Отношение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) к женщинам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) к женщинам



Аллах в суре «Ниса» сказал (смысл): «Хорошо относитесь к своим женщинам» (19 аят), предупреждая мужчин и желая, чтобы они ценили своих супруг. В обществе, где образцом считалась жизнь Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), женщины обрели такую значимость, о которой раньше и не могли мечтать, они обрели особый социальный статус. Пророк говорил, что самый лучший из мужчин тот, кто лучше относится к своим женам, и добавил, что он сам относится к ним наилучшим образом. Тогда как у арабов уважали больше тех, кто грубо относился к женщинам, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) уважительно относился к женщинам, ценил их мнение, давал им право голоса. И женщины уже стали осознавать, что они являются существами благородными, ценными, нужными. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) подавал собой пример хорошего, уважительного, почтительного отношения к женщинам. Он говорил им об их хороших качествах и достоинствах, выражал свою любовь, сажал их рядом с собой на верблюда, поддерживал, когда они садились на верблюда, а если видел плачущую супругу, успокаивал ее, вытирая слезы своими руками. Невежественные мужья непочтительно обращались с женщинами во время менструации (хаиз). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) искоренил и подобное отношение, и сам относился к женщине в такие периоды с пониманием. Супруге, которая боялась подать ему молитвенный коврик во время менструации, он мягко говорил: «Не бойся. Твое состояние не перешло же на руки...» (Муслим). Считая хайд естественным состоянием женского организма, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) просил супругу в эти дни мыть ему голову и, даже прислоняясь к ней, читал Коран (Бухари). Подобное отношение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) к женщинам было не случайным или временным явлением. Почтительное поведение с женщинами проявлялось во всем образе жизни Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) после полуденного намаза по очереди посещал каждую из супруг, спрашивая об их здоровье и узнавая о проблемах (Бухари, Муслим). Он не пропускал, ни одного дня, чтобы не проведать своих жен. Даже в тот день, когда Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) женился на Зайнаб бин Джахш, он посетил всех жен, начиная с благочестивой Айши (р.а.), зашел к каждой, обращаясь со словами: «Да будет над вами милость и благословение Аллаха, о Ахли Байт (то есть, мои домашние)», и справился о состоянии их дел. И каждая из жен ответила ему: «Да будет милость, мир, благословение от Аллаха, о Пророк Аллаха! Как твоя новая супруга? Пусть Аллах благословит ее и тебя», и все они поздравляли его) (Бухари). Благочестивая Айша (р.а.) рассказывала о том, насколько глубоким было уважение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) к женщинам: «Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) после совершения сунны утреннего намаза, если я проснулась, разговаривал со мной, если я не встала еще, ложился рядом и ждал, когда прочитают икамат в мечети» (Бухари, Муслим). Известно, что Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), чтобы его супруги отдохнули и развеялись, вместе с ними присутствовал на праздничных торжествах. Айша (р.а.) так рассказывала: «Был один из праздничных дней. Негры устроили состязание. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), обратившись ко мне, спросил: «Ты хотела бы посмотреть?» Я ответила: «Конечно, хотела бы». Тогда он встал, и мы вместе с ним смотрели на празднество, касаясь друг друга щеками.

Пророк говорил, болея за сыновей Эрфида (племя).

«О, сыновья Эрфида! Ну-ка, покажите себя!» Заметив, что я немного устала, он спросил меня: «Достаточно тебе?» Я ответила: «Да». И мы ушли» (Бухари, Муслим). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) большое внимание уделял воспитанию и образованию женщин, и прежде всего он старался эти знания дать в своем доме, просвещая своих супруг, потому что именно они обучали Исламу других женщин. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) обучение проводил в форме беседы или дружеского наставления. Для мусульманина самое главное – знание, именно об этом и заботился Пророк Ислама.

