Некоторые индуистские праздники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые индуистские праздники



холи-------------—

Радостный весенний праздник, посвященный Кришне. Первоначально праздник плодородия. Его отмечают уличными танцами, шествиями и кострами.

ДИВАЛИ/НОВЫЙ ГОД

Праздник огней, когда дарят подарки. Лакшми, богиня счастья, приходит в каждый дом, освещенный фонариком.

ДАСАРА

Десятидневный праздник в честь Кали. Сопровождается шествиями, танцами, вручением подарков.

Местные праздники

Существует множество местных районных и городских праздников. Некоторые из них проводятся в честь великих богов, таких как Шива и Сарасвати. Другие праздники проводятся ежегодно в честь местных богов.

В определенные времена года проводятся религиозные паломничества, сопровождаемые празднествами.

Семья индусов в Лондоне отмечает праздник Дивали перед домашним святилищем.Индуистские обряды и праздники

Вот почему домашние обряды имеют не меньшее значение, чем храмовые.

гимнов, звоном колоколов, курением благовоний и ритуальнрй музыкой.

После этого начиналась пуд-жа, первые восхваления бога и просьбы к нему с последующим разделением божественной трапезы — воды и прасады (название блюда, сначала предлагаемого богу, а потом съедаемого участниками службы). Обычно главной статуе храма еда и напитки предлагались в течение всего дня, а на ночь ее укладывали спать!

Статуя является символом присутствия божества и его вместилищем. Рамакришна сказал по этому поводу: "Мы должны верить в Божественное Присутствие. наполняющее Образцы Божества". Для служителей более высокого уровня каждая часть храма имеет свое символическое значение. Главное святилище является сердцем культа: башня обозначает стремление духа к небесам. Каждый из почитаемых богов выполняет определенные функции или соответствует определенной части Верховного Божества.

Жреиы могут усиливать торжественность ритуала, читая пе-?а верующими отрывки из Вед. акие же чтения проводятся перед верующими после ритуального купания в водах священного Ганга в Варанаси. Но любой "дважды рожденный" индус (из первых трех классов) может самостоятельно проводить чтение молитв и мантр. В храме верующие совершают подношения в виде цветов и денег, после чего обходят вокруг святилища, все время оставляя его с правой стороны. Спужба в храме никогда не бывает общей. По сути своей она всегда индивидуальна.

Дома

Домашние обряды различаются в соответствии с классовой принадлежностью семьи, самые сложные проводятся в семьях касты браминов. Для проведения пуджи во многих домах выделяется отдельная комната со святилищем, в котором хранится образ любимого божества (в бедных семьях) или нескольких богов. У некоторых есть мандала, символическое изображение (обычно картина) Вселенной. Для очищения используются вода и огонь, богам предлагается пиша. курятся благовония, делаются приношения из цветов и цветных порошков (для украшения).

"Дважды рожденные" индусы совершают обряды три раза в день. Они носят священную нить (через левое плечо свисающую на правое бедро), хлопковую у браминов (жрецов), конопляную у кшатриев (правителей) и шерстяную у вайшья (землевладельцев и купцов). Кроме этого, каждый из них носит кастовую метку на лбу. а некоторые еще и на руках или других частях тела.

Рано утром служба начинается с мантры "Ом", которая произносится с закрытым ртом. Затем верующие повторяют имя своего бога, вспоминают саги (риши) и отождествляют себя с Брахманом. Они завязывают в пучок волосы на голове и читают мантру Гайятри из Ригведы:

"Мы размышляем о восхитительном величии лучезарного солнца; да вдохновит оно наш рассудок".

Ритуал проводится в полуобнаженном виде, босиком, сидя со скрещенными ногами, глаза сводятся к кончику носа, лицо повернуто в сторону восходящего солнца. Затем они набирают в рот воды, произносят имя бога и прыскают водой вокруг себя. Они дотрагиваются до шести частей тела — что указывает на присутствие бога внутри, повторяют молитвы, медитируют и повторяют слова Гайятри. Образам предлагается вода, повторяется чтение отрывков из Вед, и служба заканчивается последним предложением воды и поклоном. Вечерние службы проводятся по тому же принципу, но короче. Дневная служба может сопровождаться обращением за советом к учителю (гуру). Во время совершения пуджи жрецы. домовладельцы и аскеты (садхи) пользуются особыми позами. жестами и выражениями.

