Что представляет собой социология как наука. Определение социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет собой социология как наука. Определение социологии.



ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА? ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ.

Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.

Чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и - внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о. законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.

Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Социология-наука о становлении и развитии соц. Общностей, соц. Организаций и соц. процессов; наука о соц. отношениях между многообразными соц. общностями, между личностью и общностью; наука о закономерностях соц. действий и массового поведения.(В. А. Ядов)

КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК?

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и 'техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.

Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ И ПРЕДМЕТОМ СОЦИОЛОГИИ?

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Таким образом, объект социологии – соц. реальность, ведь социология- наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о соц. системе.

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии, общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные (Институты, культуру, социальную организацию общества и т. п.), философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия ает социальные отношения в их сущностной сути, то социо-1гия — социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Важнейшей задачей в разработке современной философской Мысли выступает нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению Современных этнических процессов. Принципиально новое решение современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока! еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.


Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило новую отрасль науки — политическую социологию. Связь социологии и Политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы.

На грани социологии с другими науками возникают отрасли, которые изучают те или те аспекты жизнедеятельности общества. Так зявилась сравнительно молодая наука — экономическая социология, предметом изучения которой является социальный механизм развития экономики. Под ним понимают стойкую систему экономического поведения больших социальных групп (демографических, профессиональных, квалификационных и других), а также взаимодействую этих групп между собой и с государством по поводу производства, деления, потребления материальных благ и услуг. Экономическая социология изучает ценностные ориентации этих групп, их потребности. интересы, поведение в производственной деятельности; прослеживает, как происходит сокращение и трудоустройство работников, среди каких групп наибольшая безработица, как изменяется оценка справедливого экономического вознаграждения в разных группах, сферах индивидуального и коллективного труда, при разных формах собственности и тому подобное.

Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия «МЫ». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект соц. связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с соц. позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.


Структура социологии обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические факто-фиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие интерпретацию. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. В структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п. Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

НАЗОВИТЕ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками активно участвует в познании объективной реальности, помогает выяснить и формировать новые теоретические и практические знания о мире, в котором живет человек, о закономерностях развития социальных отношений в нем. Социология молодая и очень динамическая наука. Она все еще находится на стадии становления, и в ней много «белых пятен»: не сформированы окончательно методологии, длятся дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и тому подобное. Потому теоретико-познавательная функция прежде всего направлена на саморазвитие и саму рефлексию науки, познания самой себя. Это соответственно стимулирует труд и самих социологов. Основным заданием социологии, связанным с теоретико-познавательной функцией, есть исследование социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Исследуя и изучая любые явления, ученые-социологи, как и все другие научные работники, публикуют результаты социологических исследований в разных отчетах, научных статьях, монографиях. И это является проявлением описательно информационной функции социологии. Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в развязании или прогнозировании развития практических проблем, которые возникают в разных царинах общественной жизни: економико-хозяйственных, политических, поведенческих т.д. Такая функция называется прикладной, или конструктивной. С помощью социологических исследований оказываются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются негативные явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями. Последнее принадлежит уже к мировоззренческо-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 года курс социологии, как обязательный, включен к учебным планам всех высших учебных заведений. Социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов «технократического» и «сугубо экономического» мышления руководителей разных уровней управления.

Методологическая часть начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации. Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования, которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании.

Что касается управленческой функции социологии, то она заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем «здесь» и «сейчас», равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий «там» и «потом». Реализация этой функций тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий,

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера.


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

В развитии официальной социологии выделяют четыре этапа. Первый этап начинается с появления разработанной О. Контом программы перестройки наук об обществе на «позитивных», эмпирически обоснованных принципах и длится приблизительно до конца XIX столетия. Он характеризуется интенсивным развитием эмпирических социологических исследований, однако между ними и социологической теорией пока еще не является системного звязку. В методологии преобладает позитивизм, под воздействием которого формируются такие направления социологического знания, как натурализм, эволюционизм, органицизм, соціал-дарвинизм и тому подобное. В этот период формируется и получает распространение марксистская теория.

Второй этап становления официальной социологии начинается с конца XIX ст. и длится до конца 20-х годов нашего столетия. На этом этапе происходит острый кризис натуралистической социологии и наступает резкий перелом в развитии социологической теории. Внимание социологов привлекают социальные действия и взаимодействия, разрабатываются методы «социологии, способной понять», концепции социологии личности, налаживается системный звязок между теорией и социологическими исследованиями (в частности в научной деятельности классиков социологии М. Вебера и Е. Дюркгейма), происходит институализация социологии как академической дисциплины, ее включают в учебные планы университетов, создают первые кафедры и факультеты, профессиональные ассоциации социологов и тому подобное.

