Классифик. рынков. Сущность инфрастр. рынка и ее элем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классифик. рынков. Сущность инфрастр. рынка и ее элем.



Основ. типы эк. систем.

 

Доиндустриальная до 18 века.

Главная сфера экономики – сельское хозяйство.

Главный ресурс – земля.

Господствующая социальная группа – землевладельцы.

Индустриальная 18 в. - I пол. 20 в.

Главная сфера – промышленность.

Главный ресурс – капитал.

Главная социальная группа – владельцы и собственники информации.

Доиндустриальное общество.

Человек органически включен в природу, отсутствие общественного разделения труда, замкнуто общение, все производиться и все потребляется. Хозяйствующие субъекты в виде мануфактуры. Полная личная зависимость, распределение, обмен, потребление материальных благ приобретают форму личных отношений, закрепляются традициями.

Индустриальное общество.

Ручной труд заменяется машинным. Мануфактуры в фабрики. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Натуральное хозяйство в товарное хозяйство. Личная независимость.

Постиндустриальное общество.

В ходе НТР наука превращается в непосредственную силу. Решающей становится не производственная сфера. Происходит революция телекоммуникации. Личность выступает как самоцель общественного развития. Личность является главным орудием прогресса.

Рыночная экономика.

- Частная собственность

- Свобода выбора

- Конкуренция

Свобода потребителя заключается в свободе потребительского выбора. Свобода предпринимательства (что производить, как, для кого, по какой цене продавать, как тратить выручку решает предприниматель).

Главная движущая сила – личный интерес. Ограничена роль государства в экономике.

Командная экономика

- Монополизм государственной собственности на средства производства;

- Коллективное принятие экономических решений;

- Централизованное руководство экономикой через гос. планирование.

Смешанная экономика

Единство двух предыдущих экономик. Подавляющая часть государств находится в смешанной экономике.

Наиболее развитые страны можно разместить:

Куба, Албания – командная.

Россия, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Англия, Япония, США – смешанная.

Гонконг – рыночная.

Благо. Потребности.

Благо-предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий человеческую потребность и отвечающий целеустремленностям людей.

Виды благ:

-материальные (продукты труда)

-нематериальные(услуги)

-по длительности использования(кратковремен., долговремен.)

-по степени заменяемости(субституты(взаимозамен.), комплименты(взаимодополн.))

-по степени изменения объема потребления(нормальные, низшие)

норм.-объем потр. увелич. с ростом доходов покупателя; низшие-.-.-уменьш.-.-

-по степени отдаленности от потребителя(потребительские, косвенные)

потреб.-использ. для конечного потребителя; косв.-для создания потребит. Благ

 

8.Эк.ресурсы, агенты, кругооборот. Экономический кругооборот – это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

 

9.Кривая произв. возм-й общ. Альтернативные изд-ки произв-ва. Кривая произв. возм-й- кривая, которая показывает варианты пр-ва 2-х благ при полном использовании имеющихся ресурсов и определением условий технологий. КПВ показывает некую границу макс. пр-ва 2-х товаров.

Смещение КПВ вправо означает процесс эк. роста для фирмы, отрасли и нац. эк. вцелом. Смещение КПВ выпукло вверх явл. следствием действия з-на убывающ. предельной производит-ти(при неизменности больш. факторов пр-ва, последующее привлечение единицы переменного ресурса, сопровождается снижением отдачи от его применения).

Альтернативные изд-ки - изд. одного блага, выражающиеся в др. благе, которым пришлось пренебречь.

 

11.Сущность рынка и его функции. Рынок-совокупность эк. отн-й между покупателями, продавцами и торг. посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающие интересы субъектов рын. отношений и обеспеч-е обмен продуктами.

Функции Р. Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизвод­ственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющи­мися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

 

13.Права собственности и их структура. Спецификация п.с.- процесс закрепления как можно большего числа правомочий за определенным лицом. Обратный процесс-размывание прав собственности. Выделяют такой вид института как институт прав человека, представляющий собой симметричное право собственности и соответственно совокупность правил, структурирующих поведение человека в обществе. Процесс передачи прав собственности наз. трансакцией. Расходы, связанные с дан. процессом - трансакцион. изд-ки. ТИ связаны с поиском информации о ценах и контрагентах хозяйственных сделок, с изд-ми в заключении договоров, контролем за их осущ-м, спецификацией прав собствен. и определением атрибутов блага.

 

14.Условия формир. рынка и его границы. Трансакцион. изд-ки. 1.обществ. разделение труда и специализация(историч. процесс обособления, закрепления и видоизменения отдельных видов деятельности, которые протекают в общественных формах дифференциации и осуществление различных видов труд. деят-ти; специализация- ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов, основанные на разделении труда); 2.эк. обособленность произв-й, автономных в принятии решений; 3.разрешение проблемы трансакционных издержек; 4.самостоятельность производителя, свобода предпринимат-ва и своб. обмен ресурсов.