Праздники

Праздники часто связаны со сменой времен года. Но при этом они посвящаются событиям, описанным в мифах о деяниях Рамы и Кришны.

Самым популярным праздником является Холи. Это весенний праздник, связанный с Кришной, во время него не действуют табу и кастовые ограничения. Особенное внимание во время праздника уделяется получению удовольствия.

Дивали (праздник огней) проводится осенью и посвящается Кали (супруге Шивы) и Лак-шми (жене Вишну). Циклам мирового развития посвящаются массовые паломничества, когда в такие религиозные центры, как Вриндабад (культовая столица Кришны) и Варанаси, стекаются сотни тысяч человек. Живые религии Востока

Освобождение от жизни?

Раймонд Хаммер

Насколько сильно индуизм занят проблемами повседневной жизни и насколько большое значение для традиционного учения имеет "освобождение" от жизни? Жизнь делится на несколько ступеней.

• Все начинается с жизни ученика.

• Затем следует жизнь главы семьи.

• После чего следует жизнь, не связанная с потребностями семьи, общины или общества.

Индуизм ассоциируется не только с многолюдными фестивалями, но и со странствующим садху (святым человеком) или почти полностью обнаженным аскетом, который, в позе йога, кажется совершенно отрешенным от физического мира. Большую часть своей семейной жизни Махатма Ганди не имел сексуальных отношений с женой. Существует множество свидетельств очевидного отрицания мира, хотя тот же Ганди, например, одновременно мог вести борьбу за политическую свободу и улучшение статуса внекастовых групп, требуя общественного признания их достоинства.

Если повседневный мир является иллюзией и если результат поступков прошлой жизни определяет настоящее существование, то что это означает: отрицание или свободу?

Беспокойство души

В некотором смысле точкой опоры образа мышления индийцев можно скорее считать душевное беспокойство, чем любопытство ума, и это основная причина отрицания мира. Философия, в индуистском понимании, не может быть академической гимнастикой ума, оторванной от жизни и по своей природе умозрительной. Следовательно, знание должно преобразоваться в "видение" — восприятие реальности.

В то время как философия Запада (в ее нерелигиозной форме) считает человека "мерилом всего" и, следовательно, тяготеет к индивидуализму, индуизм рассматривает человечество как часть космического целого, и это влечет за собой уважение к жизни и ее проявлениям. Жизнь "вне" (индивидуалистский подход) считается разрушающей силой. Отсюда требование жесткой дисциплины (йога) и медитация, позволяющая ощутить себя частью целого.

Отрицание индивидуализма может привести к отрицанию активной позиции в жизни. В жизни индийцев всегда присутствует элемент пассивности, хотя он оставляет место для провозглашения элемента свободы и отрицания всевлэстности судьбы.

Парадокс

Тем не менее имеет место парадокс. Аскетизм не противоречит накоплению богатства и собственности (артхе), которое входит в обязанности главы семьи, и получению наслаждений (каме). Строгая религиозная дисциплина сочетается с крайней чувственностью и отказом от соблюдения культовых правил, отбрасывающими в сторону все ограничения и запреты.

Похоже, что две противоположности, "привязанность" (утверждение) и "равнодушие" (отрицание), выражают в целом единство. Противоположности соединяются в определении божества и его женской половины. Пассивность может сочетаться с творчеством; слабость с силой; отрицательное с положительным. Только таким образом "порядок" может включить в себя "свободу". Но цель состоит только в полном освобождении от пут бессмысленности. Один индийский автор сказал по этому поводу, что весь образ жизни и мысли индийцев определен "скорее душевными устремлениями, чем поисками ума или желаниями тела".

Эта богиня-дерево -типичный образец индусской резьбы.

РЕЛИГИЯ ГУРУ: ВЕРА СИКХОВ

Дуглас Дэвис

Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так называемой "земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том. какой из образов жизни, формальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь.

Движение зародилось в небольшой группе учеников, объединившихся вокруг Гуру Нанака (1469-1539) с целью поисков присутствия Бога. Со временем под руководством девяти последователей Нанака группа разрослась. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов многократно увеличилось. Они также смогли создать сильную военную организацию, что позволило им получить статус признанной религиозной общины.

