Советский дизайн 1970-х годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский дизайн 1970-х годов.



Дальнейшее развитие

 

В 1970-е годы происходят определенные изменения в отношении к вещи в обществе нашей страны. В это время наблюдается переход от аскетизма в оборудовании интерьера, что было характерно для предыдущего десятилетия, к стремлению обставить квартиры красивыми, дорогими вещами. В формах мебели, предметов быта распространяется декоративизм, стилизация под старину. Это была реакция на упрощенность предметного мира 1960-х годов.

В это время советский промышленный дизайн, будучи на взлете, повел активную борьбу за гармоничность предметной среды. На рубеже 1960-х — 1970-х годов в отечественном дизайне произошли определенные положительные сдвиги: художественно-конструкторские организации стали более самостоятельными, более органично они начали включаться в процесс опытно-конструкторских разработок, дизайнеры стали более глубоко изучать производство, технологии, материалы, что способствовало повышению реальности дизайнерских разработок. Начало 1970-х годов в нашей стране характеризовалось резким увеличением числа дизайнерских подразделений: с 1970 по 1973 г. их количество возросло более чем на 30 %.

В 1970-е годы наблюдается дальнейшее развитие научных исследований в области технической эстетики. Особое внимание уделяется исследованию вопросов оценки потребительских качеств изделий и перспективному прогнозированию их свойств. В это время намечается новая линия в отечественном дизайне: переход от проектирования отдельных вещей к комплексам и ансамблям, а от них — к оборудованию целостной предметной среды. Характерной особенностью этого периода было также то, что началась интенсивная деятельность по разработке дизайн-программ. Были разработаны, в частности, дизайн-программы для Минэлектротехпрома, Минмаша, Минпромсвязи и др.

Особой сферой деятельности советских дизайнеров в это время становится экспертная работа, которой занимаются ВНИИТЭ и его филиалы. Экспертная работа велась по двум направлениям. Первое направление — выдача заключений о потребительских свойствах товаров народного потребления при аттестации их на высшую категорию качества (с 1976 по 1980 г. было подготовлено более 8 тысяч экспертиз, из них свыше 4 тысяч — на товары культурно-бытового назначения). Второе направление — оценка эстетического уровня новых видов товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (с 1977 по 1980 г. такой оценке подверглось около 800 изделий).

В 1970-е годы ВНИИТЭ усиливает свою методическую работу. В 1978 г. институтом был подготовлен капитальный труд «Методика художественного конструирования». В это время создается целостная система научно-технической информации, в которой ВНИИТЭ стал играть роль координирующего центрального органа. В 1970-е годы ВНИИТЭ и его филиалы ежегодно организовывали до 15 специализированных выставок по дизайну, каждые же 5 лет — всесоюзные выставки художественного конструирования.

В 1978 г. по решению Совета Министров СССР создается Межведомственный совет по проблемам технической эстетики, на который были возложены задачи разработки рекомендаций по широкому использованию дизайна в народном хозяйстве и координации деятельности различных организаций в этой области.

Знаменательным событием в дизайнерской жизни страны этого десятилетия было проведение в 1975 г. в Москве IХ Международного конгресса ИКСИД. На конгрессе был рассмотрен ряд важных для развития мирового дизайна тем. Всеобщее внимание привлекла тема «Дизайн и государственная политика». По этому поводу были сделаны следующие доклады: директора ВНИИТЭ Ю. Б. Соловьева «Дизайн на службе общества», швейцарского дизайнера Ф. Буркхардта «Традиции и перспективы использования дизайна», всемирно известного теоретика дизайна Т. Мальдонадо «Дизайн и будущее окружающей среды», представителя ГДР доктора М. Кельма «Дизайн и государственная политика». Не менее интересной была тема «Дизайн и наука». На эту тему были заслушаны доклады заместителя директора ВНИИТЭ, эргономиста В. М. Мунипова «Дизайн и наука» и дизайнера из ФРГ З. Мазера «Некоторые проблемы теории дизайна». Следующая рассмотренная на конгрессе тема — «Дизайн и труд». На эту тему выступили Ю. Саловаара из Финляндии с докладом «Роль дизайна в совершенствовании производственной среды» и известный польский дизайнер А. Павловский с докладом «Дизайн как средство повышения эффективности деятельности». Были вниманию делегатов конгресса предложены и выступления на тему «Дизайн и отдых». Об этом говорили англичанин М. Блэк в докладе «Дизайн и организация досуга» и представитель СССР Г. Г. Лебедев в докладе «Свободное время, отдых и дизайн». Не осталась без внимания и тема «Дизайн для детей». Свое мнение по этому вопросу высказали П. Антош из ЧССР в докладе «Предметный мир ребенка и задачи дизайна», француз Ф. Баррэ в докладе «Социально-психологические аспекты дизайна среды для детей» и представитель Югославии О. Когой в докладе «Дизайн и игровая деятельность ребенка». По всем указанным темам, обсужденным на пленарном заседании, состоялись также секционные заседания.

