Ликвидация сословно-представительных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ликвидация сословно-представительных органов



 

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор заседал в середине XVIIв. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и проч. (60—80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена позицией центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления) — с другой, разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии и став полноправным хозяином над крестьянами на местах. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.

 

Военные реформы

 

Существенные перемены в социальном - структуре общества конца XVII – начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце ХVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. С течением времени она

дополнилась, а затем и оттеснилась новыми формированиями; стрелецкими частями и полками «иноземного строя»(рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованье, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около 70 тыс. человек, в 1681 г. — уже свыше 80 тыс. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч.

К 1681 г. 89 тыс. воинов из 164 тыс. переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» — это зародыш профессиональной армии. В конце XVII в. офицерский корпус быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

Финансы и налоги

 

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения «соха» пополнилась длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха» как единица положения уступила место новой единице — «двору». Произошел перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начало приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проведена подворная перепись, а в 1678 г. составлены переписные книги. В 1679—1681 гг. произошел переход от поземельного к подпорному обложению.

Еще в 1642 г. многие городовые дворяне настаивали на проведении налоговых сборов не по писцовым книгам (реальные размеры «сох» менялись в связи с изменением пашенных территорий, переселениями, запустением после «Смуты» и пр.), а по числу крестьянских дворов.

В 1646 г. была проведена общая подворная перепись, в 1678—79 гг. она была повторена. Ее целью и стало переведение прямого обложения с сошного письма на дворовое число, были составлены переписные книги. Эти книги стали основанием для подворного податного обложения.

По аналогии с объединением в 1653 г. всех косвенных налогов в единый, в 1679 г. некоторые прямые налоги (полоняночные, ямские) объединялись в единую «стрелецкую» подать. Сохранялись и некоторые

чрезвычайные налоги («пятинный сбор», государственные займы с торгово-промышленного населения и пр.).

Почти половина сборов уходила на военные нужды, около 15% бюджета поглощали расходы царского двора.

Доходы казны включали окладные и неокладные сборы. К окладным относились сборы, размеры которых заранее планировались, это были прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги ложились на отдельных лиц или целые общества, и последнем случае осуществлялась раскладка платежей, а их совокупности и составляла тягло. Податной единицей являлась «соха», включавшая некоторое число тяглых дворов (в городе) или определенное пространство крестьянской пашни (в сельских районах).

Среди косвенных налогов важное место занимали таможенные и кабацкие сборы. Таможенные сборы взимались как при ввозе-вывозе тона ров, так и при их продаже, кабацкие — при продаже. Сбор этих налогов отдавался на откуп или «на веру» присяжным головам и целовальникам, избранным самим тяглым населением из своей среды (закон, 1637 г. установил смертную казнь этим выборным за воровство и казнокрадство).

С 1653 г. многочисленные таможенные сборы объединяются в единую рублевую пошлину (5% с продажной цены товара).

Прямые налоги включали деньги данные и деньги оброчные. «Деньги данные» — прямые налоги, установленные по числу «сох», значившимся по переписным книгам за данной тягловой территорией, оброк — единый налог, которым облагались жители данной территории и заменявший разные подати и сборы (кормы, пошлины и пр.). Оба налога были фиксированными. Размеры ямских и стрелецких сборов могли время от времени изменяться.

Все налоговые сборы взимались по сошному письму, на каждую «соху» устанавливался «оклад». Определение размеров податей основывалось на переписях недвижимостей, результаты которых заключались м писцовых книгах. Писцы составляли реестры, описи имуществ, списки тяглых людей и дворов, разбивали все объекты на «сохи» и подсчитывали размеры тягла, приходящегося на селения и городские дворы. (Писцовые книги 20-х гг. XVII в. стали документальным основанием для прикрепления крестьян к земле.)

К неокладным сборам относились различные платежи, поступавшие в казенные учреждения и должностным лицам: пошлины с частных сделок, с грамот, заявлений, судебных решений и пр.

В XVII в. косвенные налоги преобладали, потребление облагалось сильнее, чем производство и торговля.

С 1646 г. резко возросла пошлина на соль, которая должна была компенсировать правительству предполагавшуюся отмену ямских и стрелецких денег. Мера оказалась неразумной и после «соляного бунта» 1648 г. Пошлину отменили. Тогда же была отменена и табачная монополия (введенная в нарушение закона 1634 г., каравшего курение смертной казнью).

В 1656 г. правительство начало выпуск медных денег, что привело к высокой инфляции и падению стоимости рубля. Социальный протест против этой меры был обусловлен еще одним обстоятельством: государственные подати должны были по-прежнему уплачиваться в серебряных деньгах. На «медной» афере хорошо заработали приказные дьяки и казна, скупавшие за бесценок у русских купцов экспортные товары и продавая их за границей на золото и серебро. После «медного бунта» в Москве (1662) было восстановлено серебряное обращение, а хождение медных денег прекращено.

