Развитие права в постреформенный период (конец XIX — начало XX В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права в постреформенный период (конец XIX — начало XX В. )



Обновление законодательства

 

На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Новеллы были включены и в Свод законов.

Десятый том Свода пополнился судебными уставами, Положением о земских начальниках, Временными правилами о волостном суде и другими актами и нормами. В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. Применение обычая в случаях неурегулированности правом стало правилом, однако оно не должно было противоречить существующему законодательству.

Наиболее важные законодательные акты не могли вступить в силу без санкции императора. Тем не менее законодательная деятельность резко активизировалась. С 1863 г. под контролем Сената издано периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

В начале 80-х гг. при Втором отделении были созданы подготовительные комитеты по пересмотру Уголовного и Гражданского уложений, в апреле 1881 г. был учрежден Особый комитет для пересмотра Уголовного уложения, в мае 1882 г. начался пересмотр гражданских законов.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост организационно-правовых форм экономической деятельности, что также требовало синтезирования норм и институтов из разных отраслей права и выработки новых регламентирующих норм (хозяйственного, торгового, финансового и т.п. права). Предприниматели группировались в разнообразные общества: в 1866 г. было создано Русское техническое общество, в 1867 г. — Общество для содействия развитию русской промышленности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства.

В 70—80-х гг. проходил ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, проводимой правительством, предпринимателями и финансистами. На съездах избирались постоянно действующие руководящие органы — советы съездов. Нормирование производства и сбыта, осуществлявшееся правительством совместно с частными (и смешанными) предприятиями, отразило развитие государственно-монополистических тенденций.

Для наблюдения за исполнением законов о промышленности создавалась фабричная инспекция, находившаяся в ведении Департамента торговли и мануфактур. В 1899 г. было учреждено Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности (соответствие мог устанавливать Сенат, предписывавший санкции против нарушителей).

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.

 

Вещное право

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимости составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости — временно-заповедные земли.) Вещи делились на главные и принадлежности, раздельные и нераздельные, потребляемые и непотребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые из оборота и не изъятые из него.

Закон давал определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, актами экспроприации или конфискации.

В 1893 г. был издан проект Вотчинного устава, который ставил своей целью привести в порядок и систему поземельные отношения, находившиеся, по выражению комиссии, в «неопределенном и непрочном состоянии». Проект остался неутвержденным.

Составители Гражданского уложения, работавшие в редакционной комиссии, указывали на ряд устаревших институтов и положений, сохранившихся в действующем праве. Так, ввод во владение в качестве формы укрепления права на недвижимость, утратил свое значение, наталкиваясь на владение по давности. Вследствие отсутствия кадастра, старый порядок генерального и специального межевания оказывался неэффективным.

Проект Вотчинного устава предусматривал введение ипотеки, для чего требовалась большая подготовительная работа — создание кадастра, перепись имений и т.п.

Неразработанной оставалась теория владения — защищается оно законом лишь в форме собственности или также в форме держания, аренды и пр. Право собственности часто оказывалось неотделенным от чиншевого и других видов временного и наследственного владения. По определению Сената право владения, отдельно от права собственности, является лишь правом пользования, а право распоряжения, отделенное от права собственности, — правом управления по законному или договорному правомочию (доверенность, опека и т.п.).

Сенатская практика выработала понятие собственности, ограниченной условиями и находящейся в руках посессионных владельцев. Эта же практика отдавала предпочтение сервитутам, возникающим из закона и договора, перед сервитутами, возникающими из давности.

Практика шла по пути уточнения понятия родового имущества, стремилась обосновать общинное владение на понятии юридического лица, признавая в качестве распорядителя семейным имуществом крестьянского двора только домохозяина, т.е. физическое лицо.

В области закладного права практика встала на позицию признания законности нескольких закладных сделок на одно и то же имущество.

Практика Кассационного департамента Сената широко использовалась при составлении Гражданского уложения, это касалось правил о значении обмана при заключении договоров, о договорах в пользу третьих лиц, об уступке требований и др.

В сенатской практике существовали также существенные пробелы в вопросах о различении договоров ссуды и займа, определении фиктивности сделки, совершенной под видом поклажи, определении ответственности за причиненные вред и убытки. В последнем случае для устранения пробелов проект Уложения предполагал расширить свободу судебного усмотрения.

Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности. Прежде всего это были сервитуты («право участия общего» или вещные; «право участия частного» или личные). В 1893 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. определено, что усадебная оседлость является не личной, а мировой собственностью.

В сфере регулирования земельных отношений продолжала развиваться тенденция, проявившаяся сразу после 1861 г., — крестьянство рассматривалось как особое сословие; земля, предоставленная ему, — как особый фонд, существующий для того, чтобы обеспечить государственную политику в отношении крестьянства: сохранить его в качестве земледельческого класса.

В 1886 г. запрещен раздел подворного имущества среди членов двора. В 1893 г. был принят закон, предписывавший земельные переделы (перераспределение участков) внутри общины, осуществляемые не реже чем раз в 12 лет. Тогда же был принят закон, сильно затруднивший продажу земельных наделов внутри общины. Даже после уплаты выкупной ссуды крестьянин не мог распоряжаться своей землей. Много препятствий было поставлено выходу из общины.