 

Отношение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) к сиротам

В хадисах от Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорится: «Самый прекрасный дом тот, где хорошо относятся к сиротам. Самый отвратительный дом тот, где плохо обходятся с сиротами!» Еще в одном хадисе это положение подытоживается следующим образом: «С тем, кто воспитает и защитит своего сироту или сироту, который принадлежит другому, мы будем в Раю вместе как два этих пальца», – произнося эти слова Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) показал на указательный и средний пальцы. (Муслим). Пророк Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) постоянно спрашивал у сподвижников: «Вы сегодня погладили по голове сироту? Вы сегодня посетили больного? Вы сегодня выразили соболезнование?» (Табарани, Сахибуль-Джами, 80). Один из сподвижников обратился к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам) с жалобой на черствость одного своего знакомого. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) в качестве действенного средства для излечения подобного духовного недуга посоветовал: «Пусть погладит по головам сирот и накормит бедных!» (Ахмад бин Ханбал). Еще в одном хадисе говорится: «Если кто-либо с намерением, чтобы Аллах был им доволен, погладит сироту по голове, Аллах даст ему столько воздаяния, сколько волос на голове этой сироты» (Ахмад Ибну Ханбал).

В доисламский период сирот было много. Над ними надсмехались и не соблюдали их прав. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) вырос сиротой и знал, как относится к ним его племя. Неслучайно Аллах, обращаясь к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам), говорил: «Разве он не воспитал тебя сиротой?» («Духа»,6). Он Сам заботился о своем любимом Пророке (салла ллаhу алайhи ва саллам) и воспитывал его. «Если так, то хорошо относись к сироте», - говорится в 9 аяте этой же суры. Всевышний словно наставляет Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам): «Я тебя защитил, так и ты позаботься о Моих рабах, сиротах, займись их проблемами, возьми их под свою защиту».

Расулюллах (салла ллаhу алайhи ва саллам) начал уделять особое внимание сиротам уже в самом начале ниспослания ему Пророчества. Глава мусульман, совершивших первую хиджру в Йемен, Джафар бин Абу Талиб, представ перед королем Наджаши, в речи о мусульманах и об Исламе так сказал о Пророке (салла ллаhу алайhи ва саллам): «Он всегда рядом с теми, кто слаб и нуждается, и он запретил использовать или присваивать себе имущество сирот» (Ибн Хишам, 1,359).

 

Соседи

После семьи и родственников мы несем ответственность за тех, кто живет рядом с нами, за наших соседей. Мы обращаемся к ним за помощью, делим беды и радости, поэтому Ислам призывает поддерживать с ними добрососедские отношения. В Коране сказано, что после того, как укрепилась вера в Аллаха, Всевышний повелел хорошо относиться к родителям, родственникам и соседям («Ниса», 36). В хадисах можно встретить большое количество упоминаний о правах соседей. «Джибрил мне так много говорил о правах соседей, что я подумал: «Вот-вот Аллах скажет, что они получат право наследства. («Муслим, «Бирр»). В этом хадисе подчеркивается, что добрососедские отношения и соблюдение прав соседей настолько значимы, что ставятся в один ряд с родственниками. Поэтому мы должны уважительно относиться соседям, даже если они неверующие. В еще одном из хадисов говорится, что с точки зрения прав, которые они имеют на нас, соседи делятся на три группы. Первая группа - это соседи-немусульмане. Они обладают правами только как соседи. Вторая группа - это соседи-мусульмане, которые имеют права и соседей и братьев по вере. Третья группа - это соседи-мусульмане-родственники. Они имеют права как соседи, родственники и братья по вере (Хайсами, 8,164). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) постоянно напоминал асхабам о соблюдении прав соседей. «Мой друг Расулюллах (салла ллаhу алайhи ва саллам) завещал мне: «Когда ты готовишь суп, налей больше воды. Потом вспомни своих соседей, и если ты увидишь, что кому-то нужна помощь, деликатно предложи ее», - передал Абу Зарр (р.а.) (Муслим). В хадисе говорится, что важно уметь делиться даже малым, не говоря уже о достаточных запасах пищи. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) наставляет нас: «Когда вокруг тебя много голодных людей, охотиться за различными вкусовыми ощущениями неуместно. Ты мусульманин и должен заботиться о тех, кто нуждается и кто голоден». Так в одном из хадисов от Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорится; «Кто ложится спать сытым в то время, как сосед его голоден, не истинный мусульманин» (Хаким). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) так обращался к женщинам-асхабам: «О мусульманки! Пусть соседки не пренебрегают угощать друг друга. Даже если то, что вы предложите другим, будет очень малым» (Бухари). Соблюдение прав соседей - один из важных обязанностей мусульманина. Благочестивая Айша (р.а.) однажды обратилась к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам) с вопросом: Кому из двух соседей прежде всего следует отдать садака?» Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) сказал: «Отдай тому, чья дверь ближе всех к твоей двери» (Бухари, «Адаб», 32). Как правило, ближайших соседей знаем больше всего, мы можем почувствовать даже запах из их кухни. Поэтому нам следует внимательно относиться к своим правам и правам ближнего, тем более, что зачастую мы обращаемся к своим соседям за помощью и поддержкой. В хадисах Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорится:

