Тема 8. Основы нейропсихологии как раздела КП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Основы нейропсихологии как раздела КП.



Нейро псих – наука, изучающая мозговые мех-мы псих функций на материале локальных поражений мозга.

Предмет:

1.Психологич стр-ра и мозговая организация не речевых ВПФ (разл виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевых ф-ий.

2. Изуч наруш речевой и др ВПФ, их диагностика и методы корр-востановит работы в процессе развития и в период зрелости.

3. Изуч наруш речевой и др ВПФ в завис от х-ра поражения мозга (диффузное поражение, межзональное=области перекрытия) +нарушение проводимости нервных путей.

Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

 

Нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. Она использует синдромный анализ для квалификации этих нарушений и диагноза поражений мозга.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, ♦главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Современная отечественная нейропсихология для решения практических задач пользуется широким набором различных методов — как клинических неаппаратурных, так и сложных аппаратурных (компьютерных, ЭЭГ и др.).

Введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной системы.

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

В трудах А. Р. Лурия были разработаны проблемы экспериментальной нейропсихологии познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий. В результате:

♦ была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев;

♦ был произведен систематический анализ афазий, а также псевдо-афазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга;

♦ исследовалась специфика речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария;

♦ велось изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевераций и др.);

♦ был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям.

♦ описаны модально-неспецифические нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней;

♦ проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, а также семантической памяти (т. е. памяти на понятия).

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Данное направление разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные мозговые заболевания. В эти годы было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В задачи нейропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропсихологии входит:

· изучение взаимосвязи между формированием психических функ­ций и созреванием нервной системы детей различных возрастных гр.;

· выявление закономерностей нервно-психического развития ре­бенка;

· изучение нарушений, задержек, отклонений в психическом разви­тии или специфики психического развития, которые связаны с заболе­ваниями или иными особенностями работы нервной системы.

Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, мо­гут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. Но такое неблагополучие может иметь под со­бой две разные причины: нарушение работы психической функции или ее несформированность.

Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением того или иного участка мозга, и симптомы, связанные с несформированностью психической функции.

Это означает, что в первую очередь симптомы должны быть соотне­сены не с нарушениями того или иного звена психической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполняемом задании. Эта про­дуктивность должна соответствовать возрастному периоду и может ока­заться иной, чем у взрослого человека.

Агнозии, их виды и причины возникновения.

Агнозия — состояние, при котором мозг не может расшифровать информацию, поступающую от нормально функционирующих рецепторов; нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражениях головного мозга.

Различаются:

1) агнозии зрительные — проявляются в неспособности узнать предметы по их изображениям при сохранении достаточной остроты зрения;

2) агнозии тактильные — проявляются в виде:

а) астереогнозии — неспособности опознания предметов наощупь;

б) соматоагнозии — нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела.

3) агнозии слуховые — проявляются:

а) в нарушении слуха фонематического — способности различать звуки как составляющие речи, что приводит к расстройствам речи (-> афазия);

б) в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении элементарных форм слуха.

Агнозии зрительные – расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

Зрительная система организована как многоканальный аппарат, перерабатывающий одновременно разнообразную зрительную информацию: его различные блоки (каналы) могут поражаться изолированно при сохранной работе других блоков. Поэтому бывают поражения только предметов, или только лиц, или только цветов, или только букв, или только пространственно-ориентированных объектов.

Предметная агнозия

суть отдельные элементы опознаются правильно, но смысл изображения в целом непонятен

Цветовая агнозия

суть больной различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, и не помнит цвет знакомых предметов

Буквенная агнозия

суть буквы правильно копируются, но не понимаются

- симптомы

- замена схожих букв (к/х)

- неправильное восприятие ориентации букв

- нарушение восприятие близкорасположенных букв

Лицевая агнозия

суть не различаются человеческие лица

5. симультанная агнозия (синдром Балинта)

суть воспринимаются только фрагменты изображения, невозможность восприятия ситуации в комплексе, т.к. резко сужен объем восприятия.

- симптомы

- фиксируется только один объект – лежащий в поле зрения

- не замечаются детали изображения

- атаксия взора (непроизвольные скачки глаз)

Односторонняя пространственная агнозия

суть отсутствие синтеза информации, идущей от правого и левого полей зрения, игнорируется левое поле зрения; дефект не осознается

- симптомы чтение с середины

- рисование только правой стороны предмета

- то же с одеванием и принятием поз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.125.80 (0.012 с.)