Объяснить различие или сходство в написании конечных согласных основ и суффиксов приводимых ниже попарно слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснить различие или сходство в написании конечных согласных основ и суффиксов приводимых ниже попарно слов.



Кавказский – вязкий, узкий – русский, уэльский – таммерфорсский, киргизский – близкий, конский – тайваньский, сентябрьский – январский, тянь-шаньский – астраханский, кременецкий – ниццкий.

11. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов:

а)ко…ый, конопля…ый, листве…ый, сторо…ий, дровя…ой, серебря…ый, песча…ый, мали…ый, ряби…ый, дружи…ый, родстве…ый, сезо…ый, пья…ый, рдя…ый, муравьи…ый, лебеди…ый, голуби…ый, полотня…ый, стекля…ый, оловя…ый, бара…ий, павли…ий, време…ой, име…ой, племе…ой, ю…ый, ю…ат, утре…ий, жизне…ый, операцио…ый, конституцио…ый, ветре…ый, безветре…ый, проветре…ый.

б) безым…ый герой, безым…ый палец, безым…ая высота; масл…ые краски, масл…ый блин, масл…ая каша, масл…ый взгляд, масл…истый; ветр…ый день, ветр…ой двигатель, ветр…ый юноша; сол…ый борщ, сол…ой пласт, сол…ая кислота.

12. Сопоставить приведенные ниже попарно примеры. Объяснить правописание использованных в них орфограмм:

а) золоче…ые изделия – позолоче…ые изделия, сея…ые травы – сея…ые весной травы, соле…ые огурцы – соле…ые осенью огурцы, ноше…ый пиджак – ноше…ый братом пиджак, правле…ые рукописи – правле…ые корректором рукописи, лома…ая линия – излома…ая изгородь;

б) поноше…ое пальто – немного поноше…ое мною пальто, да…ый момент – да…ая для передачи книга, наложе…ым платежом – с наложе…ым на перелом гипсом; стира…ое, но неглаже…ое белье – стира…ое и выглаже…ое белье; балова…ые дети – балова…ые родителями дети, кова…ый сундук – кова…ый железом сундук, корчева…ый участок – корчева…ый вручную участок, дела…ое восхищение – дела…ое неоднократно замечание;

в) 1. Мысли в ней рассея…ы, как тучи после бури (П.). – Екатерина Федоровна была в этот день необыкновенно рассея…а (Б. Пол.). 2. Все мысли их были сосредоточе…ы в это время в самих себя (Г.). – Выражение его [Павла Петровича] лица было сосредоточе…о и угрюмо (Т.). 3. Изыска…о новое месторождение нефти. – Описание лунного вечера длинно и изыска…о (Ч.). 4. Девушка воспита…а и обуче…а в детском доме. – Это неплохая девочка; она только невоспита…а (Дост.). 5. Время нашей поездки ничем не ограниче…о. – Неограниче…о и беспредельно счастье, которое человек почерпает из полноты своих растущих душевных сил (А. Н. Т.). 6. Она намере…а изучить новые книги по геологии. – Его выходка была намере…а. 7. Братья были удивительно преда…ы друг другу. – Они всегда уважали друг друга, были внимательны и преда…ы.

Самодиктант.

СОЛОВЕЙ

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья.

Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие темные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые страны. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

Затем соловьи-родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются по опушкам леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни. Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнездо, и соловей перестает петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут скрытую жизнь и не поют. На свете не найти птички, которая пела бы лучше соловья. (По М. Богданову)

 

Написать сочинение-миниатюру «Осенний пейзаж», употребляя прилагательные разных разрядов.

Осень: багряная, ветреная, дождливая, золотая, нарядная, серая, пышная, слякотная, теплая, туманная, студеная, сухая, яркая; глубокая, запоздалая, поздняя, ранняя; грустная, задумчивая, печальная, чудесная, унылая, плодоносная.

Краски осени: желто-красная, оранжевая, золотая, огненно-красная, багряная, пурпурная, алая; волшебная, неповторимая, праздничная, пестрая.