Так как рост самосознания пенджабцев был тесно связан с распространением сикхской концепции жизни, религию сикхов можно назвать этнической. Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, проживающих вдали от Пенджаба, религия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить индивидуальность.

Бог — истинный гуру

В основе религии сикхов лежит идея

гуру (учителя).

• Истинным гуру является Бог: совершенный и творческий мир Бога (шабад) даровали человечеству десять исторических личностей, каждый из которых был гуру.

• Сикхская община, следующая вере десяти гуру, сама является гуру.

• Священные книги тоже считаются гуру (Гуру Граитх Сахиб).

Бог — единственный, первоначальный и вечный гуру (Сатгуру). от которого на учеников, посвятивших свои сердца поискам и служению истине, нисходит просветление и понимание. В трансцендентной форме Бог не поддается описанию. Но если бы Бог всегда был таким, то люди вообще не смогли бы найти и понять его. К Богу, не имеющему никаких признаков, нельзя обратиться, поэтому Бог выражает себя посредством ряда явлений, известных человечеству. Религиозная жизнь людей обращена к этим, более доступным формам Бога. Но если сикхи говорят, что Бог, каким они чуствуют его. обладает определенными качествами. они не имеют в виду, что Бог когда-либо появлялся или был рожден на земле, подобно традиционным индуистским аватарам или божественным воплощениям. Скорее, Бог создал мир для того, чтобы люди смогли получить представление о его божественной силе и воле. Более того, благосклонность Бога дает возможность искренним приверженцам ощутить божественность через поклонение и созерцание.

Религия сикхов основана на мистике и верности. Первые ученики, собравшиеся вокруг Нанака. полностью посвятили себя восхвалению имени Бога, предоставив свои сердца для сохранения гимнов, сложенных их лидером. Нанак открыл своим последователям доступ к истинному гуру, создав содружество верующих, смыслом жизни которых стали гимны. Гимны были средством, с помощью которого их сердца могли достичь Бога, а Бог входил в нх сердца.

Согласно индуистской традиции. признающей святость человека, ведущего за собой тех, кто ищет истину, само присутствие которого способствует образованию новичка, чье руководство необходимо для духовного роста верующих, Нанак, открывший перед ранними приверженцами уче Живые религии Востока

Сикх медитирует над божественным именем.

ния жизненно важную точку концентрации их усилий, стал первым гуру. Но при этом Нанак никогда не считался воплощением Бога, единственного и истинного гуру.

Десять гуру

Одной из отличительных черт сикхизма как религии гуру является то. что Нанак и девять его последователей рассматриваются как создатели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одинаковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорят, что десять гуру подобны десяти свечам, зажженным одна от другой.

Правоверные гуру сикхов

Нанак 1469-1539
Ангад 1504-1552
Амар Дас 1479-1574
Рам Дас 1534-1581
Арджан 1563-1606
Хар Говинд 1595-1644
Хар Рай 1630-1661
Хар Кришнан 1656-1664
Тедж Бахадур 1621-1675
Говинд Сингх 1666-1708

Большинство из них становились гуру и вождями сикхов в зрелые годы. Каждый из них избирался своим предшественником на основании своих заслуг и глубины духовного проникновения.

Большинство постулатов сикхской веры были разработаны в период жизни первых пяти гуру. Община возникла как группа преданных единомышленников. занятых поиском религиозной истины. Эта группа имела много общего с движением мистиков на севере Индии, которые также искали соединения с Богом через преданность и любовь. Многие ученые считают, что религия сикхов включает в себя два основных элемента. одним из которых является вышеуказанный мистический аспект, а вторым — более агрессивная, военная и самоутверждающая направленность.

На первом этапе своей истории — примерно с 1500 г. н.э., когда началась активная проповедническая деятельность Нанака, до начала семнадцатого века, когда власть над Мусульманской империей перешла от друга сикхов Акбара к злобному его наследнику Джехангиру,— сикхская община не стояла в стороне от тер риториальных и политических притязаний. Каждый из ранних гуру вносил в структуру общины что-то, что приобретало значение позднее, во время открытого конфликта сикхов и мусульман.