Третий этап развития социологии, которая охватывает период конца 20—70-х годов ХХ столетия, характеризуется формированием основных ее современных теорий, отраслевой дифференциацией, дальнейшим усовершенствованием методов исследования. Четвертый этап начинается с 80-х годов. Его содержание звязаний с новейшей социологией, решением проблем современности.

Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888--1938) исторический материализм стал отождествляться с социологией. И хотя Бухарин впоследствии был репрессирован, эта точка зрения восторжествовала до такой степени, что исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований.Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой.

С конца 20-х годов наступил перерыв в развитии социологической мысли. До конца 50-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. В этой связи интересно отметить, что преследованию подверглись не только точные и естественные науки -- кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на грани 20--30-х годов.

Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.


В противовес О. Конту и Г. Спенсеру, основателям других социологических теорий общества, которые искали факторы социальных изменений вне границ общества и человека и рассматривали их как совокупность разных естественных влияний, Карл Маркс (1818—1883) в своих социологических взглядах пришел к противоположным выводам. Экономические отношения К. Маркс рассматривал как такие, что сильнее всего влияют на все другие структуры. По его мнению, все изменения, которые происходят в обществе, в том числе изменения общественных отношений, зависят от изменений в общественном производстве. Производственные отношения — материальная основа социальных, идеологических и политических отношений.К. Маркс выходил с того, что изучение общественной жизни следует начинать из изучения социальной деятельности людей. Лишь такой подход делал возможным выход за пределы эмпиризма и идеализма, рассмотрение истории общества как истории жизни и деятельности людей в определенных условиях, звязках, отношениях. В то же время он отрицал восприятие общества как механической совокупности индивидов, что возникает и зминюеть- сия случайно, и утверждал, что каждой формации присущие собственные законы развития и функционирования социальной системы и ее составляющих. Значительные заслуги К. Маркс имеет и относительно развития методики конкретных социологических исследований. Его исследования осуществлялись на основе обобщения большого фактического материала с использованием разных социологических способов сбора первичной информации: изучение документов, социологические наблюдения, опросы.

Постоянное сравнение в ходе исследования объяснительных социальных фактов, а следовательно, превращение социологии на сравнительную науку. Таким образом, метод Дюркгейма конкретизирует одну из его идей о том, что социология должна иметь дело прежде всего с реальными социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них.

Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале ХIХ века. Французские историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения. Английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их “анатомию”. В дальнейшем К.Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, которая “сотрет” классовые различия. Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой структуры. На деле же слоевой “срез” социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Социальная структура общества, ее составляющие находятся в постоянном движении и развитию происходит постоянное изменение статуса индивидов, их передвижение с одних общественных прослоек, групп к другим (социальное перемещение), продвижения до позиций с высшим престижем, доходами и властью (социальное продвижение), переход ли на низшие иерархические позиции (социальная деградация). Изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места в социальной структуре называется социальной мобильностью. Этот термин был внедрен П. Сорокиным на обозначение явления передвижения индивида в социальном пространстве. Социальная мобильность может быть разных типов: горизонтальная и вертикальная, между разными поколениями и в пределах одного поколения. Горизонтальная мобильность значит передвижение людей на том же социальном уровне, изменение статуса на другой, эквивалентный предыдущему. Вертикальная мобильность значит изменение статуса на более высокий или наоборот, то есть движение снизу-вверх в системе социальных позиций. Мобильность поколений — это изменение социального положения детей как сравнить с родителями. Низкая мобильность свидетельствует о большом социальном неравенстве членов общества. Интенсивность мобильности зависит от количества статусов, которые существуют в обществе, и от условий, которые дают возможность людям передвигаться, а точнее, от степени свободы такого передвижения. Если общество стабильно, то в нем происходят вертикальные передвижения лишь отдельных индивидов. При таком передвижении индивид вынужден изменять социально-профессиональную группу, потому что профессий, которые имеют свою вертикальную структуру, очень мало.

Народная культура будет пониматься как сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). К элементам, ее составляющим (как и культуру в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении, в также способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.), технологии функционирования, т.е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления

ТЕОРИИ СОЦ. СТРАТИФИКАЦИИ

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст­вию привилегий.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.

Доход - количество денежных поступлений индивида или се­мьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом назы­вают сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще все­го тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижи­мым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обла­дают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначи­тельно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не тру­диться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Суть влас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.054 с.)