незаконченных предложений, кото­
рые испытуемый должен дописать по своему усмотрению.
Предложения разделены на 15 групп, в результате исследуются
отношения испытуемого к лицам противоположного пола, на­
чальству, подчиненным, и т. д.

5. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) состоит из
20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по
каждой картине. Можно получить данные о восприятии, вооб­
ражении, способности осмысливать содержание, об эмоцио­
нальной сфере, способности вербализации, о психотравме и т. д.

6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением
симметричных одноцветных и полихроматических чернильных
пятен. Тест используется для диагностики психических свойств
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может
быть похоже. Оценка ответов проводится по 4 категориям:
1) расположение или локализация; 2) детерминанты (форма,
движение, цвет, полутона, диффузность); 3) содержание; 4) по­
пулярность, оригинальность.

7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник
(MMPI).
Предназначен для исследования свойств личности, осо­
бенностей характера, физического и психического состояния
испытуемого. Больной должен отнестись (положительно или
отрицательно) к содержанию предлагаемых в тесте утвержде­
ний. В результате специальной процедуры строится профиль
личности, отражающий соотношение исследуемых личностных
особенностей (ипохондрии - сверхконтроля, депрессии - на­
пряженности, истерии - лабильности, психопатии - импульсив­
ности, мужественности - женственности, паранойи — ригидно­
сти, психастении - тревожности и т. д.).

8. Подростковый диагностический опросник Личко (ПДО).
Используется для диагностики психопатий и акцентуаций

характера у подростков.

9. Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт -четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, жел­тый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также некоторые наиболее устойчивые черты личности.

Библиографический список

1. Альманах психологических тестов. СПб., 1995.

2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Мето­
дика многостороннего исследования личности в клини­
ческой медицине и психогигиене. М., 1976.

3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Ме­
тодика многостороннего исследования личности. М.,
1994.

4. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретиче­
ских концепциях проективных методов исследования
личности в зарубежной психологии и патопсихологии //
Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса­
кова. 1972. №5.

5. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической
психологии. Киев, 1979.

6. Вассерман Л. И., Горькавая И. Л., Ромицына Е. Е. Тест
подростки о родителях. СПб., 1995.

7. Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике нев­
розов и шизофрении // Психологические проблемы пси­
хогигиены и медицинской деонтологии. Л., 1972.

8. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные от­
ношения ребенка. М., 1994.

9. Гоштаус И. И. Применение личностного опросника в
диагностике параноидной шизофрении // Математиче­
ские методы психиатрии и неврологии. Л., 1972.

10. Козюля В. Г. Применение теста СМОЛ. М., 1995.

11. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психиче­
ских состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.

12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. Л.,
1983.

13. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Диагностика характера под­
ростка. М., 1995.

14. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека.
Пермь, 1971.

15. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психоло­
гии личности. Пермь, 1970.

16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии и опыт их применения в клинике. М., 1970.

17. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незакончен­
ных предложений в психиатрической практике // Ис­
следование личности в клинике в экстремальных усло­
виях. Л., 1969.

18. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода
Роршаха // Психологические проблемы психогигиены,
психопрофилактики медицинской деонтологии. Л.,
1976.

19. Собчик Л. Н. Пособие по применение психологической
методики MMPI. М., 1971.

20. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности: Методическое руково­
дство. М., 1990.

21. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому
исследованию состояния фрустрации при неврозах //
Вопросы диагностики психического развития. Таллин,
1974.

Лекция 15 психология девиантного поведения*

План лекции:

1. Понятие нормального и отклоняющегося поведения.

2. Способы взаимодействия индивида с реальностью.

3. Типы девиантного поведения.

3.1. Делинквентное поведение.

3.2. Аддиктивное поведение.

3.3. Патохарактерологическое поведение.

3.4. Девиантное поведение на базе гиперспособностей.

4. Клинические формы девиантного поведения.

4.1. Агрессивное и аутоагрессивное поведение.

4.2. Злоупотребление веществами, вызывающими состоя­
ние измененной психической деятельности.

4.3. Нарушение пищевого поведения.

4.4. Сексуальные девиации и перверсии.

4.5. Сверхценные психопатологические увлечения.

4.6. Характерологические и патохарактерологическиереакции,

4.7. Коммуникативные девиации.

4.8. Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.013 с.)