Либерализация внешнеэкономической деятельности и формирование нового механизма управления внешнеэкономическими связями России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либерализация внешнеэкономической деятельности и формирование нового механизма управления внешнеэкономическими связями России



Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности- составная часть эк-кой реформы, которая проходила в нашей стране. Важным направлением являются меры по либерализации эк-ких отношений. Они прежде всего показывают глубину реформ. Начиная с 1986 г. были соответствующие документы по либерализации. Указ призидента РФ «о либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991г. – указания на то, как должна либерализоваться внешнеэкономическая деятельность. Главный пункт указа: отмена регистрационной формы участников внешнеэкономической деятельности, и введение заявительной формы.

Дальше были осуществлены валютные мероприятия, которые сформировали внутренний валютый рынок – 1992г- утверждён единый курс рубля по отношению у иностранной валюте и все расчёты были переведены на внешнеторговые цены.

Эта ситуация продолжалась до 1995г. без всяких ограничений, поскольку действовало это правило, стали вывозить все, что плохо лежало. Государство практически отказалось от регулирования экспортно-импортной деятельности. Все это больно ударило по национальным интересам страны, поставило ее как целостный субъект в зависимость от рынков развитых стран. В 1992-1994 гг., когда российский внутренний рынок не был наполнен в достаточной мере необходимым количеством и качеством товаров и услуг, многие предприятия и организации стремились разбогатеть на внешнеторговых связях, используя заниженный курс рубля. Схема была однопорядковая – вывозились нефть, газ, металлы, лес, сельскохозяйственное сырье, ввозили продовольствие, одежду, обувь, компьютеры, телевизоры, магнитофоны, поддержанные автомобили. Это оборачивалось большими потерями для внешнеэкономических позиций страны. И только после 95 года решили, что государство должно регулировать процесс с точки зрения интересов страны.

Старый механизм был основан на государственной монополии, отныне этот процесс стал осуществляться в свободном режиме, но с 1995 стали вводиться формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1995- закон о гос.рег.внешнеторговой деятельности.

Был введён таможенный тариф, который действовал в международной практике.Формирование 3-х-колонного импортного тарифа.

К 95г. сформировалась единая система валютно-экспортного контроля – ФСВЭК – федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Деятельность этой организации опиралась на 2 инструкции, которые были направлены на валютное регулирование на контроль экспорта и импорта.

В целом, где-то в 2000 г. механизм был создан, он полностью соответствовал правилам и стандартам другим системам, используемых в других странах.

Огромное значение в деле либерализации сыграла новая редакция федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.

Многие положения указанного закона отменяют действие ряда регулирующих мер государства. Это прежде всего отказ от системы обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке государству. Исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Снятие всех ограничений на валютные операции между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Резиденты отказывают без ограничений счета в иностранной валюте в зарубежных банках.

 

32.1 Россия в международных экономических организациях. Проблемы адаптации российской экономики к требованиям ВТО

В 1992 вступили в м/н валютный фонд. Это нам было нужно, поскольку эта организации могла помочь нам реально в финансовом отношении.

Что касается того, что надо открыть внутренний рынок для импорта, можно ссылаться на рынок банковских услуг: 15 лет назад была дискуссия: допускать ли на этот рынок иностранные банки? Фактически установилась такая пропорция: 12,5% рынка мы можем отдать нерезидентам.

Россия добивалась вступления в ВТО с 1993 г. базе действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое стало своего рода «несущей опорой» ВТО. Вступление в ВТО облегчило бы доступ российской готовой продукции, в том числе машинотехнической, на рынки зарубежных стран.

При нынешней структуре экспорта РФ не нуждается в скорейшем вступлении в ВТО: в отношении углеводородов как его основной статьи во всем мире и без того практикуется самый либеральный импортный режим. Россия получает лишь шанс, но отнюдь не гарантию для решения стратегической задачи по диверсификации отечественного экспорта. В то же время РФ при вступлении в ВТО сразу же берет на себя обязательства по либерализации в течение переходного периода (2-7 лет по конкретным товарным позициям) своего импорта, что неизбежно создаст более или менее весомые проблемы в развитии многих отраслей – и прежде всего как раз в обрабатывающих отраслях.

Для обеспечения достойного будущего страны вступление РФ в ВТО необходимо, но это не должно произойти поспешно и «любой ценой». Многие (особенно политически мотивированные) требования, выдвигавшиеся и выдвигаемые некоторыми партнерами на переговорах РФ о вступлении в ВТО, не могут быть приняты как «входная плата».