• Ианак учил, что "нет индусов, нет мусульман". Это утверждение стало основой сикхского сепаратизма. То, что для Нанака было лишь религиозным понятием, позднее стало обоснованием существования самостоятельной политической и военной общины.

• Ангад стремился к физическому совершенству. Он уделял много внимания организации спортивных игр среди своих последователей. Он не ставил перед собой задачи специального военного обучения, но когда в нем возникла необходимость, способы подготовки были уже отработаны.

• Амар Дес ввел практику лангара — совместного принятия пищи, приготовленной на общей кухне. Расходы на еду делились между всеми прихожанами конкретного храма. Целью такого обычая было преодоление кастовых предрассудков, во многом определяющих образ жизни большинства индусов. Это усилило общину и облегчало существование членам низших каст. Допускались также и люди иных верований.

Это великое стремление сикхских гуру было ответом на засилье индуистской кастовой системы и связанного с ней ортодоксального жречества браминов. На следующем этапе сикхской истории, когда им пришлось противостоять жестокой агрессин со стороны мусульман, необходимость оборонять общину легко заставила кастовые различия сикхов отойти на второй план. В современном сикхизме, тем не менее, сохранилось внутреннее деление на касты. Хотя в идеале сикхи стремятся к построению бескастовой общины религиозных единомышленников, на практике этого идеала достичь полностью не удалось.

• Арджан, пятый гуру, знаменует поворотный момент в истории сикхов. После него резко обострилась политическая борьба сикхов и мусульман. Он построил прославленный Хари Мандир, Золотой Храм в Амритсаре, который стал религиозным и этническим центром жизни сикхов. Он стал венцом самосознания сикхов и выражением их надежд и верований.

Война с исламом

В 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существуют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи считают его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульманскими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присоединилась большая часть членов касты земледельцев джат. Переключение акцента сикхской религии с мирного распространения веры на утверждение права эту веру защищать привело к быстрому росту численности и мощи общины.

Исламское давление вынудило преемника Арджана, Хар Говинда, удалиться в изгнание, и после его смерти в 1644 г. лидерство взял в свои руки гуру Хар Рай. скрывавшийся в горах восточного Пенджаба. Его сын Хар Кришнан, наследовавший должность гуру, не смог столь же легко укрыться от внимания императора Аураигзеба и умер под домашним арестом в Дели.

Следующим гуру был назван Тегх Бахадур, но он, как и Хар Рай. был больше человеком веры, чем солдатом. Он жил с семьей в Бенгале, и только после того, как Аурангзеб начал разрушать храмы и притеснять сикхские группы в Пенджабе, его вызвали оттуда, чтобы поднять сикхов на борьбу с врагом. Вскоре его схватили и увезли в Дели, где он окончил свою жизнь как мученик. Сыну его. Говннду Сингху. было в то время всего девять лет, но он взял знамя борьбы в свои руки. Как показали последующие примерно тридцать лет, он стал выдающимся полководцем.

Говинд Сингх возглавил восстание сикхов против исламского могущества и добился значительных успехов. Он смог соединить боевой дух сикхов с глубоким сознанием правоты дела защиты религиозных традиций. После первой победы под Бхан-гани в 1686 г. война продолжалась двадцать лет и закончилась поражением. Поражение в вооруженной борьбе, однако, стало началом расцвета религии сикхов, так как благодаря гуру Говинду Сингху произошел

Живые религии Востока

   
   
   
   
   

/. Родиной веры сикхов является

сельскохозяйственный регион

Пенджаба на севере Индии.

2. Некоторые сикхи продолжают

носить военную форму.

3.4. Золотой храм в Амритсаре.

5. В домахсикхи хранят портреты гуру, особенно Нанака.

6. Внутри сикхского храма в Новой Зеландии.Вера сикхов

коренной перелом в самосознании обшины.

Люди и Книга

Классическое сикхское толкование событий, происходивших в самом конце семнадцатого века, таково: в 1699 г. живой гуру передал свои полномочия, с одной стороны, самой общине, а с другой (в 1708 г.), Собранию Священных Книг. Изменилась сама концепция гуру. В центре культа место живого человека, направляющего духовный поиск людей и ведущего их за собой в мирских делах, заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга (Гуру Грантх). Предание рассказывает, каким образом Говинд Сингх создал Пантх (путь, по которому следуют верующие; термин, используемый для обозначения самой общины). Он собрал вокруг себя своих последователей и предложил выйти вперед тем. кто готов был принести себя в качестве человеческой жертвы. Так он испытывал их преданность.

