Классификация отраслей психологии. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация отраслей психологии.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебный год

 

1. Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии (в нашей стране и за рубежом). Основные современные направления в отечественной и зарубежной юридической психологии. Концепция psychology and law в современной зарубежной психологии.

3. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

4. Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.

5. Юридико-психологическая характеристика аттракции.

6. Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).

7. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.

8. Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.

9. Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

10. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.

11. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.

12. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.

13. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.

14. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.

15. Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.

16. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Основные подходы к изучению личности в современной отечественной и зарубежной психологии.

17. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система К. Леонгарда (с дополнениями и изменениями А. Е. Личко).

18. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.

19. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.

20. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.

21. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.

22. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведение (теория социального научения А. Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» Р. Экерса, фрустрационная теория Л. Берковица). Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение.

23. Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.

24. Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.

25. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы. Юридико-психологические аспекты внутригрупповых процессов в малой группе (социальной фасилитации, деиндивидуализации, групповой поляризации, огруппления мышления, влияния меньшинства). Групповые нормы и ценности.

26. Понятие конфликта. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Досудебное соглашение о сотрудничестве и медиация как примеры областей использования знаний конфликтологии в праве. Психологические основы разрешения конфликтов.

27. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.

28. Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.).

29. Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.

30. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.

31. Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).

32. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.

33. Юридико-психологическая характеристика краж.

34. Юридико-психологическая характеристика терроризма.

35. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.

36. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.

37. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.

38. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

39. Психолог как специалист в уголовном процессе.

40. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).

41. Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?

42. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).

43. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.

44. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

45. Стэнфордский тюремный эксперимент (Ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.

46. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.

47. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.

48. Психологические средства исправления осуждённых.

49. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.

50. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.

51. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.

52. Психологическая судебная и психиатрическая судебная экспертиза: современное понимание соотношения в Российской Федерации и за рубежом. Организация проведения психологических судебных экспертиз в Российской Федерации.

53. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.

54. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.

55. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

56. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

57. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

58. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.

59. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

60. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.

61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

67. Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.

68. Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебный год

 

1. Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

Психология – наука о поведении.

Место психологии в системе наук. В настоящее время условно выделяют три большие группы наук. Наиболее фундаментальными являются физические науки, науки, которые изучают вообще мироздание, общие науки формирования мира (физика, математика, астрономия …). Они объясняют всё, здание не может быть в принципе без фундамента, потому что оно должно на что-то опираться. Выше расположены биологические науки – это стены. В сравнении с физическими они менее фундаментальны, объясняют более частные закономерности и они более молодые по своему формированию. Здание не может быть без стены, потому что фундамент один только лишь – это руины. И завершают всё это социальные науки, это крыша здания. Здание может быть без крыши. Это самые молодые науки и они наиболее узко направленные, наименее фундаментальные. Здесь история, право, культурология, социология

Психология расположена на стыке биологических и социальных наук. В верхней части биологических наук, но в нижней части социальных наук (психология более фундаментальна для социальных наук и менее фундаментальна к биологическим, для биологических она сама не фундаментальная – она на самом верху расположена).

Не надо сводить право к психологии, даже несмотря на то, что у них много точек соприкосновения.

 

Правовая культура.

Под правосознанием в широком смысле слова понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. В первую очередь к нему относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением.

Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

Признаки:

- не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воз действует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;

- всегда проявляется через вторую сигнальную систему;

- не может существовать без своего конкретного носителя — конкретной человеческой личности, групп; коллективов.

Функции:

Познавательная функция

Оценочная функция вызывает - эмоциональное отношение личности к разным сторонам правовой жизни на основе опыта.

Регулятивная функция

Прогностическая функция - формирование определенных моделей поведения, которые оцениваются правосознанием как должные.

Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

ФУНКЦИИ:

  • Познавательно-преобразовательная функция
  • Праворегулятивная функция
  • Ценностно-нормативная функция
  • Правосоциализаторская функция
  • коммуникативная функция.
  • Прогностическая функция

 

 

14. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, то есть люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории.

Стереотипы - определенные убеждения и «привычные знания» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей.

Стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, и на этой основе можно прогнозировать его поведение.

Предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств.

Механизм формирования предрассудков чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.
Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. Механизм перемещения применяется для того, чтобы оправить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки усваиваются им в процессе социализации. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели.

 

 

15. Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.

 

Правовое государство основывается на Праве, которое регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представляют собой наибольшую общественную значимость. При тоталитаризме законопослушное поведение достигается жестким государственным давлением, это «законопослушность из страха». Снижение давления вызывает изменение желаемого поведения.

Правосознание отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами праваи противоправным поведением. В первую очередь к нему относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:

Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности в правовых знаниях.

Правовой нигилизм – выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее преступный замысел.

Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

 

Существуют и другие виды деформаций правосознания:

· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

· перерождение правосознания – это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.

 

 

16. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Основные подходы к изучению личности в современной отечественной и зарубежной психологии.

 

Криминальная психология — область юридической психологии, изучающая психологию правонарушителей, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Криминальная психология изучает:

а) психологию лиц, совершивших различные правонарушения;

б) механизм совершения ими преступлений;

в) психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Методологическую основу криминальной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Криминальная психология решает следующие задачи:

изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы;

разработка научных рекомендаций с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Криминальная психология - это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

Важная задача криминальной психологии - выделить внутренние личностные предпосылки, которые в сочетании с определенными внешними обстоятельствами могут создать криминогенную ситуацию - т.е. определить криминогенные личности качества.