Обязательства вступления и проблемы, возникающие при этом.

Применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в рамках принципа недискриминации. П: 1) ограничивает использование мер по контролю импорта; 2) необходим пересмотр законодательной базы; 3) условия конкуренции станут более прозрачными и более жесткими одновременно. Ориентиром для рыночной цены станет цена наиболее конкурентоспособного поставщика; 4) экспортерам готовой продукции придется приложить титанические усилия, чтобы получить так называемое «место под солнцем» на высоко платежеспособных рынках за рубежом.
Применение национального режима в рамках принципа недискриминации - создание равных условий доступа на рынок и ведения предпринимательской деятельности для отечественных и иностранных лиц. П: 1) негативный эффект вызовет изменение принципов взимания акцизов и НДС на импорт и экспорт из стран СНГ, так как это отрицательно скажется на интеграционных процессах. 2) может привести к отмене наиболее эффективных мер протекционизма практически без каких-либо компенсирующих мер. 3) под прямой запрет попадают законодательные нормы, требующие обязательного использования какой-либо части товаров национального производства при изготовлении конечной продукции.
Обязательства по импортному тарифу. П: 1) уровень тарифной защиты отечественных производителей значительно ниже необходимого2) отечественные импортные пошлины уже не выполняют своей протекционистской роли по целому ряду товарных позиций.
Технические обязательства в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения о санитарных и фитосанитарных мерах. П: 1) привычные российские стандарты качества, не затрагивающие вопросов безопасности, переносятся в добровольную сферу. 2) рассмотрение технических регламентов в Государственной Думе осложняется наличием огромного количества технических требований и прочей специфической информации, требующей тщательной проработки и экспертизы; 3) за счет упрощения процедур, связанных с доступом иностранных товаров на рынок, произойдет усиление конкуренции со стороны импортной продукции.
Обязательства согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). П: 1) В современной системе мирохозяйственных связей Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, в торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, миграцию капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой научно-технический и информационный обмен; 2) либерализация доступа иностранных фирм на финансовый рынок способна уничтожить большинство отечественных банков, страховых и иных аналогичных институтов; 3) российская банковская система неспособна на адекватном уровне участвовать в решении проблем, стоящих в настоящее время перед российской экономикой. 4) национальная система страхования не выполняет своих основных социально-экономических функций.5) низкий уровень спроса, а также отсутствие в российском обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных операторов в прямых инвестициях в российский страховой бизнес; 6) низкий уровень спроса, а также отсутствие в российском обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных операторов в прямых инвестициях в российский страховой бизнес; 7) в сфере телекоммуникаций выпуск на рынок даже еще одной, сравнимой по размеру компании может губительно сказаться на бизнесе ОАО «Ростелеком», всех традиционных операторов местной связи, но и будет способствовать значительному росту тарифов на местную связь

Обязательства, вытекающие из Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС). П: 1) необходим пересмотр национального инвестиционного режима, что негативно может сказаться на готовящихся инвестиционных проектах и проектах, действующих по старым схемам; 2) потери, связанные со снятием обязательств иностранных партнеров закупать для производственно-технических нужд часть товаров и услуг российского производства, скорее всего не удастся компенсировать путем пересмотра условий распределения получаемой продукции; 3) наличие серьезной внутренней угрозы национальной безопасности государства.

Требования в отношении предотгрузочной инспекции. П:
1) исходя из того, что полномочия по проведению инспекций предполагается передать иностранным компаниям, огромные суммы будут уходить за рубеж.
Приведение соглашений о «добровольном» ограничении экспорта по отечественным товарам. П: 1) подобные меры препятствуют полному закрытию данных рынков для российской продукции.
Следование нормам ВТО в отношении участия РФ в торговых соглашениях, ЗСТ, таможенных союзах. П: 1) могут серьезно усложниться и без того слабые интеграционные процессы на территории СНГ.
Обязательный характер применения законов и нормативных актов ВТО, регулирующих деятельность государственной торговли и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными привилегиями – госзаказ, закупки для федеральных государственных нужд и т.д. П: 1) установление факта наличия в стране подобных предприятий ставит ее в неблагоприятное положение, представляя возможность проведения любых антидемпинговых расследований; 2) закупки для федеральных нужд, госзаказ, закупки и поставки по межправительственным соглашениям прямо подпадают под действие необязательного Соглашения о правительственных закупках (СПЗ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.026 с.)