В 1970-е годы продолжает развиваться дизайн и в Беларуси. В это время переживает расцвет деятельность Белорусского филиала ВНИИТЭ. Одной из наиболее удачных разработок института этого времени был проект оборудования кухни. Дизайнеры попытались представитель, какой она будет в ближайшем будущем, создав перспективную разработку оборудования этой зоны квартиры. В проекте были использованы новые технологии, прогрессивные материалы, спроектированное оборудование обладало свойствами компоновочной гибкости, мобильности, трансформируемости. Было спроектировано дизайнерами БФ ВНИИТЭ и оборудование для санитарно-гигиенических зон жилища, при этом были предложены принципиально разные решения для городской квартиры, индивидуального дома и садового участка. Характерно, что при проектировании были учтены и требования удобства пользования людей с ограниченными физическими возможностями: инвалидов и престарелых.

Среди важнейших работ БФ ВНИИТЭ этого времени можно также назвать проекты оборудования для выездной торговли овощами и фруктами на улицах города Минска, набора ножниц разного функционального назначения, домашнего бара-холодильника, легкового автоприцепа и др. Безусловно, не забывали дизайнеры и своей профильной тематики: разработки тракторов. Кроме Минского тракторного завода БФ ВНИИТЭ сотрудничал тогда и с другими производителями тракторов: с Волгоградским, Алтайским, Павлодарским, Харьковским заводами.

В 1971 г. в жизни БФ ВНИИТЭ произошло событие, значение которого вышло за рамки не только республики, но и всего тогдашнего Советского Союза. В этом году международной дизайнерской организацией ИКСИД на базе БФ ВНИИТЭ был проведен в Минске первый международный практический семинар «Интердизайн-71». Тогда в белорусской столице собрались дизайнеры из разных стран, чтобы обсудить свои профессиональные проблемы, чтобы объединить свои усилия в решении конкретных дизайнерских задач, актуальных для жизни современного общества. Реальным же результатом практической работы семинара была разработка системы визуальных коммуникаций для города Минска и предложений по совершенствованию одной из отраслей пищевой промышленности.

В 1970-е годы в Беларуси, кроме БФ ВНИИТЭ, активную деятельность начинают дизайнерские подразделения на предприятиях и в проектных организациях. В области разработки товаров народного потребления в это время ведущую роль начинает играть институт «Белместпромпроект» (впоследствии преобразованный в Белорусский конструкторско-технологический институт местной промышленности БелКТИМП). В институте тогда был создан сильный художественно-конструкторский отдел, который занимался разработками изделий для предприятий местной промышленности по всей республике. Правда, сначала в институте проектировались не очень сложные вещи: письменные принадлежности, столовые приборы, мясорубки и т. д. Но уже в этих изделиях стали заметны их преимущества перед объектами, выполненными без участия дизайнера. Первой же значительной разработкой дизайнеров местной промышленности стал проект нового детского велосипеда. Проекту предшествовала кропотливая исследовательская работа. Были изучены отечественные и зарубежные аналоги, функциональные и эргономические требования к изделию, определены способы создания стилистики форм. Только после этого началось непосредственное проектирование. В результате были созданы две модели детских двухколесных велосипедов: «Чемпион» и «Ветерок». Работа дизайнеров оказалась удачной. На минском областном конкурсе на лучшую художественно-контрукторскую разработку эти велосипеды заняли первое место. Позже велосипед «Ветерок» вместе с новой моделью «Зубренок-2» получил медаль ВДНХ СССР. Велосипеды «Ветерок» и «Чемпион» имели легкую, рациональную конструкцию, открытую раму, которая обеспечивала безопасность езды на велосипеде, колеса на литых полых шинах, что тогда в определенной степени было новостью для детских велосипедов, новшеством были и удобные пластмассовые седла с учетом в их форме анатомии тела ребенка. Велосипед «Ветерок» имел еще дополнительную возможность быстрой перестройки его в детский самокат, а это создавало как производственную экономическую эффективность изделия, так и экономию для потребителя.

Были созданы в БелКТИМПе и другие интересные дизайнерские разработки. Например, набор изделий для ванной комнаты. Он включал ряд предметов, которые обеспечивали функциональные процессы около умывальника. Все изделия имели пластичную, выразительную форму, которая совмещалась со строгой функциональностью. Набор характеризовался как удобством в пользовании, так и композиционной гармоничностью.

