Виды управления и особенности социального управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды управления и особенности социального управления.



Виды управления и особенности социального управления.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление – процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации. Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках. Правоведение трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов. Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Особенности государственного управления и менеджмента в бизнес-сообществе.

Сетевая самоорганизация как принцип развития малого и среднего предпринимательства сделалась на практике основой стратегии и тактики завоевания и регулирования рынка. Такая сеть выводит бизнес из оболочки иерархии и как бы приближает его к любому клиенту. Представляя собой совокупность бизнес-процессов и организующих их клиентальных отношений, сети имеют серьезные преимущества, например, более высокую скорость внедрения инноваций, относительно низкие трансакционные издержки, интерактивность связей, минимизацию рисков и, главное, саморегулирование.

На высшем, федеральном уровне госрегулирования целесообразно исходить не только из текущих и перспективных потребностей населения в целом, учитывая интересы региональных образований и организаций и обеспечивая их согласованность, но и целевых функций конкретных объектов. Здесь целесообразно устанавливать единый порядок деятельности организаций, обслуживающих основные потребности населения, проводить единую научно-техническую, ассортиментную и кадровую политику для последующего регулирования регионов, отраслей и др. с целью решения наиболее важных вопросов функционирования отдельных направлений развития потребительского рынка.

Деятельность региональных органов, занимающих промежуточное положение в системе государственного административно-конституционного регулирования, целесообразно направлять на удовлетворение текущих и перспективных потребностей населения региона, учитывая интересы местных поселений, организаций и государства в целом, также обеспечивая их согласованность. На данном уровне целесообразно устанавливать единый для региона общий порядок деятельности потребительского рынка, в значительной мере учитывая специфику региона и особенности местных поселений, но не противоречащий федеральному. Сложность же регулирования на каждом уровне состоит в согласовании противоречий корпораций, малого бизнеса, населения и соответствующих властных систем.

Органы местного (муниципального) уровня, находящиеся на нижней ступени системы органов государственного вертикального регулирования, оказывают непосредственное воздействие на организации и бизнес-процесс, имея возможность в максимальной мере учитывать присущие им закономерности, в связи с чем им целесообразно отводить более заметную роль в регулировании рынка, предоставляя соответствующие полномочия. Вместе с тем, существующие законодательные и нормативные акты, как показало исследование, им этого или не предоставляют, или не учитывают влияние самоорганизованных бизнес-структур.

На данном уровне целесообразно осуществлять создание систем бесприбыльного обслуживания жителей региона, включающих торговлю во всех ее формах для обслуживание всех категорий населения и реализацию необходимых им товаров и услуг на основе норм и правил, институционально учитывающих местные условия, но не имеющих значительного различия с действующими на территории субъекта федерации и государства. При этом местные власти обеспечивают осуществление контроля за их соблюдением, координацию деятельности органов, выполняющих эти функции и т.д.


Конфликт: понятие, типы, диагностика. Управление конфликтом в аппарате административного управления.

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт – это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласие в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними. Конфликт – одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей.

Конфликтовать могут: отдельные люди (межличностный конфликт); группы (межгрупповой конфликт: например, конфликты между линейным и штабным персоналом); люди и группы (руководитель и группа подчиненных); конфликт одной личности (внутриличностный конфликт).

Три подхода к конфликтам.

Традиционный подход Все конфликты являются вредными и должны быть уничтожены.

Конфликты могут быть общественными и личными, формальными и неформальными, конструктивными и деструктивными.

Конфликт является конструктивным, если он улучшает качество решений, стимулирует творчество и нововведения, поддерживает среди членов группы интерес и любознательность, благоприятствует саморазвитию и изменениям. Деструктивные конфликты носят личностную, эмоциональную окраску и не приводят к решению проблем.

 


Содержание и сущность программно-целевого управления.