ТИ связаны с поиском информации о ценах и контрагентах хозяйственных сделок, с изд-ми в заключении договоров, контролем за их осущ-м, спецификацией прав собствен. и определением атрибутов блага.

 

Закон предложения.

Неценовые факторы предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке. Производитель должен хотеть произвести данный товар, а продавец хотеть его продать. Рыночное предложение в конечном итоге определяется желанием и способностью продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за собой возрастание предложения. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит, что производители сочтут выгодным напра­вить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него. чем при более низком. Различают изменение величины предложения (движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения(сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ: цены на ресурсы (все. используемые в производстве, включая труд. капитал, сырье н т.п.); налоги и дотации со стороны государства; появление новых технологий; изменение цен на другие товары; количество производителей или про­давцов; ожидания изменений на рынке. Ужесточение налогов обычно ведет к сокращению предложения. Появление новых ресурсосберегающих технологий ведет к снижению издержек и способствует увеличению предложения. Изменение цен на факторы произ­водства ведет к тому. что у производителя появляется желание производить что-либо другое. Так. повышение цен на лен ведет к переходу производите­лей тканей на хлопок.

Рынок труда.

- Сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг.

Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.

Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.

Монополия на рынке труда.

На конкурентном уровне равновесный уровень зарплаты и уровень занятости определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения этого вида труда.

Для отдельной фирмы на конкурентном рынке предельные издержки фактора на данный ресурс будут постоянны и равны цене (зарплате). Монополия на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Этот рынок характеризуется ростом ставок зарплаты при найме увеличивающегося числа работников.

 

55.Двустор. моноп. на рынке. Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру,
при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют
куплю - продажу факторов производства (для продавца - это готовая
продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями,
достаточными для контроля над ценами услуг факторов производства.

Основ. типы эк. систем.

 

Доиндустриальная до 18 века.

Главная сфера экономики – сельское хозяйство.

Главный ресурс – земля.

Господствующая социальная группа – землевладельцы.

Индустриальная 18 в. - I пол. 20 в.

Главная сфера – промышленность.

Главный ресурс – капитал.

Главная социальная группа – владельцы и собственники информации.

Доиндустриальное общество.

Человек органически включен в природу, отсутствие общественного разделения труда, замкнуто общение, все производиться и все потребляется. Хозяйствующие субъекты в виде мануфактуры. Полная личная зависимость, распределение, обмен, потребление материальных благ приобретают форму личных отношений, закрепляются традициями.

Индустриальное общество.

Ручной труд заменяется машинным. Мануфактуры в фабрики. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Натуральное хозяйство в товарное хозяйство. Личная независимость.

Постиндустриальное общество.

В ходе НТР наука превращается в непосредственную силу. Решающей становится не производственная сфера. Происходит революция телекоммуникации. Личность выступает как самоцель общественного развития. Личность является главным орудием прогресса.

Рыночная экономика.

- Частная собственность

- Свобода выбора

- Конкуренция

Свобода потребителя заключается в свободе потребительского выбора. Свобода предпринимательства (что производить, как, для кого, по какой цене продавать, как тратить выручку решает предприниматель).

Главная движущая сила – личный интерес. Ограничена роль государства в экономике.

Командная экономика

- Монополизм государственной собственности на средства производства;

- Коллективное принятие экономических решений;

- Централизованное руководство экономикой через гос. планирование.

Смешанная экономика

Единство двух предыдущих экономик. Подавляющая часть государств находится в смешанной экономике.

Наиболее развитые страны можно разместить:

Куба, Албания – командная.

Россия, Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Англия, Япония, США – смешанная.

Гонконг – рыночная.

Благо. Потребности.

Благо-предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий человеческую потребность и отвечающий целеустремленностям людей.

Виды благ:

-материальные (продукты труда)

-нематериальные(услуги)

-по длительности использования(кратковремен., долговремен.)

-по степени заменяемости(субституты(взаимозамен.), комплименты(взаимодополн.))

-по степени изменения объема потребления(нормальные, низшие)

норм.-объем потр. увелич. с ростом доходов покупателя; низшие-.-.-уменьш.-.-

-по степени отдаленности от потребителя(потребительские, косвенные)

потреб.-использ. для конечного потребителя; косв.-для создания потребит. Благ

 

8.Эк.ресурсы, агенты, кругооборот. Экономический кругооборот – это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

 

9.Кривая произв. возм-й общ. Альтернативные изд-ки произв-ва. Кривая произв. возм-й- кривая, которая показывает варианты пр-ва 2-х благ при полном использовании имеющихся ресурсов и определением условий технологий. КПВ показывает некую границу макс. пр-ва 2-х товаров.

