Социология быта. Многообразие быта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология быта. Многообразие быта




Быт (категория социологии) – непосредственная жизнедеятельность людей, совокупность способов и форм удовлетворения их материальных и духовных потребностей, а также различных обычаев, обрядов, привычек и норм общежития. В сферу быта входят периодически повторяющиеся, обыденные виды жизнедеятельности, нормы и ценности которой воспринимаются человеком как естественные, необходимые и привычные.

В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Он оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни, прежде всего на труд, семью, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей.

Различают быт общественный, городской, сельский, семейный и индивидуальный. В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры. В основе этих изменений лежит развитие производительных сил и смена способов производства.

В социологических исследованиях деятельность в быту в целом делится на следующие основные виды: 1) домашний труд; 2) занятия, посвященные детям и семейному обслуживанию; 3) досуговое общение с целью отдыха, развлечения, обмена информацией; 4) повседневная культурная жизнь; 5) занятия, посвященные активному отдыху и общению с природой.

Нормы и ценности быта, содержание бытовых процессов, их временная и предметно-пространственная структура определяются уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, социально-классовой дифференциацией, культурными особенностями, этническими и природно-климатическими факторами. Отсюда и историческое разнообразие, преемственность и изменения в сфере быта. Основные блага, используемые в быту, создаются в производстве. С выделением быта в самостоятельный вид деятельности возникают и развиваются специализированные социальные институты, профессионально осуществляющие услуги в этой области (служба быта, здравоохранение, индустрии досуга и т.д.).

Различают 2 стороны быта: материальную и духовную.

В социологических исследованиях быта важное место отводится изучению его материальной стороны, поскольку в бытовой деятельности непосредственным образом происходит удовлетворение материальных потребностей семьи и отдельных индивидов. Материальное потребление означает не только присвоение готовых продуктов производства, но и определение затраты труда как в обществе, так и в семье.

Исследование материальной стороны быта включает в себя изучение следующих проблем:

 


  • средства, которые служат удовлетворению материальных потребностей (пища, одежда, жилище, средства потребления и т.п.);

  • бытовой труд как специфическая форма трудовой деятельности;

  • отношения в сфере быта, которые складываются и существуют объективно (например, отношения между семьей и учреждениями бытового обслуживания).


^ Духовная сторона быта тесно связана с материальной. В сфере быта существуют и формы труда, которые предназначены для удовлетворения духовных потребностей. Сюда относится воспитание детей и самовоспитание, исполнение определенных обычаев и традиций, восприятие и усвоение информации, различные формы эстетической деятельности. Показатели удовлетворения духовных потребностей измеряются долей расходов на культуру и образование в семейном бюджете, структурой культуры его потребления, структурой свободного времени. Важное значение имеют различия между социальными и индивидуальными аспектами быта. Быт всегда несет на себе отпечаток определенной эпохи, соответствующего уровня развития производительных сил и производственных отношений. Но в то же время многое в быту определяется групповыми и индивидуальными условиями жизни.

Объединения людей в быту сравнительно невелики по численности, просты по форме и структуре, и относятся к типу малых групп.

Наиболее распространенными формами объединения людей в области быта являются семья, соседство, группы по интересам, молодежные компании, игровые группы подростков и др. Из всех этих групп наиболее устойчивой в социальном отношении является семья.

Социология политики


Политика и правосознание, политические и правовые учреждения изучаются рядом наук, прежде всего теорией государства и права. Социология политики изучает взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Социология политики является методической основой исследования политических явлений и процессов.

Прежде чем рассмотреть важнейшие проблемы социологии политики, видится необходимым дать определение таким понятиям как политика, политическая система, политический процесс.

Политика – это деятельность государственных органов, политических партий и других социальных движений, связанная с определением содержания и форм, задач и функций государства, а также его взаимоотношений с другими государствами. Посредством политики выражаются коренные интересы участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес в овладении и распоряжении основными рычагами публичной власти. В данном случае политика рассматривается как один из элементов общественно-экономической системы, подчеркивается связь ее с экономическим базисом и надстройкой, анализируются различные политические движения и их формы, политические конфликты и способы их разрешения, тенденции развития политической структуры общества, формы политического поведения личности.
Социология права


Социология права – область социологии, изучающая функционирование права в системе социальных институтов, генезис, динамику и структуру правовых норм, их роль в обществе.

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых или санкционируемых государством. Характерная особенность права – соблюдение его норм обеспечивается принудительной силой государства.

А.Д. Градовский, один из основателей в России государственной (юридической) школы в социологии, за правом, правовыми отношениями, законодательством видел определенную систему общественных отношений и расстановку сил сословий и государственной власти. Он писал: «Сила – необходимое условие для проявления прав: она сама по себе составляет право и лучшее доказательство негодности какого-либо права».

Право – это один из важнейших регуляторов социальных отношений. Право самым непосредственным образом связано с политикой, с характером социально-экономических отношений данной общественной формации.
Социология науки


Наука – социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.

Социология науки – область социологии, изучающая специализированные формы производства, накопления и использования знания, т.е. функционирование науки как специфического социального института.

Уделяя основное внимание проблематике науки, знания и познания, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) видел в них основное средство решения социальных проблем и противоречий. Наука, по Бэкону, должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь, способствовать практической деятельности людей. Люди должны быть господами и хозяевами природы, а это возможно в меру его знаний: «Знание есть сила, сила - есть знание». Цель науки - превращение природы в «царство человека», т.е. господства человека над силами природы.
Социология образования


Образование – институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества - к другим.

^ Социология образования - отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития и функционирования образования как социального института, его взаимодействие с обществом, с другими институтами, политикой, наукой, культурой. Социология образования изучает также учреждения образования (школы, вузы, техникумы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социология образования концентрирует внимание на экономической, собственно социальной и культурной функциях образования, их взаимодействии и изменении.
Социология религии


Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Религия – это система особых представлений, которые всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями, а также религиозных организаций: храмов, духовенства, паствы.

Религия входит в надстройку в виде религиозных идей, институтов, организаций, религиозных отношений, возникающих в процессе религиозной деятельности людей. И как следствие, структура религии представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов:

а) религиозного сознания, включающего в себя религиозную идеологию и психологию (мифологический элемент);

б) религиозной деятельности (культовый или обрядовый элемент);

в) религиозных организаций (социальные общности, складывающиеся в процессе отправления социальных обрядов).

48.) Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

В XVI веке, благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stati (от латинского status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился термин государство.

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт, но ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смыслегосударство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Между тем существуют и другие определения государства:

Государство - это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[1].

«Государство есть воплощение права в обществе»[2].

В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них

Общими для государства являются следующие признаки (см. рис.1):

- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих в ней лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

- обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения;

- система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной; для содержания государственного аппарата, занятого только управленческой деятельностью);

- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

- претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Признаки Государства

(рис.1)

Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.

Основными функциями государства являются:

- обеспечение безопасности и правопорядка;

- регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов на макроуровне;

- распределение ценностей в обществе;

- защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности.

Основной причиной появления государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.03 с.)