Большое внимание уделяли дизайнеры института местной промышленности детской игрушке, особенно сюжетным игрушкам, наиболее популярным у детей. Это игрушки-образы, которые дают ребенку представление об окружающем мире, о людях, о животных, о машинах.

К сожалению, не все из созданного удалось дизайнерам довести до массового производства, однако то, что было запущено в серию, можно считать достижением местной промышленности.

Развивались в 1970-е годы дизайнерские службы и на других предприятиях республики, занимавшихся разработкой и производством товаров народного потребления. Характерно в этом отношении, например, было Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО), где создавалась любительская фотоаппаратура. Первая фотокамера в Беларуси была выпущена в 1950-е годы. К 1970-м же годам на счету белорусского фотоаппаратостроения был целый ряд камер. Это и «Весна», и «Эстафета», и «Школьник», и «Чайка», и «Орион», а также их модификации. В 1974 году на БелОМО была создана малоформатная автоматическая камера «Вилия-авто». Ей суждено было стать базовой моделью целого поколения фотоаппаратов: «Вилия» (1974), «Вилия-электро» (1975), «Силуэт-электро» (1976). По своему дизайнерскому решению все эти камеры, как вообще все советские фотоаппараты того времени, были просты, лаконичны и несколько суховаты по стилистике формы. Выпущенный в 1979 году малоформатный шкальный аппарат «Силуэт-автомат» по пластике продолжил развитие художественно-конструкторского решения серии «Вилия».

Говоря о дизайне товаров народного потребления Беларуси 1970-х годов, следует остановиться также на радио- и телеаппаратуре, выпуском которой занималось Минское ПО «Горизонт». К примеру, появившийся в самом начале десятилетия транзисторный приемник «Океан». Для своего времени это было достижение советского радиостроения как по техническим качествам, так и по дизайну. Визуальный образ его был решен в соответствии с эстетическими идеалами конца 1960-х — начала 1970-х годов, поэтому объект характеризовался строгостью линий и некоторой суховатостью формообразования. Следующая модель «Океан-205», хоть и несла в своем внешнем облике все характерные признаки стилистики 1970-х годов, была по форме все же несколько более насыщенной, чем суховатая по визуальному образу предыдущая модель. В дальнейшем радиоприемник марки «Океан» модернизировался, появились модели «Океан-209», «Океан-210». По внешней форме они напоминали своих предшественников. К началу следующего десятилетия «Океан» передал эстафету новой марке — «Горизонт». Появился радиоприемник «Горизонт-219», явившийся дальнейшей модернизацией «Океана-209».

Были достижения у белорусских дизайнеров в 1970-е годы и в художественном конструировании телевизоров. Всеобщее признание у населения нашли выпущенные в первой половине десятилетия телеприемники «Горизонт-106» и «Горизонт-107». Как по техническим, так и по эстетическим качествам они шли в авангарде отечественного телестроения того времени. Эти телевизоры имели размер экрана по диагонали 67 см и были тогда единственными советскими телеприемниками I класса. В компоновке композиционных элементов этих телевизоров совершенно оригинальным было решение акустической системы, выполненной в виде столика под телеприемник. Не поскупилось предприятие на отделку корпуса телевизора, который облицовывался ценными породами дерева с глянцевым покрытием. Однако общему дизайнерскому решению телевизионных приемников были характерны суховатость и геометризм форм, что являлось, как мы уже знаем, знаком того времени.

С середины 1970-х годов в Беларуси начинается выпуск и цветных телевизоров. Первенцем здесь явился телевизионный приемник «Горизонт-711». Это был универсальный лампово-проводниковый телевизор II класса с размером экрана по диагонали 59 см. Акустическая система здесь по аналогии с белорусскими черно-белыми телевизорами выполнялась также автономной, выносной в виде столика под телевизор. В формообразовании самого телевизора был применен оригинальный компоновочный прием: все органы управления, располагавшиеся на передней панели, как справа, так и слева от экрана, закрывались специальными дверцами, выполненными на всю высоту передней панели.

Таким образом, в 1970-е годы в Беларуси был создан ряд интересных по дизайнерскому решению вещей: оригинальные, изящные детские велосипеды, забавные детские игрушки, фотоаппараты, некоторые модели которых приближались к мировым стандартам, радиоприемники с неброским, но гармоничным по стилистике внешним видом, телевизоры, характеризовавшиеся основательностью и тщательностью проработки формы. Сами белорусские дизайнеры совершенствовали и улучшали свой профессиональный уровень. Таким образом, можно сказать, что в 1970-е годы была заложена прочная основа дизайна в промышленности Беларуси.

НАКАНУНЕ XXI ВЕКА.

ДИЗАЙН 1980-Х — 1990-Х ГОДОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.013 с.)