Смещение КПВ вправо означает процесс эк. роста для фирмы, отрасли и нац. эк. вцелом. Смещение КПВ выпукло вверх явл. следствием действия з-на убывающ. предельной производит-ти(при неизменности больш. факторов пр-ва, последующее привлечение единицы переменного ресурса, сопровождается снижением отдачи от его применения).

Альтернативные изд-ки - изд. одного блага, выражающиеся в др. благе, которым пришлось пренебречь.

 

11.Сущность рынка и его функции. Рынок-совокупность эк. отн-й между покупателями, продавцами и торг. посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающие интересы субъектов рын. отношений и обеспеч-е обмен продуктами.

Функции Р. Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизвод­ственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющи­мися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

 

13.Права собственности и их структура. Спецификация п.с.- процесс закрепления как можно большего числа правомочий за определенным лицом. Обратный процесс-размывание прав собственности. Выделяют такой вид института как институт прав человека, представляющий собой симметричное право собственности и соответственно совокупность правил, структурирующих поведение человека в обществе. Процесс передачи прав собственности наз. трансакцией. Расходы, связанные с дан. процессом - трансакцион. изд-ки. ТИ связаны с поиском информации о ценах и контрагентах хозяйственных сделок, с изд-ми в заключении договоров, контролем за их осущ-м, спецификацией прав собствен. и определением атрибутов блага.

 

14.Условия формир. рынка и его границы. Трансакцион. изд-ки. 1.обществ. разделение труда и специализация(историч. процесс обособления, закрепления и видоизменения отдельных видов деятельности, которые протекают в общественных формах дифференциации и осуществление различных видов труд. деят-ти; специализация- ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов, основанные на разделении труда); 2.эк. обособленность произв-й, автономных в принятии решений; 3.разрешение проблемы трансакционных издержек; 4.самостоятельность производителя, свобода предпринимат-ва и своб. обмен ресурсов.

ТИ связаны с поиском информации о ценах и контрагентах хозяйственных сделок, с изд-ми в заключении договоров, контролем за их осущ-м, спецификацией прав собствен. и определением атрибутов блага.

 

Классифик. рынков. Сущность инфрастр. рынка и ее элем.

-по объектам рын. отн-й выделяют: рынок потреб товаров, рынок ср-в пр-ва, рынок цен. бумаг, валют. рынок, рынок инф-и…

-по субъектам рын. отн-й: рынок покупателей(предл. превышает спрос), рынок продавца(спрос превышает предл.), рынок госуд. учреждений, рынок промежуточных продавцов.

-по степени огранич. конкуренции: рынок соверш. конкуренции, рынок несоверш. к.(моноп, олигоп, монопсония, моноп конк, смешан. тип конк).

-по степени развития рын. сил: неразвитый рынок, своб. или класс. рынок, регулируемый, деформируемый рынок.

-по степени обществ. разделения труда: местный, регион., нац., мировой.

-по уровню насыщения трудовой массы: дефицитный, избыточный, равновесный.

-по организации продаж: оптовый, розничный, экспортный, импортный.

-по степени законности: легальный, теневой.

Инфрастр-ра рынка - совокупность эк. элементов, систем, служб, институтов, обеспечивающих норм. функц. отдельного вида рынка.Элементы: тов. биржи, фондовые б., СМИ, реклам. компании, кредитные орг-и, страх. компании, юр. конторы.

16.Спрос:понятие,ф-ия, кривая и з-н спроса.Нецен. ф-ры спроса. СПРОС - это желание и возможность приобретения товара людьми. КРИВАЯ СПРОСА показывает взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара и описывает рыночное поведение покупателей. Заметим, что количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает. Изменение цены на определенный товар будет приводить к изменению величины спроса. ЗАКОН ПОСТЕПЕННОГО УБЫВАНИЯ СПРОСА: Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона.

Спрос может меняться и под воздействием неценовых факторов, таких как: доходы покупателей; ожидания изменения цен на товары; ожидания изменения количества продаваемых товаров; ожидания изменения доходов покупателей; вкусы и предпочтения; цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимо­дополняемые).

ЗАКОН СПРОСА- принцип, в соответствии с которым при прочих равных условиях цена товара и оъем спроса(Qd) находятся в обратной зависимости.

Функция спроса QD=F(P,Psb,Pk,W,In, N,B)(цена,ц. на товарозамен., ц. на взаимодоп., эконом. ожидания, доходы, кол-во покуп., прочее..) показывает зависимость объема спроса от влияния различных факторов Qd=10-2P



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.06 с.)