Береза: белая, беззащитная, белоствольная, высокая, ветвистая, густая, кудрявая, нарядная, плакучая, прозрачная, пышная, развесистая, стройная, тонкая, тонкоствольная, золотая; веселая, милая, грустная, наивная, печальная.


Занятие № 13-14

Тема: ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1.Глагол как часть речи.

2.Типы спряжения глаголов.

3.Правописание глаголов.

3.1.Употребление Ь в глаголах.

3.2.Правописание личных окончаний глаголов.

3.3.Правописание суффиксов глаголов.

3.4.Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения.

3.5.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 78-83.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 56-63.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 112-114.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

 

1.Выполнить упражнение 216 (Ковалев, Горяной. Современный...)

 

Определить тип спряжения глаголов. Записать глаголы в две колонки.

Слышать, рассеяться, дуть, задерживаться, таять (обращаться в жидкое состояние), таить (скрывать), развеяться, выздороветь, опротиветь, хотеть, налить, бежать, выпить, брезжить, посеять, обессилить, обессилеть.

 

Найти, в какой группе встречаются глаголы разных спряжений.

1.Служу, учу, говорю, стою.

2.Купаюсь, читаю, несу, берегу.

3.Трещу, лежу, чищу, думаю.

4.Терплю, выхожу, смотрю.

 

Выписать слова с пропущенными буквами. Сделать вывод о правописании Ь в глаголах.

1.Не сиди...ся в хате тесной, не лежи...ся на печи (Н.). 2.Очень знать нам хоч...ся,звездная Медведица, как вам ночью ход...ся, как вам ночью езд...ся (В.М.). 3. Шатры разобраны, телеги готовы двинут...ся в поход (П.). 4.Люби ж, покуда люби...ся, встречай, пока встречае...ся (Исак.). 5. Хорошо бы, как ветками ива, опрокинут...ся в розовость вод (Ес.). 6. Легко обжеч...ся, когда тороп...ш...ся (погов.). 7. Беду скоро нажив...ш..., да не скоро выжив...ш...(посл.). 8.За ветром в поле не угон...ш...ся (посл.). 9. Не играй с огнем, мож...ш... обжеч...ся (посл.). 10. Голову спряч..., съеж...ся, милый ежик! (Марш.).

 

Употребить глаголы в будущем времени.

1.-Это, брат, такой человек! Не сдается и не (сдаваться) (Троф.). 2.Мне не (удаться) побывать у Вас в Царском... (Бл.). 3.Такую панораму вряд ли где еще (удаться) мне видеть (Л.). 4. После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец (поддаться) (Г.).

 

Списать, вставляя пропущенные буквы. Объяснить правописание окончаний глаголов.

1.Много буд...шь знать, скоро состаришься (посл.). 2. Та...т льдинки на окне (Марш.). 3.Ручьи подснежные бормоч...т сонно (Луг.). 4. Белым пухом сыпл...т тополя (Орл.). 5. Мне снова мерещ...тся скалы, руины (Корн). 6. Капля, говорят, и камень точ...т (посл.). 7. Игра...т, плещ...тся волною, хохоч...т, плач...т, как дитя (П.). 8.Здесь, когда ед...шь и не спишь ночью, сон цен...шь превыше всего (Ч.). 9. Как аукн...тся – так и откликн...тся (посл.). 10.Зари багряной полоса объемл...т ярко небеса (П.). 11. Но туча висн...т, дальний гром над звучной бездною грохоч...т, и вот пучина под челном кипит,подъемл...тся, клокоч...т(П.).

 

От имен существительных образовать и написать инфинитив глаголов несовершенного вида в соответствии с правилами правописания суффиксов глагола.

Зависть, горе, исповедь, беседа, команда, проповедь.

 

В приводимых ниже глаголах вставить нужный суффикс (-ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-) и объяснить свой выбор.

Завед...ть, воспольз...ться, развед...ть, распут...ть, отбрас...ть, закус...вать, сков...ть, ухаж...ть, обслед...ть, обрад...ть, завид...ть.

 

От глаголов совершенного вида образовать форму несовершенного вида на –ВАТЬ, объяснить написание.

Залить, преодолеть, окоченеть, разлить, пригреть,загнить, истлеть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.019 с.)