После некоторых раздумий готовность отдать свои жизни гуру выказали пять человек. На самом деле он не собирался их убивать, а лишь одел в форменную одежду нового образца и представил собравшимся как пятерых своих любимых учеников. Они составили новую общину, халь8'. (Это еще одно название Гуру антх. Оно означает моральную верность тех. кто готов следовать заповедям исторических гуру.) Эта новая организация должна быть могущественна и крепка в деле защиты веры и создания общества строгих моральных правил.

Имена Сингх (лев) и Каур (принцесса), прибавляемые к именам мужчин и женщин, входивших в новую обшнну, должны были отражать изменение статуса сикхов в обществе, заменить имена, обозначающие кастовую принадлежность, а также уменьшить неравноправие женщин по отношению к мужчинам.

При достижении мальчиками и девочками примерно четырнадцати лет они могут быть посвящены в полноправные члены хальсы. Этот

Ритуал часто называется крещением. 1о это лишь приблизительное определение происходящей церемонии. Ритуал "принятия амрита ' позволяет современным сикхам почувствовать себя участниками событий легендарного первого дня посвящения.

Пять избранных членов общины представляют пятерых любимых учеников гуру Говинда Сингха. После исполнения соответствующих молитв и приготовления раствсра сахара в воде они посвящают кандидатов, окропляя раствором их головы и глаза. Им объясняют основные правила хальсы. напоминают о необходимости соблюдать верность и придерживаться моральных правил поведения. Они не должны стричь волосы. Они должны избегать супружеских измен и табака. Кроме того, им нельзя есть мясо животных, убитых мусульманским способом.

Священные писания

В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга. Церемония начинается чтением отрывков из нее, и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные стихотворные произведения исторических гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее издание, подготовленное гуру Говин-дом Сингхом. включены также работы преемников Арджана. Этот сборник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх — сочинения десятого гуру.

Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сикхов, переключив внимание верующих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклонения. Храмы, святые места, священные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности.

Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам религии. считая главным достижение согласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необходимость стимулирования веры с помощью материальных объектов. Поэтому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источ

К^уществует только один Бог, имя которому Истинный, Создатель, свободный от страха и ненависти, бессмертный, нарожденный, существующий сам по себе, великий и бесстрастный. Истинный был вначале, Истинный был в конце. Истинный есть сейчас. О Нанак! Истинный будет всегда".

Начало гимна гуру Нанака из сборника Ади Грантх. Повторяется сикхами каждое утро в знак выражения веры. Живые религии Воетоки

пика божественной истины и пути духовного проникновения способствовало тому, что вскоре она получила статус святыни.

В настоящее время она прочно занимает центральное место во всех религиозных действиях и ритуалах. Сикхи бьют перед ней поклоны точно так же. как индусы перед своими статуями. Когда в храм приносят новорожденного, имя ему выбирают из прочитанного наугад отрывка из Грантха. Вокруг Книги проводится брачная церемония. Жених с невестой несколько раз обходят вокруг нее под аккомпанемент песен о долге и супружеских обязанностях. Смерть сопровождается обязательным чтением священных текстов на протяжении семи — десяти дней.

Некоторые праздники предполагают непрерывные двухдневные чтения писания.

Сикхский храм, гурдвара (дверь гуру), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знаменуют присутствие гуру в современном мире.

Важнейшим следствием этого развития стало резкое увеличение ответственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сикхов нет священников; богослужение может вести каждый, хотя небольшая группа членов общины специально обучается чтению и толкованию Грантхов. Это еще более усили Золотой Храм

Золотой Храм в наших глазах может служить одновременно символом религии сикхов и визуальным отражением воздействия прошлого на настоящее. Сикхи считают этот храм обителью Бога (Дхарбар Сахиб), вокруг которой следует искать успокоения и доступа к Всевышнему.

В 1604 г. Арджан поместил здесь составленный им сборник индуистских и пенджабских гимнов предыдущих гуру, Гурмукхи (уста гуру). Поздние издания этого манускрипта, в которые вошли поэтические откровения последних гуру, стали центральной точкой поклонения и созерцания.