Социальное законодательство

 

В манифесте императора Александра III твердо указывалось на отказ верховной власти от конституционных принципов и ориентацию нового режима на самодержавное правление. Либеральные министры (Лорис-Меликов и Милютин) уже в апреле 1881 г. уходят и отставку. Вместе с тем новое правительство не отказывалось вовсе от курса реформ, уже намеченных Лорис-Меликовым (в сфере земского и городского самоуправления, крестьянской и т.п.). В июне 1881 г. было проведено совещание с представителями органов местного самоуправления по вопросам снижения выкупных платежей, переселения малоземельных крестьян, питейной монополии и пр.

В январе 1881 г. был решен вопрос об обязательном выкупе и отмене оброков «временнообязанных крестьян». Выкупная сумма, уплачиваемая помещикам при обязательном выкупе была ниже той, что устанавливалась им при добровольном соглашении помещиков с крестьянами. Этим ущемлялись интересы помещиков, в Государственном совете по этому вопросу развернулась дискуссия.

В 1882г. обсуждался вопрос об отмене подушной подати, реально реформа завершилась к 1886 г.

Для облегчения крестьянского малоземелья был учрежден Крестьянский банк, выдававший денежные кредиты для покупки земель и облегчена аренда крестьянами казенных земель. Кроме того были приняты меры к урегулированию аренды частновладельческих земель.

Закон о переселенцах был принят летом 1889 г. Переселенцам предоставлялись значительные льготы: на три года они освобождались от податей и воинской повинности, следующие три года подати взимались с них в половинном размере.

В 1882 г. принят закон, впервые ограничивающий продолжительность рабочего дня для малолетних и женщин. Для контроля за условиями труда этих категорий рабочих учреждались фабричные инспекции. Этот институт усовершенствовался последующими актами 1884—1886 гг.

Тогда же были приняты меры по усилению податного бремени в отношении имущих классов: в 1882 г. принят закон о налоге на наследство, в 1885 г. — закон о налоге на процентные бумаги.

 

Аграрный вопрос

 

Накануне XX в. стало очевидным, что решение крестьянского и аграрного вопросов становится необходимым делом. В начале 1902 г. издано Высочайшее повеление о пересмотре касающихся крестьянства законов. В составе Министерства внутренних дел была учреждена Редакционая комиссия, работали губернские и окружные совещания, возглавленные Особым совещанием под председательством С.Ю. Витте, исследовавшие разные аспекты крестьянской проблемы.

Редакционная комиссия при Министерстве внутренних дел была учреждена по инициативе министра Плеве, ярого противника либерально ориентированного Витте, и проект комиссии носил определенно консервативный характер. Его составители видели в крестьянстве опору самодержавия и настаивали на сохранении особого положения крестьянства как сословия.

В проекте комиссии отмечалось, что надельные земли имеют государственное значение, поэтому не могут составлять предмет свободного оборота и не подлежат действию общих гражданских законов. Говорилось об особом крестьянском праве. Делались предупреждения об опасности развития капитализма и кулачества в крестьянской среде. Сельская община явно предпочиталась частной собственности, приветствовалась деятельность волостных судов и земских начальников.

В противовес выводам комиссии Министерства внутренних дел, министр финансов Витте (затем — председатель Комитета министров) выдвинул свою концепцию аграрного переустройства.

Прежде всего предлагалось отменить систему особых сословных судебных и административных органов, особую систему наказаний, установленных для крестьян, и подчинить частноправовые отношения крестьян общим гражданским законам.

Крестьянину следовало разрешить свободный выход из общины, сохранив за ним его часть земельного надела в качестве личной собственности; земельную собственность крестьянского двора следовало превратить в частную собственность хозяев. Должны быть отменены все ограничения свободы передвижения и выбора местожительства крестьян.

Вместе с тем, основываясь на материалах губернских совещаний и местных комитетов, Витте предлагал сохранить меры, направленные на защиту крестьянской земельной собственности: запрет приобретать крестьянские наделы представителям других сословий, установление максимальной нормы собственности на надельную землю, запрет продавать наделы для оплаты долгов, развитие дешевого сельскохозяйственного кредита и т.п. Но семейная собственность в любом случае должна уступить место частной в крестьянских поземельных отношениях.

Многие из высказанных Витте положений позже легли в основу аграрных преобразований П.А. Столыпина.

По реформе 1861 г. земля поступала в распоряжение не отдельных крестьян, а общин. Некоторые исследователи (В.В. Леонтович) полагали, что в ходе крестьянской реформы сложилось лишь две формы крестьянской земельной собственности: общинная и подворная. Вся надельная земля составляла общий фонд, получение крестьянином части из этого фонда не делало его субъектом собственности в гражданско-правовом смысле. Входивший в состав двора крестьянин не имел своей определенной доли в этом общем имуществе.