Программно-целевое планирование и управление – вид планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели- пути - способы - средства». При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Применение программно-целевого подхода в управлении позволяет создать условие для комплексного развития муниципалитета, обеспечивает целевую ориентацию и обоснованность принимаемых управленческих решений, усиливает функции планирования и контроля в управлении. Для создания комплексной программы требуется обширная аналитическая, исследовательская работа, изучение общественного мнения, проведение экспертизы и уточнения отдельных существующих программ.

Говоря о программно-целевом управлении и целевых комплексных программах как о главном инструменте его осуществления, следует упомянуть организационный аспект программно-целевого управления. Программный подход в управлении экономикой распространяется и на организационные структуры управления экономикой в целом, регионами, отраслями, производственными единицами в виде предприятий, фирм, компаний. Если иерархическая организационная структура управления экономическим объектом строится исходя из решаемых им проблем, осуществляемых программ, то ее принято именовать программной структурой управления.

В условиях централизованного управления основным способом осуществления программ является директивное воздействие на назначенных исполнителей, включение программных заданий в государственныe планы и ресурсное обеспечение программы за счет централизованных источников. В условиях ограниченного государственного регулирования, свойственного рыночной экономике, одноканальное распорядительное воздействие на исполнителей программных мероприятий заменяется многоканальным воздействием. Оно включает государственные задания на осуществление мероприятий программы государственными органами и организациями, конкурсный государственный программный заказ, реализуемый в форме договоров, контрактов между государственными заказчиками и исполнителями, а также создание государственных (включая региональные) льгот, стимулов, способствующих привлечению заинтересованных исполнителей. В экономике рыночного типа источники ресурсного обеспечения программ могут далеко выходить за рамки государственного и местных бюджетов, включать средства хозяйствующих субъектов, заинтересованных в осуществлении программы, инвестиции банков и других финансовых институтов, кредиты, поступления от продажи ценных бумаг, безвозмездную помощь, другие внебюджетные источники. Несмотря на различия в способах осуществления программных мероприятий и в ресурсных источниках программ в странах с централизованной и рыночной экономикой во многом методология программно-целевого управления универсальна, не зависит от типа использующей это управление социально-экономической системы.

 

 

Основные понятия управления рисками в государственном управлении.

Управление рисками (УР) можно определить как систему организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальном функционировании объектов государственной собственности. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений.

В развитой системе экономического управления УР выполняет важную роль - защищает собственника от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вне непосредственного разумного контроля и влияния его менеджеров. Тем самым в определенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционирования объектов собственности, что, в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности, и т.д. Иными словами, - УР выступает как важный фактор эффективной реализации собственности.

Значение развитой системы УР для объектов государственной собственности определено, таким образом, современными общеэкономическими условиями их функционирования, когда эффективность использования ресурсов из декларативного требования огосударствленной плановой системы превратилась в первоочередную потребность, без реализации которой невозможно не только успешное функционирование, но и простое выживание предприятий, относящихся к государственному сектору отечественной экономики.

Создание в рамках каждого объекта государственной собственности условий, благоприятных для привлечения и использования всех видов ресурсов, непосредственно связано с разработкой и реализацией конкретной программы УР, которая должна отвечать специфическим особенностям данного объекта.

Чтобы сделать практические шаги по внедрению программы УР на объекте государственной собственности, каждый управленец должен, конечно, иметь понятие о сущности управления рисками. Это, в свою очередь, тесно связано с пониманием сущности тех видов рисков, которые являются объектом теории и практики УР.

Главным моментом при этом является то, что УР имеет дело с рисками, находящимися вне пределов разумного контроля предпринимателя или управляющего хозяйствующей единицей. Здесь заключено важнейшее отличие от подхода с точки зрения маркетинга, когда риск нереализации предпринимательского проекта напрямую зависит от инвестиционных решений предпринимателя, квалификации подобранного им персонала, организаторских способностей и т.д., т.е. от всего того, что находится, должно или может находиться под его контролем.

 

Виды управления и особенности социального управления.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление – процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации. Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках. Правоведение трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов. Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.017 с.)