Весь комплекс храма состоит из вымощенного камнем внешнего двора с тенистыми аркадами, окружающими большой бассейн или водоем, от которого берет свое имя Амритсар (пруд нектара). В центре пруда располагается сам великолепный Золотой Храм, в который каждое утро вносят Священную Книгу.

Существует множество обьяснений религиозной символики храма. Он сравнивается, например, с произрастающим в мрачных водах жизни лотосом, который расцветает белоснежным цветком божественной любви и добродетели и служит для людей примером, как подняться над мировым злом, способным задушить самые возвышенные стремления человека. В отличие от индуистских и мусульманских святилищ внешний двор имеет четыре входа, символизирующих открытость истины сикхов для всех.

На внешнем дворе, рядом с длинной дорожкой, ведущей во внутреннее святилище, стоит еще одно крытое золотом здание. Это Акал Такхт, политический центр общины, где оглашаются важнейшие постановления, определяющие жизнь сикхов. Построенное шестым гуру, оно свидетельствует о росте

политического и социального сознания народа сикхов, об их стремлении к установлению собственных моральных законов и правил сосуществования с другими группами. Здесь, на территории храма, религия и политика четко разграничены.

Существуют еще четыре основных Такхта (или трона) и множество других влиятельных

храмов, но Амритсар является самым ярким свидетельством единства общественной и религиозной жизни, сформированного сикхской культурой.

Золотой Хром в Амритсаре был построен Арджаном, пятым гуру сикхов, в конце шестнадцатого века.

i
     
  '——~-—^____— -j»
  ^£££Л**•»»< t. *.+^_+_  

Вера сикхов

ает в сикхах чувство исключитель-ти своей веры, в которой как ни дном другом течении индуизма звит конгрегационализм и тесна язь религиозного и общинного са-ознания. Несмотря на столь сильный об-нный аспект, религия сикхов в one своей строго индивидуальна. 16 этом свидетельствуют основные ожения Гуру Грантх. При этом ует иметь в виду, что взгляды I божественное и мирское не могут. втиснуты в строгие рамки догов веры. Догмы сикхизма возни-i скорее как следствие попыток азить человеческое восприятие i в процессе религиозной жизни исков, чем как результат теоло-ских изысканий.

Что верят сикхи

[только люди убеждаются в притвии Бога, они начинают расатривать свою жизнь в ином све!. Каждый верующий осознает, что

ан путами своекорыстия, невева и себялюбия, помноженными

U всепоглощающую страсть к мирским удовольствиям. Словно гипнотические чары материального заслоняют истинную суть жизни от человека, которому мир начинает казаться морем, тянущим его ко дну, почти без надежды на спасение. Иногда даже святые люди могут, при исполнении ими обрядов, испытывать подобное ощущение собственного невежества.

Любовь Бога

Единственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру. Бог, милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение божественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать общество таких, как он сам, и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога. По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Господа в священных стихах, Божественный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смо Всикхских гурдворох добровольцы готовят еду для "свободной кухни", где кормят всех желающих.

Живые религии Востока

гут почувствовать свое единство с Учителем.

Для сикхского образца веры и поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху — подлинный мистицизм любви. Несмотря на то что изначально Бог неопределим, его все же характеризуют такие черты, как милосердие, бессмертие, всемогущество, влияние на ход всего на свете, плохого или хорошего. Бог одинаково присутствует и в червяке. и в слоне.

Настоящее духовное паломничество, происходящее в сердце и уме — в отличие от физического путешествия к святым местам,— это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие словами манмукх и гурмукх, где "ман" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а "гур" означает Бог. Таким образом, в основе понятия пути спасения стоит не человек. но Бог.

Гордыни и эгоизм

Мир и люди в нем подвержены заблуждениям — силе майя — которые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге. Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это явление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь потому, что они подчинены силе хау-майн, гордыне. Только после того как. благословляя имя Бога, человеку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Всевышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эгоизма, ни преодолеть его последствий.

Спасение — это любовный союз с Богом, который возникает в результате духовного общения и преданности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай). человек должен претерпеть несколько перерождений. Процесс переселения души прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Воистину, лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его.

