Федеральные и региональные целевые программы, механизмы их реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные и региональные целевые программы, механизмы их реализации



Целевая программа – это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом.

Функции целевого программирования:

1. Выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи.

2. Концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач.

3. Взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой.

Система целевых программ: федеральные; региональные; муниципальные; межгосударственные.

Перечень федеральных целевых программ составляется Правительством РФ, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на следующий год.

По назначению можно подразделить на следующие категории:

· Научно-технические и инновационные – предназначены для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции

· Социальные – обеспечивают решение крупных социальных задач

· Экономические – решают проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей

· Экологические – решают проблему экологии

· Региональные и межрегиональные – обеспечивают помощь в решении стратегических проблем территориального развития

· Управленческие программы – концентрируют ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы)

По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (10 лет и более) и среднесрочные (3-6 лет). На краткосрочный период федеральные программы не разрабатываются.

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их числе:

· создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств — “точек роста”, объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона;

· создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе;

· развитие рыночной инфраструктуры;

· участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.

На уровне муниципалитетов предметом программной проработки могут являться:

· вопросы содействия развитию малого предпринимательства;

· участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения;

· проблемы социальной ориентации – поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.;

· проблемы содействия занятости населения, включая вопросы переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др.

На уровне региональных и муниципальных программ большое значение придается программам содействия занятости населения.

Перечень целевых программ: "Модернизация транспортной системы России", "Культура России", "Жилище", "Социальная поддержка инвалидов", "Социальное развитие села", «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011 - 2016 годы», " Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года", «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл (2009-2013 годы)»

.

9. Планирование в системе государственного регулирования экономики. Виды планов, этапы разработки планов

Планирование построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

План – это совокупность обоснования целей и способов их достижения. Процесс разработки плана называется планированием.

Особенность общегосударственного планирования: объект - национальная экономика, субъект – государство. Т.о. общегосударственное планирование – особенный вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

Современный рыночный механизм планирования отталкивается от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности.

Принцип демократизации планирования - планово-управленческие решения формируются на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации.

Принцип самопланирования - каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах.

Принцип первичности форм собственности - право планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который сам решает делегировать или нет эту функцию.

Виды планирования:

- Долгосрочное (перспективное) планирование. Планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий, включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

- Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, изменение технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

- Краткосрочное планирование. Охватывает период в несколько недель или месяцев. Нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

- Оперативное планирование. В задачу входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.

Планирование состоит из следующих этапов:

1. Оценка экономической и политической обстановки, определяются возможности рынка;

2. Происходит постановка конкретных задач, вытекающих из конечной цели деятельности, уточняются сроки;

3. Происходит рассмотрение плановых предположений;

4. Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее предпочтительного образа действия;

5. Общие планы формируются на уровне высшего руководства в виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;

Все этапы планирования находят свое отражение в плане.

 

10.. Методы общественного планирования. Балансовый метод. Нормативный метод. Программно-целевой метод. Экономико-математические методы планирования

Планирование построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

План – это совокупность обоснования целей и способов их достижения. Процесс разработки плана называется планированием.

Балансовый метод служит для определения народнохозяйственных пропорций, увязки частей гос. плана в целое. Среди балансов усиливается роль финансово-стоимостных и трудовых балансов.В современных условиях данные межотраслевых балансов могут быть использованы для разработки прогнозов отраслевой структуры экономики, выявления роли отдельных факторов.

Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозных процессов.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества.

Технико-экономические нормативы - расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. (гос. программы с ресурсосберегающей направленностью экономического развития).

Экономические нормативы (налог на имущество, на доходы, товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.; финансовые нормативы - трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.; банковские нормативы - норм обязательных резерв. отчислений, учетная ставка др.)

Социальные нормативы - прожиточный минимум и потребительский бюджет.

Экологические нормативы - величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды и др.

Программно-целевой метод построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Объектом его являются все основные эл-ты пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей, исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Экономико-математическая модель – математическая модель связи экономических характеристик и параметров системы, описывает экономические процессы, объекты и связи с использованием математического аппарата. Необходима в тех случаях, когда проблема сложна, зависит от большого числа факторов, по-разному влияющих на ее решение.

Этапы: 1) Определение цели. 2) Определение параметров модели. 3).Формирование решений задачи, приближающих к поставленной цели. 4). Выявление неизвестных факторов, т.е. величин, которые могут изменяться случайным или неопределенным образом. 5). Выражение цели через решения, параметры и неизвестные факторы, т.е. формирование целевой функции, называемой также критерием эффективности или критерием оптимальности задачи.

 

11.. Прогнозирование и его место в планировании. Виды прогнозов и их классификация

Прогноз и рование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Прогнозирование – план, который основан на научно-обоснованных суждениях о перспективах развития данного объекта в будущем. Дает возможность определить или предвидеть последствия всевозможных экономических изменений (изменений в ценообразовании, налогах).

Прогнозы делятся (условно)

· по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные;

· по масштабу: частные, местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).

· по ответственности (авторству): личные, на уровне предприятия (организации), на уровне государственных органов.

Основные виды прогнозов:

· Технологический прогноз - относится к уровню технологического развития в прогнозируемой сфере, помогая проанализировать будущие веяния технологий.

· Экономический прогноз - анализ будущего состояния экономических факторов, влияющих на развитие деятельности организации.· Прогноз объема продаж (спроса) - прогнозирование факторов, влияющих на будущий спрос.· Прогнозирование развития конкуренции - предсказание возможных изменений и дальнейшей стратегии деятельности конкурентов· Социальное прогнозирование - прогноз изменения социальных установок людей, а также настроения общества, в целом.· Криминологические прогнозы

Можно выделить 4 вида прогнозов:

1. Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций.

2. Нормативный, который выделяет возможные пути решения проблем достижения какого-то оптимума на основе заведомо заданных критериев.

3. Аналитический, который позволяет в научных целях установить познавательную ценность разных методов и средств исследования будущего.

4.Прогнозы-предостережение, которые составляются для непосредственного действия на сознание и поведение людей с целью принудить их предотвратить предвиденный будущее.

Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планиро­вания, так как включает не только показатели деятельности хозяйствую­щего субъекта, но и в большей степени учитывает изменяющиеся парамет­ры внешней среды.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы со­четания прогноза и плана могут быть самыми различными: про­гноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий при­нятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупно­масштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показате­лей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практи­чески превращается в прогноз. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.026 с.)