Древний Рим. Рациональность и помпезность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древний Рим. Рациональность и помпезность



 

Культура Древнего Рима, в том числе и материально-художественная, во многом развивалась под влиянием античной Греции, однако здесь были и свои специфические особенности. В первую очередь нужно отметить большую продуманность в организации бытовой сферы жизни римских горожан. Как известно, в Риме в это время уже были водопровод и канализация, работала пожарная служба, организатором которой, кстати, был известный римский полководец Марк Красс. Для удобства граждан римского государства в городах работали торговые и ремесленные магазины, гостиницы, корчмы. В Древнем Риме мы впервые встречаемся с функциональным решением среды обитания человека. Об этом говорят, например, сделанные археологами реконструкции раскопанных в Помпеях закусочной и мастерской сапожника. Все в этих античных заведениях чрезвычайно продуманно, от общего плана размещения оборудования до функционального решения его конструкции и формы.

Если же рассматривать организацию жилища простых римских граждан, то можно обнаружить большое сходство с современными многоквартирными домами. Действительно, древнеримский дом, который назывался инсула (в буквальном переводе — остров), представлял собой многоэтажное здание, включавшее двух- и трехкомнатные небольшие квартиры, в которые их жильцы попадали по узким лестницам и переходам. Такие жилища были очень скромны в смысле оборудования быта. Здесь зимой, даже в мягком климате Апеннинского полуострова, было довольно холодно, так как квартиры римских бедняков не имели очага.

Однако так жили только неимущие граждане древнеримского государства. Дома же богачей, которые назывались домусами, были совсем не похожи на жилища бедняков. В отличие от них, они представляли собой одноэтажные особняки. В центре строения имелся внутренний дворик «атриум», посередине которого находился бассейн для сбора дождевой воды. Все помещения домуса располагались вокруг атриума. Жилая часть дома включала несколько спален, одну или несколько столовых. Кроме того, имелся ряд хозяйственных комнат и кладовых. Как и у древних греков, большую роль в доме древних римлян играли ложа. На них возлежали во время трапезы. Вокруг пиршественного стола ставилось три ложа, на каждом из которых располагалось три человека. Позади ложа стояли слуги, обслуживающие пирующих гостей. Комнаты, где происходили пиры, были просторные, с высокими потолками. Стены обычно покрывались декоративной росписью. Кроме лож и столов, в интерьерах стояли сиденья, жаровни, масляные светильники.

Интересны предметы хозяйственного обихода древних римлян. В Риме, например, появился первый самовар, который называли «аутепса». По форме он представлял собой кувшин с двумя емкостями, вставленными одна в другую. В наружную емкость клались горячие угли, во внутреннюю наливалась вода для кипячения. Были и специальные приспособления для подогрева пищи. Они имели форму ящика с полыми стенками. В полость наливалась вода, которая нагревалась раскаленными углями. На дно ящика ставились сосуды с предназначенной для подогрева пищей. Все было продумано рационально и удобно.

Однако, кроме очень функциональных по форме и конструкции бытовых предметов, в обиходе древних римлян были широко распространены (конечно, в среде более зажиточных граждан) вещи с богатым, обильным декором. Для этих объектов чаще всего была характерна, в отличие, скажем, от греческой культуры, несогласованность декоративной формы с конструктивной основой предмета, нивелированность особенностей материала, из которого изготавливалась вещь. В этом плане декоративно-прикладное искусство античного Рима скорее было ближе к формообразованию предметного мира Древнего Египта.

Древний Рим завершает период развития античной культуры. В V в. н. э. Римское государство пало под натиском набегов варваров. Начинается совсем новая эпоха — эпоха средневековья.

 

 

Западная Европа средневековья.

«Мой дом — моя крепость»

 

Облик предметного мира времени средневековья во многом отличается от вещной среды периода античности. В первую очередь нужно отметить, что значительно изменяется жилище людей и вообще организация жилой среды человека. Жилище европейцев раннего средневековья отнюдь не отличалось роскошью и комфортом. До XII в. между городскими и деревенскими домами не было большой разницы. Они представляли собой довольно примитивные сооружения из грубо отесанного камня или лозы, покрытой глиняной обмазкой. Стекло в окнах было редкостью, чаще оконные проемы затягивались пергаментом.

Позже дома в городах становятся более основательными, для их постройки используют уже исключительно камень. Городская архитектура в это время приобретает направленность вверх. Это было связано с удорожанием земли в черте города, поэтому выгоднее было строить на небольшом участке дом в несколько этажей. Характерной особенностью средневекового жилища становится его замкнутость в себе. Именно в это время рождается такое понятие, как «мой дом — моя крепость». Жилище горожанина в это время, действительно, становится своеобразной крепостью с толстыми, обитыми железом дверями, глухими ставнями, которые закрывались с наступлением сумерек. В своем доме люди старались надежно укрыться от чужого глаза — считалось, что увидевшие снаружи через окно обитателя дома могут его сглазить. Примечательно, что колодец, сооруженный на границе двориков двух домов разных хозяев, разгораживался посередине стенкой, чтобы подходящие к колодцу за водой с одной стороны не могли видеть подходящих к колодцу с другой стороны.

Внутри дома большую роль играл открытый очаг, который использовался и для обогрева помещения, и для приготовления пищи. Обедали обычно в том же помещении, где готовилась еда. Блюда ставили на грубо сколоченный длинный стол, за который садилась семья. Посуда в основном была металлическая и деревянная. Ремесла, связанные с производством изделий из глины и стекла в это время в Западной Европе пришли в упадок. Активно развивавшиеся во времена античности, они средневековой христианской религией рассматривались как языческие и потому не поощрялись. Один из римских пап даже запретил использование стеклянных изделий в религиозных обрядах, так как они, якобы, бесовского происхождения.

Искусство создания мебели в это время также теряет в уровне мастерства. Шкафы, сиденья, столы имеют довольно грубую форму, используемый декор прост и незамысловат. Из мебели в это время наиболее интересными можно считать кровати. Они приобретают огромные размеры, монументальные формы. В моменты приема в доме гостей, если они оставались в доме ночевать, на такую кровать укладывали до десятка человек, разморенных обильным хозяйским угощением. Средневековый дом, хоть и являлся семейной крепостью, был достаточно гостеприимен.

Примерно к середине XII века, когда господствовавший до этого романский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы начинает вытесняться готическим, предметный мир становится более совершенным, как по своим конструктивным качествам, так и по декоративной проработке. Мастерство ремесленников возрастает, на изделиях появляется сложный, изысканный декор. Если раньше, к примеру, мебель делали плотники, то теперь от плотницкого дела отделяется столярное, мастера которого и начинают заниматься изготовлением мебельных объектов. Появляются шкафы с выдвижными ящиками, лари с искусно обработанной поверхностью. Начинает использоваться фанеровка, с помощью которой оформляются изделия. Цех столяров производит искусную резьбу по дереву. Таким образом, постепенно в формообразовании предметного мира возрождается то, что было утеряно с разрушением античной цивилизации, с потерей накопленных ею навыков ремесленного мастерства.

 

 

Белорусские земли периода средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.007 с.)