Социологические взгляды М. Вебера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические взгляды М. Вебера.



Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском.

Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры.

Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

 

Этико-субъективная школа в русской социологии

(Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский)

Лавров – основатель оригинальной идеалистической концепции субъективной социологии.

Солидарность – 1) поддержка членов социальной группы, к которой человек принадлежит; 2) единство общества, совокупность людей в общественном взаимодействии.

Предмет социологии по Лаврову – солидарность сознательных особей в их взаимодействии. Солидарность для него – совокупность критически (в смысле оценочно, а не негативно) мыслящих личностей. Социология должна изучать время, место, условия зарождения человеческой солидарности, механизмы её формирования, изменения и предел, к которому стремится человечество. Практическая часть социологии – выработка идеальных форм совместного существования людей и реализация этих форм. (Идеал для Лаврова – социализм на основе крестьянской общины!)

Т.е. для Лаврова Правда-Истина и Правда-Справедливость неразрывны, для нахождения истины нужен и даже неизбежен объективный метод познания, но также неизбежен и субъективный метод познания социальных явлений. Ведь ОБЩЕСТВО – результат духовно-нравственной человеческой деятельности. Поэтому эволюцию в природе можно изучать объективными методами, а прогресс в обществе только субъективными методами, так как прогрессивные изменения зависят от действующих личностей, руководствующихся в своей общественной деятельности нравственными идеалами.

В основе общественного прогресса по Лаврову – человеческие потребности. Он основывается на том, что есть три группы человеческих потребностей: основные – биологические (потребность питания, безопасности, нервного возбуждения); временные – (государство, собственность, религия) и потребность в РАЗВИТИИ.

Лавров делит человеческую историю на два периода:

неисторический – в нем живут общества, состоящие из людей, движимых основными и временными потребностями;

исторический – в нем появляются общества, имеющие среди своих членов достаточное количество людей, движимых потребностью в развитии.

Лавров выделяет три формы солидарности:

1. солидарность бессознательная, основанная на привычке быть и жить рядом;

2. солидарность аффективная, основанная на сходстве настроения, интересов;

3. солидарность историческая, основанная на единстве сознательных убеждений.

Если личность усваивает потребность в развитии, то она вступает в историческую жизнь; если значительное число личностей в обществе испытывают потребность в развитии и развиваются, то общество вступает в историческую жизнь.

Есть (по Лаврову) «пасынки истории» - социальные группы, живущие даже в исторических обществах только основными потребностями (низшие слои), и есть «культурные дикари» - лица и группы, пользующиеся всеми выгодами цивилизации, но не наделённые потребностью в развитии.

Теория интеллигенции и её долга перед своим народом.

Для Лаврова интеллигенция - это люди, озабоченные судьбой своего отечества (патриотизм, гражданская ответственность); способн

ые к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (являются носителем общественной совести); способные нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности).

«Если каждый человек, критически мыслящий, будет постоянно стремится к лучшему, то, как бы ни был ничтожен круг его деятельности, как бы ни была мелка сфера его жизни, он будет влиятельным двигателем прогресса, и оплатит свою долю той страшной цены, которой стоило его развитие».

Михайловский Н.К.

Для Михайловского общественный прогресс – гармоничное развитие, он не прямо зависит от развития индивида.

Современные «прогрессивные» общества за счет системы разделения труда и узкой профессиональной специализации тормозят гармоничное развитие личности. Общество должно обогащать себя не однобокими талантами, а просто состоять из максимально гармонично развитых людей. Для Михайловского крестьянская жизнедеятельность гораздо гармоничнее жизни рабочего как придатка машины. Он считал, что русская крестьянская община представляет собой высокий тип развития, но находится на низкой ступени, а европейское капиталистическое общество представляет собой низкий тип развития, но находится на его высокой ступени.

Концепция «Героя и толпы».

Михайловский разрабатывал проблему роли личности в истории и общественном прогрессе. Согласно этой концепции, главным творцом и двигателем общественного прогресса является выдающаяся личность. Её антиподом выступают инертные народные массы, не способные на самостоятельны действия. Чтобы повести их за собой, нужен «герой». Михайловский выдвигает теорию подражания: «герой», обладающий определенными нравственными качествами (не обязательно положительными), подает пример, а «толпа», увлеченная личностью «героя», действует под его влиянием.

9. Социология П. Сорокина

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.01 с.)