Для персонального выявления круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начали привлекаться даже земские общества (активность которых вновь возродилась на некоторое время). Характерно, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве — для распределения сословных привилегий, обязанности и службы.

Если в бюджете государства XVII в. преобладали косвенные налоги, То в бюджете петровской России ведущее место заняли налоги прямые — 11стр I ввел новую податную единицу — ревизскую душу.

Кроме подушной подати существовало множество других прямых налогов: корабельные, рекрутские, драгунские и др.

В число косвенных налогов, кроме традиционных винных и таможенных сборов, входили сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, с рыболовства, с операций с солью и табаком, за ношение бороды и одежды Старого покроя. Общее число косвенных налогов и канцелярских сборов в петровскую эпоху достигло 40.

Всеми доходами государства ведала Камер-коллегия. Другая финансовая коллегия — Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами и кассами на местах. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за расходованием государственных средств.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,

холопы). С точки зрения фискального дела разные группы населении отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Первая подушная ревизия была проведена в 1724г. Умершие, беглые, самовольно переселившиеся и другие не исключались из «ревизских сказок» до следующей ревизии в 1744 г. Невключались в число ревизских душ лица, родившиеся после дачи «сказок». Сведения о лицах мужского пола податных сословий подавали помещики на крепостные, приказчики — на дворцовых, старосты — на казенных крестьян. Сведения собирали губернаторы и отправляли в Петербург. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.

 

Церковь и государство

 

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами Церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности Церкви и расширения ее юрисдикции.

Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налотовые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться различные подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г на служителей Церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые де нежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды.

С 1722 г.вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи.

С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Начиная с 1657 г. монастырские и церковные вотчины обязывались поставлять людей для государевой службы, с 1674 г. с патриарших, архиерейских вотчин и поместий стала регулярно взыскиваться подворная подать. Судебная юрисдикция Монастырского и других приказовраспространялась на все более широкие круги духовенства, с 1655 г. его представители исключаются из состава коллегий судебных приказов. С 1677 г. дворяне и дети боярские, проживавшие на церковных землях, перешли под юрисдикцию приказа Большого дворца.

В марте 1672 г. был принят указ, отменявший все жалованные тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откуй.» на сбор торговых и кабацких пошлин, запрещалось церковное винокуре

мне. На промыслы и торговлю Церкви распространялись статьи Ново-торгового устава 1653 г.

 

Синод и Духовный регламент

В 1718 г. Духовным регламентом учреждался высший орган церковного управления (с 1721 г. именуемый Святейшим правительствующим Синодом). С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника — обер-прокурора.

Синод учреждался вместо Патриарха и соборов в качестве «малого

собора». Симфония церковной и государственной властей подверглась

существенной деформации, сместившись в сторону протестантского

принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории.

Православие стало государственной религией. Распоряжения Синода издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества» и визировались обер-прокурором.

Акты, которыми регулировались положение и деятельность церковных органов, издавались в виде императорских манифестов, повелений, утвержденных императором мнений Кабинета министров и Сената. Акты Синода как малого архиерейского собора, состоявшего из епископов, приобретали силу закона после их утверждения императором.

В 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», составленный псковским епископом Феофаном Прокоповичем, по которому учреждалась Духовная коллегия, вскоре преобразованная в Святейший правительствующий Синод. Для надзора за ним был назначен обер-прокурор, которому подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы.

В ведении Синода находились дела о церковных службах, истолковании церковных догм, борьба с ересями, назначение и смещение церковных должностных лиц, цензура духовных книг и т.д. Синод имел функции духовного суда, судил представителей духовенства и мирян по некоторым гражданским (бракоразводным) и уголовным (вероотступничество) делам.

Синоду был подчинен Монастырский приказ, управлявший церковном имуществом. С 1724 г. этот приказ стал называться Камер-конторой, с 1726 г. — Коллегией экономии.

Важнейшим документом, содержавшим нормы церковного права, стал Духовный регламент.

Регламент состоял из трех частей. В первой давалось определение коллегиального управления и его преимуществ по сравнению с единоличной властью (Патриарха), которая всегда содержала угрозу установлений двоевластия в государстве (царь — Патриарх).

Во второй части описывалась компетенция нового правительствующего органа и говорилось об обязанностях церковных иерархов.

В третьей части определялся состав Духовной коллегии (Синода) и обязанности ее членов.

В 1722 г. в дополнение в Регламенту были приняты Правила, в которых содержались уставы о монашестве и приходском духовенстве. Тогда же издано императорское повеление о выборе из офицеров капли дата на должность обер-прокурора (с приложением соответствующей инструкции о его правах и обязанностях).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.019 с.)