 

17. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система К. Леонгарда (с дополнениями и изменениями А. Е. Личко).

 

Личность преступника - представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Личность как член общества, социальных групп или иных общностей, как носитель социально типичных черт.

В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений.

Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать.

Наличие психических аномалий помогает понять совершение лишь отдельных видов преступлений - в основном, некоторых насильственных преступлений и хулиганских действий, либо связанных со значительной деградацией личности преступника, с ее постоянным антиобщественным образом жизни. Основная же масса преступлений совершаются, как правило, психически вполне здоровыми людьми.

Вместе с тем отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психики, однако эти отклонения не всегда имеют отношения к преступлению.

ЛАГРАНД, ЛИЧКО

Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Когнитивная теория личности - единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается личный опыт человека.

Аналитическая теория личности.- Юнг, главным источником развития личности явл. врожденные психологические факторы, т.е. то, что человек получил по наследству – «архетипы». Личность формируется в течение всей жизни.

Поведенческая теория личности - наша личность является продуктом научения. Личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой.

Психодинамическая теория личности. - Фрейд, структура личности представляет собой сексуальные и агрессивные мотивы с одной стороны и защитные – с другой.

В гуманистической теории личности - ичность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я»/

Трансакционный анализ - представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».

МЕД И ЮР ПОДХОД

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Его характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов.

При физиологическом аффекте возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Физиологический аффект может возникнуть из-за различных причин, в ответ на какие-либо сверхсильные для лица раздражители.

Патологический аффект представляет собой болезненное состояние особого психогенного происхождения, которое возникает у почти психически здорового человека, захватывает человека, что он теряет способность рационально мыслить и контролировать свои действия -- вся его деятельность становится направленной на цель, заданную эмоционально.

Аффектом в уголовном праве - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля за действиями.

Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта, признаются невменяемыми и ответственности за свои действия (бездействие) не несут.

Уголовно-правовое значение аффект приобретает в том случае, если состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызывается насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

 

 

59. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

 

Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта). Это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.

Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация.

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователем ставятся следующие вопросы:

- Каковы индивидуально-психологические особенности подследственного?

- Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подследственного (социально-психологическая характеристика динамики их межличностных взаимоотношений, их конфликта, анализ способов разрешения конфликтных ситуаций и др.)?

- Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подследственного в исследуемой ситуации?

- В каком психическом состоянии находился подследственный в момент совершения деликта?

- Находился ли подследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?

 

60. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.

 

Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека. Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное — на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой и комбинированной.

Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.

 

Психологическое воздействие в работе психолога-эксперта. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в случаях, когда подэкспертный утверждает, что на него оказывалось давление, в том числе и психологическое, и сообщенная им на предварительном следствии информация на самом деле не соответствует действительности.

Первоначально объектом таких исследований служили протоколы допросов, тексты которых эксперты исследовали на предмет обнаружения признаков неправомерного воздействия. Впоследствии, следователи стали фиксировать ход допросов и иных следственных действий с помощью аудио- и видеоаппаратуры.

Задача судебно-психологической экспертизы здесь состоит в установлении наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия. При этом анализу подвергаются такие факторы, как содержание вопросов допрашивающего с точки зрения их внушающего воздействия, интонационные характеристики речевого взаимодействия, а если анализируется видеозапись, то и невербальные компоненты общения, особенности расположения зафиксированных лиц.

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка.

 

 

61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

 

В настоящее время СПЭ применяют при расследовании происшествий на всех видах транспорта: хотя, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании ДТП. СПЭ направлена здесь на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, имел техническую возможность предотвратить данное ДТП. Поэтому объектом СПЭ могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели-очевидцы.

Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), исходя из его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях. Могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и в тех условиях, в которых произошло ДТП.

Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия.

В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии.

В отношении других участников автодорожного происшествия эксперт может установить (в случае наезда) вероятную скорость движения пешехода с учетом его физических возможностей, особенностей и конкретной обстановки наезда.

Назначению данного вида СПЭ должна обязательно предшествовать консультация со специалистами в области психологии труда и инженерной психологии, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

 

 

62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

 

Экспертиза личности обвиняемого во многих случаях способствует правильному установлению мотивов преступления, которые могут быть необходимым признаком состава преступления или выступать в качестве квалифицирующего обстоятельства.

Таким образом, наиболее общими основаниями назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебно-следственных органов являются: потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода в тех случаях, когда достижение этого затруднительно без всесторонней и глубокой оценки личности обвиняемого, которая не может быть достигнута обычными средствами, Основные вопросы:

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?

Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства - агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

 

Юридической основой данного вида экспертизы является ст. 73 УПК России, в которой среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «...иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого». Поскольку, согласно ст. 74 УПК России, заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, во многих случаях возникает необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого, которая может проводиться в рамках судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

 

 

63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

 

Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о применении ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Посмертная ПСЭ может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство или, наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают следующие задачи:

- исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего;

- исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший его смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству;

- исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.

Вопросы экспертам-психологам лучше всего сформулировать следующим образом:

1.Каковы были индивидуально-психологические особенности погибшего и как они проявились в обстоятельствах его смерти?

2.Hе находился ли погибший в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если да, то чем это состояние могло быть выз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.005 с.)