Молчаливые свидетели прошлого, дошедшие до нас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молчаливые свидетели прошлого, дошедшие до нас



Главная трудность любого подхода к доисторической религии состоит в отсутствии письменных источников информации. Историк, занимающийся тем периодом, обращается к молчаливым свидетелям прошлого, дошедшим до нас: изделиям из кости, строениям из камней, грубым каменным фигурам, рисункам на скалах и т.д. Порою смысл таких свидетельств очень трудно поддается расшифровке. Например, очень трудно сказать. использовалась ли обнаруженная в болоте Данин находка — будь то хорошо сохранившееся тело человека или золотое блюдо — в качестве дароприно-шения или нет. т.к. нет документов того времени, способных пролить свет на то. что происходило в действительности. (Некоторые современные археологи сомневаются в том. была ли религия в Дании и даже Скандинавии в бронзовом веке!) Мы никогда не узнаем достоверно, что думали люди того времени. Однако есть средства приблизиться к пониманию, по крайней мере, некоторых общих идей тех далеких времен. Давайте посмотрим вначале, как можно классифицировать некоторые источники доисторических материалов. Трудность составления такой классификации очевидна: мы не можем знать, имел ли тот или иной предмет человеческого труда, скажем, топор или повозка, ритуальное назначение. Тем не менее возможна следующая систематизация:

• места погребения и погребальные находки:

• собрания приношений:

• изображения божеств, духов и культовых фигур (резные идолы. рельефные изображения. наскальная живопись, рисунки на камнях и т.д.). • остатки строений, связанных с религией: алтари, храмы, основания колонн (столпов).

Археологи обычно указывают, что этот материал можно истолковывать только путем аналогии. Доисторический материал должен помещаться в контексте, который предполагает его первоначальное назначение. Конечно, все выводы основаны лишь на гипотезах. История доисторических исследований рассматривала последовательность интерпретаций. Методы археологической реконструкции стали более тонкими, сравнения с наукой, изучающей народы мира (этнология),— более ограниченными по своему масштабу, а экологические подходы — все боле» решающими. И тем не менее многое из нашего восстановления доисторической религии является лишь догадкой. Почти каждое толкование верований может и должно оспариваться.

"Неграмотные" и "грамотные" религии

Доисторическая эра религии началась, вероятно, около 2 или 3 миллионов лет назад и закончилась примерно за 3 тысячи лет до Рождества Христова. В течение всего этого времени религиозные знания передавались посредством устного слова (верования и мифы) и имитирующего поведения (ритуалы). Это в какой-то степени ограничивало накопление знания. хотя поразительно, как много могут запомнить племенные хранители устных традиций.Во многих доисторических обществах борьба за существование препятствовала росту утонченной религиозной мысли (хотя и есть примеры первобытных обществ, имевших в своем распоряжении большое количество свободного времени). Выделяются некоторые основные различия между представителями "дограмотной" религии и религии "грамотной '. Например, первые ценят повторение мифа и ритуала, вторые развивают догму и могут заниматься сложными размышлениями.

Различная общественная перспектива

Главные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые организуются вокруг перспектив деятельности охотника, рыбака, сборщика плодов, кореньев или первых фермеров. а религии исторические представляют собой мировоззрение развитых цивилизаций, начинавшихся в Египте, Месопотамии и Китае. Иными словами, доисторические религии были уместны в мелкомасштабных племенных обществах, где семья или родственные группы значили больше, нежели любая другая общественная организация и где влияние природных сил было огромным как в ежедневной жизни, так и в религии. Такие примитивные общества существуют еще и сегодня, и можно установить связь между ними и обществами доисторическими.

Охотники, затем фермеры

Древнейшим периодом каменного века был палеолит. В течение этого периода люди были охотниками. собирателями плодов. кореньев и рыбаками. За палеолитом. около 10000 лет до Рождества Христова, наступил неолит. Это было время, когда многие охотники стали превращаться в примитивных фермеров. В последующие тысячелетия из сельского хозяйства тех мест, где культивируемые земли граничили "с пустынями, развилось пастбищное кочевничество (номадизм). Мир фермеров и пастухов сегодня еще с нами. И есть все основания предполагать, что их религиозная практика напоминает практику их доисторических предшественников. Конечно, эти аналогии весьма приблизительны. Экологические, технологические, социальные и исторические различия бросают на их обоснованность большую тень сомнения. Но они все же дают нам определенные ключи к тому, на какой основе нужно строить наши толкования доисторического периода.

До 30 ООО года до Рождества Христова

Крайне сложно сказать, исходя из находок, находящихся в нашем распоряжении, какой тип религии преобладал в течение того долгого периода, который называют ранним, или нижним, палеолитом (до 30 000 года до Рождества Христова). То был период существования долюдс-ких членов семейства рода человеческого — гоминидов. К ранним гоминидам относятся: Australopithecus ajricanus — "южная обезьяна"; Homo habilis (2500000 лет до н.э.) — человек умелый; Homo erect us (l 600000 лет до н.э.) — человек прямоходящий. Homo neanderthaleusis (100000-30000 лет до н.э.) — неандерталец.