Уже в 1888 г. Государственный совет выразил мнение, что долевые и усадебные участки надельной земли являются собственностью не только сотдельного лица, но и всех членов его семьи. В 1897 г. Сенат постановил, что надельные земли не подлежат завещательным распоряжениям, а собственниками наделов являются община и крестьянский двор. Домохозяин оставался лишь представителем двора в деле использования земли, но не индивидуальным ее собственником.

Внутри общины все домохозяева были связаны круговой порукой по уплате налогов и выполнению обязанностей и повинностей. Освобожденное крестьянство представляло особую сферу регулирования, которое осуществляли специальные чиновники (наиболее ярко этот подход выявился в создании института земских начальников, с 1889 г. осуществлявших «патриархальное попечительство» над крестьянами), особая система управления крестьянскими делами (особые крестьянские суды, администрация по крестьянским делам и т.п.).

Крестьяне подвергались наказаниям, которые не применялись к представителям других сословий (телесные наказания), к ним применялись наказания за проступки, за которые не наказывались лица из иных сословий (пьянство или неразумные траты).

 

Наследственное право

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имущества и капиталов. Сохранившиеся ограничения (в отношении родовых и майоратных земель, заповедного имущества) существенно ограничивали свободу этого перераспределения. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Супруги получали 1/7 долю, сестры при братьях — 1/14часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие — боковых, первые нисходящие (дети) — вторых (внуков).

Порядок наследования по закону включал ряд архаичных моментов: ограничение наследования женщин по нисходящей линии, устранение женщин от наследования по боковой линии при наличии наследников-мужчин, исключение из наследования восходящих (замена его передачей имения в их владение) и т.д.

Свобода завещания оставалась неограниченной обязательной долей законных наследников, из массы наследников не выделялись легатарии. Сохранялся строгий порядок ответственности наследников по долгам наследодателя, однако отсутствовали гарантии интересов кредиторов при отказе наследника от наследства во вред кредитору.

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю — лица, приписанные к сельскому обществу. К. наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака (жених входил в семью невесты). Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

 

Семейное право

 

В семейном праве более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество.

Церковь регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, государство — имущественные отношения членов семьи. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства).

Заключению брака предшествовало обручение. Расторжение брака, возможное при наличии необходимых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав, безвестное отсутствие, импотенция), осуществлялось консисторией (церковным судом).

В 1891 г. были изданы правила об узаконении незаконнорожденных детей через последующий брак.

Имущественная независимость жены наталкивалась на сохраняющуюся по традиции семейную власть мужа. Неразрешенным оставался вопрос о средствах побуждения супругов к продолжению совместной жизни: практика использовала лишь одно средство — отказ в материальном содержании жене, ушедшей от мужа, и понуждение мужа к уплате такого содержания в случае его ухода из семьи.

Закон не регламентировал пределов отцовской власти над детьми, единственным препятствием на ее пути было лишение родительских прав. Устаревшая форма опеки и правовая неурегулированность строя семейных отношений (большое разнообразие форм семейного союза) также затрудняли судебную практику по этим делам.

До 1904 г. сохранялось наказание за прелюбодеяние — осуждение на безбрачие. Жена обязана была во всем подчиняться мужу, так же как и дети (в явном противоречии с этим принципом находилось правило о раздельности имущества супругов, родителей и детей). При составлении рядной записи на выделение приданого дочь лишалась права наследования.

Обязательственное право

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, «как бы договор» (промежуточная форма), правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». Практика и закон знали много видов договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до 36 лет), займа и ссуды (допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества (полного, на вере, на паях). В 1870 г. приняты положения об акционерных компаниях, о страховании, личном найме (правила, регулировавшие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка.

Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием «у крепостных дел» или «у дел маклерских», домашним порядком.

Развитие «хозяйственного» права столкнулось с рядом анахронизмов: сохранялось трехлетнее право выкупа недвижимости, были изъяты из оборота (на них также не распространялось обложение по взысканиям) заповедные имения. Сохранялись майоратные имения (для западных губерний империи). Право разработки недр закреплялось за всей общиной, а не за отдельными лицами.

Закон стремился преодолеть установленные ранее традиции и порядки: запрещалась средневековая по своему характеру мена недвижимости и безвозмездные сделки с нею. Родовая недвижимость теряла свой сословно-дворянский характер: из нее выделялись крестьянские наделы, на них строились фабрики и заводы.

Формулировалось понятие вечной собственности.

 

Торгово-промышленное право

 

В 1861 г. было принято Положение о найме ра6очих казенных и общественных работ. В 1870—1874гг. разрабатывался проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. В ходе контрреформ (1886) издано Особое положение о найме на сельские работы, включавшее некоторые архаические элементы: заключение договора по особой форме (договорные листы выдавались волостными правлениями), использование полиции для розыска самовольно ушедших рабочих.

В 1882, 1886 и 1897 гг. изданы новые законы о фабричных рабочих; в 1886 г. для регулирования фабричных порядков созданы специальные губернские присутствия.

Быстро развивалось коммерческое законодательство. Изданы «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.105 (0.053 с.)