В сердцах тех. кто обрел истинного Гуру преобладают любовь и страстное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности членов хальсы, как простые бытовые. так и почетные, связаны с ним. Убирать в гурдваре. готовить еду. представлять сикхскую общину в мире чужой веры — все эти действия считаются служением.

Стиль и содержание Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое использование метафор. Книга напоминает библейские псалмы. Она не является систематизированным изложением постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу.

"Человек, который потерян в себялюбии, тонет без воды, его ум подобен жабе, а характер - грязи. И все же Бог — это океан, а человек - маленькая рыбка; тот, кто поня.1 это, способен прийти к единению с Богом, это подобно тому, как металл сплавляется с металлом, кипящая вода смешивается с холодной. Этот союз достигается с помощью слова истинного Гуру. Слово Гуру проникает в сердце человека, оно неуничтожимо и обладает силой созидания и разрушения. Когда оно приходит, словно цветок лотоса расцветает в сердце; оно, как корабль, на котором можно пересечь океан существования, заполненный злом. Спящий проснется, а охваченный горячкой охладится до дрожи. Испытавший это чувство почувствует, что не заслуживает его. Это подобно тому, как нечистому ученику Бог протянет свою руку и умоет его. После этого тело перестает быть игрушкой в руках майя и освобождается для служения истинному Гуру".

У сикхов есть множество вариантов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключается в оказании помощи в поиске единения с Богом. Во многих отношениях это очень практичная религия, которая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает ученым стать святыми. Когда в двадцатом веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд ироничных замечаний. Ведь не всегда желания ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения.

Вера сикхов

Личность и общество

Двадцатый век стал свидетелем быстрого расселения сикхов за пределы Пенджаба. В начале века н в короткий период после второй мировой войны много холостяков и семейных мужчин, оставивших дома своих жен. отправились в Америку, Великобританию, Канаду, а также в южную и восточную части Африки. Многим из этих сикхов пришлось в поисках работы в новом для них мире отказаться от тюрбанов и нестриженых волос. В то время сикхских храмов в этих странах почти не было, но невозможность проведения сикхских ритуалов не означала, что люди забыли свою веру.

Сикхи па Западе

Конец шестидесятых годов ознаменовался значительными изменениями в составе групп сикхов, проживающих на Западе. Это было время воссоединения мужей и сыновей со своими детьми и семьями. Дома сикхов перестали быть простыми общежитиями, куда мужчины приходили отоспаться между сменами на работе. Сикхи стали более заметны в социальном плане. Рядом с ними появилось множество женщин, а их многочисленные дети стали посещать школы. В больших индустриальных городах многие здания были превращены в храмы, которые стали не только религиозными, но и общественными центрами. Они во

м помогли адаптации пенджабских женщин к местным условиям.

В 1969 г. в Великобритании было основано Сикхское Миссионерское Общество, в Канаде — Сикхский Исследовательский Центр, аналогичные движения организовывались также в Америке. Постепенно к сикхам приходило осознание их общественной самобытности. Они стали издавать литературу для обучения своих детей истории религии и поощрять их к изучению пенджабского языка. Цель состояла в объединении сикхов и достижении статуса национальной общности. Подобный рост самосознания соответствовал представлению о неразрывности понятия принадлежности к пенджабс

кой народности с сикхским вероисповеданием.

Традиционные обычаи

Некоторые сикхи снова стали отращивать бороды и волосы и носить тюрбаны. Членов хальсы легко отличить по пяти символическим признакам, составляющим так называемое правило пяти "к":

кеш, или неострнженые волосы:

кангха. или гребень для очищения волос;

кара, или металлический браслет:

качх, или особые, до колен нижние брюки;

кирпан, или кинжал.

Иногда прекращали стричь волосы даже дети сикхов, демонстрируя тем самым изменение в отношении к вере у поколения ранних иммигрантов и у тех, кто родился в приютившей их стране и уверен в своем социальном статусе.

Несмотря на то что в новых сикхских общинах произошло много перемен, некоторые традиционно пенджабские обычаи все же остались, например браки по договору. При создании таких семей решение за молодых принимают их родители: жених с невестой могут не иметь возможности выразить свое мнение. Некоторым молодым людям даже нравится, что не нужно решать самим, другие предпочитают выбрать себе спутника по любви, Наиболее важным фактором при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.081 с.)