Гоминиды, вероятно, родом из Африки: только там найдены самые ранние скелеты и последовательная цепь их видов. Позднее они распространились до Европы (здесь они появились за 1 000000 лет до Рождества Христова) и до Азии: "Пекинский человек" и "Сангиранский человек" в Индонезии были представителями рода человека прямоходящего.

Начала культуры

У нас есть некоторая информация о скромных культурных достижениях раннего человечества. Например, мы знаем, что два с половиной миллиона лет тому назад группы гоминидов пользовались рубилами, скребками и другой каменной утварью, которой они сами придавали определенную форму. Они ввели в практику разделение труда между мужчиной и женщиной, делились пищей. Однако их религиозные представления, если таковые и были, нам неизвестны. Культурные способности в то раннее время были достаточно незрелыми и не выражали ясных религиозных идей, которые могли бы быть распознаны сегодняшними археологами. Не найдены ни погребения, ни рисунки. ни каменные монументы. которые могли бы направить исследования. Однако один уже факт производства орудий труда этими ранними людьми дает основания предполагать, что они обладали определенным творческим умом и, вполне вероятно, имели какую-то форму религиозного верования.

"Пекинский человек"

Многие исследователи, занимающиеся доисторической эпохой, допускают, что пекинский представитель человека прямоходящего. живший около 500000 лет тому назад, имел некоторое представление о религии или магии. В пещере возле Чжоуко-удяна (Вост. Китай) были найдены черепа, проломленные в области затылочного отверстия. дающего некоторый доступ к головному мозгу; мозг словно был извлечен и съеден. Если это так (конечно, мы не можем быть уверенными в этом), то мотивы были или религиозными, или магическими: вряд ли на это пошли ради утоления голода — вокруг там достаточно животных, на которых можно было охотиться. Такой каннибализм, практикуемый современными примитивными обществами, обычно обосновывается получением энергии и силы съедаемого мертвого человека.

Это всего лишь гипотетическое объяснение, и. к сожалению, практически все находки времен нижнего палеолита, поддающиеся религиозному истолкованию, легко подвергнуть тому же сомнению.

Возьмите, например, открытие кругов из черепов мамонтав России и на Украине. Мы знакомы с такими же расположениями черепов в Северной Америке уже в доисторические времена. Здесь кругами располагались черепа бизонов на равнинах. имевших важное значение в богослужении. Однако черепа мамонтов могли служить и в качестве тяжелых предметов для придавления краев их жилищ вместо камней. В некоторых случаях кругами костей обнесены места костров, и тогда об их религиозном предназначении не может быть и речи.

"Неандертальский человек"

Почти все ранние находки, которые могут иметь религиозное значение, связываются с "неандертальским человеком" и с последними 50000 годами нижнего палеолита, так называемым мустьерским периодом.

Неандертальцы хоронили своих покойников с должными церемониями и. кажется, верили в какую-то жизнь после смерти. В пещере Шанидар (Северный Ирак) человек погребен на множестве цветов, сверху накрыт грудою камней. В Туркестане. возле Тешик-Таша, найден погребенный ребенок, окруженный 5 парами рогов горного козла, расположенных кругом. В пещере у Мойте Чир-чео (Италия) найден человеческий череп внутри небольшого круга из камней. Это одно из так называемых "погребений черепов" эпохи палеолита, которые можно найти повсюду.

Часто встречаются могильные дары (например, найденные в Шапель-о-Сенс во Франции). Ближе к концу мустьерского периода мертвых хоронили в согнутом положении, окрашивали красной охрой. Уже эти два факта могут отражать веру в будущую жизнь, возврат в чрево Матери-Земли, в продолжающееся существование в ином мире через красную "кровь". Изучение некоторых современных народов подтверждает эти толкования, но, безусловно, возможны и другие объяснения.

С этого времени мы имеем также свидетельства священных объектов: круглые окаменелости и куски железного колчедана. На одной из круглых окаме-нелостей из Таты (Венгрия) выгравированы 2 линии, формирующие крест. Это могло бы быть первым ясным свидетельством идеи Вселенной, разделенной на 4 части. Такая концепция широко представлена в космологии как Нового, так и Старого Света.

Известняковая фигурка плодородия, обнаруженная в Карпатах, относится примерно к 3500 году до н.э.

Поклонение медведям

Даже в недавнем времени некоторые народы Арктики поклонялись медведям. Вполне возможно, что сходные религиозные верования были представлены в Центральной Европе в мустьер-ский период. Так. в пещере Драхенлох (Швейцария) найдены медвежьи черепа, помещенные в каменный гроб, покрытый каменными плитами. Словно это медвежье погребение. Некоторые авторитетные ученые — Коби, Лерой-Гурхан, Куртен — настаивают на том, что медведи. о которых идет речь, — пещерные звери, умершие естественной смертью в своих зимних логовах, берлогах.

Видимость гробов могла быть результатом обвала свода пещеры. Это очень правдоподобное объяснение, однако "культовое" происхождение медвежьих захоронений выглядит не менее правдоподобным. Находки же в Дордони (Франция) и в Веймаре (Германия) дают основание предполагать, что это преднамеренные захоронения — в данном случае бурых медведей.

Смысл этих "медвежьих похорон" в том. что умерший зверь вернется к жизни или убедит других медведей не бояться смерти от руки охотника при условии, если умерший медведь будет погребен правильно. Образцом для погребения медведей было выбрано погребение людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.008 с.)