«Если сосед попросит, следует дать ему взаймы. Если с соседом приключилось несчастье – спешить ему на выручку. Если он испытывает материальные трудностей, – помочь ему. Делить с ним горе и радость. Если до соседей доносится запах, распространяющийся из вашей кухни, отнести им часть приготовленной пищи. Без разрешения соседа нельзя что-либо строить, если это строение закрывает обзор ему. Если сосед болеет, следует навещать его, а в случае смерти соседа участвовать в похоронах» (Хайсами).

Наставления Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), касающиеся отношений добрососедства, не ограничиваются перечисленными. Соблюдение прав соседей – это часть всеобщих норм поведения. Людям следует быть доброжелательными, помогать друг другу, защищать, не помнить обид и т.д. Это нормы, которые диктует мусульманам Ислам. По словам Абу Хурайры (р.а.), некий человек пришел к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам) с вопросом: «О, Пророк Аллаха! Одна женщина соблюдает дополнительные посты, совершает много дополнительных намазов, много дает садака, однако при этом она своим языком изводит соседей. Что ты скажешь об этой женщине?» «Она попадет в Ад», – ответил Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам). О, Пророк Аллаха! – опять задал вопрос мужчина. – Если одна женщина не соблюдает дополнительные посты, не совершает дополнительных молитв, в качестве садака может дать только нежирный сыр, но при этом хорошо относится к своим соседям, что вы скажете о ней?» Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил: «Она будет в Раю» (Ибн Ханбал).

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть хорошо относится к своему соседу» от Бухари и Муслима. В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.) рассказывается о том, что однажды Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) поклялся трижды: «Клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, он не уверовал». Асхабы спросили: «О, Расулюллах, кто не уверовал?» Пророк ответил: «Тот, чей сосед не уверен в том, что сосед ему не нанесет вреда» (Бухари). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) сказал также: «Тот, чей сосед не ощущает себя в безопасности от него, не сможет войти в Рай» (Муслим). Между тем, мусульмане по мере своих возможностей должны поддерживать отношения с соседями, избегать конфликтных ситуаций, например, при разговоре стараться не повышать голос, не включать громко радио, телевизор и т. д. Мусульманин должен стараться хранить тайны соседа, не выставлять напоказ его недостатки и ошибки. Посягать на имущество и честь соседа для мусульманина недопустимо. Многие не знают, что соседями являются не только одно хозяйство, но и целые селения, районы, города, республики или страны. Поэтому, согласно Исламу, соседски уважительными должны быть и отношения с граничащими странами, республиками, городами и.т. д. Этого не понимают очень многие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.009 с.)