Цель и задачи реализации Программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи реализации Программы.



Адаптированная основная

образовательная программа
для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 311 комбинированного вида»

Московского района г.Казани

 

Казань 2015 год.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………...  
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….  
1.1.2 Цель и задачи реализации Программы………………………………………  
1.1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса………...  
1.1.4 Возрастные характеристики контингента детей…………………………….  
1.2 Целевые ориентиры…………………………………………………………...  
1.2.1 Планируемые результаты освоения Программы……………………………  
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………  
2.1 Организация обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР………………………………………………………  
2.1.2 Модель взаимодействия учителя – логопеда.  
2.1.3 Алгоритм логопедической работы в группе для детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………….  
2.1.4 Перспективный тематический план работы учителя-логопеда……………  
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………….  
3.1 Программа, разработанная с учетом регионального компонента………….  
3.1.2 Условия реализации рабочей программы……………………………………  
3.1.3 Учебно-методические средства обучения…………………………………….  

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Адаптированная основная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности МАДОУ № 311 разработана на период 2015 – 2016 учебного года (с 01.09.2015 по 30.06. 2016 года).

 

Возрастные характеристики контингента детей

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим

Недоразвитием речи 6 -7 лет

В фонетико-фонематическом развитии детей 6-7 летнего возраста выявляются несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков.

Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

При углублённом обследовании дошкольников с ФФН, может быть отмечена незначительная задержка формировании грамматического строя речи, которая выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут появляться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью.

У детей наблюдаются аграмматизмы, возникающие вследствие ошибок в согласовании, управлении различных частей речи и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна, также бедность синтаксических конструкций, используемых в самостоятельной речи детей

Все названные затруднения особенно часто встречаются в самостоятельной речи.

Произносительные ошибки детей необходимо оценивать с точки зрения их и значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, в других другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей 6 лет является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия у детей 6-го года жизни наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка по-разному:

- замена звуков более простыми по артикуляции (Так звонкие согласные заменяются глухими, звуки Р и Л - звуками ЛЬ и ЙОТ, С - Ш или Ф и т.д.);

- некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ;

- в других случаях, когда процесс дифференциации звуков ещё не произошел, вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков ребёнок произносит средний, неотчётливый звук, например: мягкий звук ШЬ вместо Ш, вместо С-СЬ, вместо Ч-ТЬ нечто вроде смягчённого Ч и т.п. Наиболее распространённой формой нарушения является искажённое произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает;

- нестабильное использование звуков в разных формах речи.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создаёт условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Целевые ориентиры.

Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ДОУ.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ø Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ø Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ø Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ø Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ø Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ø Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ø Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ø Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ø Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

Ø У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является

· достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

1.2.1 Планируемые результаты освоения Программы:

В подготовительной группе

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

· четко дифференцировать все изученные звуки;

· различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук»,

«глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· производить элементарный звуковой анализ и синтез;

· читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

· отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

· выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании;

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;

грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;

использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.)

владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе на фронтальных занятиях

Направления работы I период (сентябрь, октябрь, первая половина ноября) II период (вторая половина ноября – первая половина февраля) III период (вторая половина февраля – май)
    Произношение Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные - [у], [а], [ау], [и], [о], [ауио], [э], [ы], согласные - [м] - [м'], [н]-[н'],[п]-[п'],[т]-[т'], [к] - [к'], [ф]- [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г'], [х] – [х'] Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.   Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Уточнение правильного произношения поставленных звуков –[л'], [йот], [ы – и], [с]–[с'], [з]–[з'], [с] – [з], [с']–[з'], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [з] –[ш] – [ж] Автоматизация и дифференциация поставленных звуков:[л], [р], [л] –[л'], [р]–[р'], [л'] – [л] – [р]–[р'], [ч], [щ], [ч]–[щ] • в прямых и обрат- ных слогах; • в слогах со стече-нием трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.    
Фонематическое восприятие   Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Знакомство детей с анали- зом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонацион-ных средств выразитель-ности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный» - «согласный» звук.   Определение наличия зву- ка в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных зву-ков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый -мягкий звук» и «глухой -звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости - мягкости ([м]-[м'], [н]- [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] – [в'], [б] - [б'], [г] - [г']); • по глухости - звонкости: [п] - [б], [к] - [г], [т] - [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложе-ний с определенным словом; • анализ двусловногопредложения • анализ предложения с постепенным увеличени- ем количества слов. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соот-ветствующей графи-ческой схеме. Выбор графической схемы к соответст-вующемуслову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количест-вом звуков. Определение после-довательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.    
Развитие речи Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы ро-дительного падежа с предлогом у. Согласование притяжа- тельных местоимений мой, моя, мое с существи- тельными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоя- тельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации дейст-вий. Объединение этих предложений в короткий текст. Закрепление в самостоя- тельной речи навыка: •согласования прилага-тельных с существитель-ными в роде, числе, паде-же и образования относи- тельных прилагательных; • согласования порядко-вых числительных с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрациидейст-вий, картине, вопросам; • распространять предло-жения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворе-ния, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.     Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практи- ческой деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

Г.А. Каше

I ПЕРИОД

Рассказ по сюжетной картинке: - «Вот комната…»

- «Каток»

- «Леня маленький»

- «Помогаем маме»

- «На поляне» («Аня и Оля»)

II ПЕРИОД

III ПЕРИОД

План занятий в подготовительной группе

Третий период.

Занятия по произношению - один-два раза в неделю

По формированию элементарных навыков письма и чтения - три раза в неделю

Неделя обучения Звуки Колич. занятий Буквы Подготовка к звуко-слоговому анализу Развитие речи
25 неделя Закрепление С, З, Ш, Ж Л, Ль,Р, Рь   Ь Анализ слов разного звуко- слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный…). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначительности слов (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения. Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез … (из-под) стола. Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог…); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 1. Связная речь. Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связанно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
26 неделя Ч   Ч
27 неделя Ч, Ть   Ю
28 неделя Ц Ц, С   Ц  
29 неделя Ч, Сь, Ть Ц,С Щ     Ф
30 неделя Щ Щ-Ч   Щ
31 неделя Щ, Ч, Ть Сь, Ть Ц, С, Сь   Ь
32 неделя Повторение пройденного   Ъ  
  Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда      

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

Дети 5 -6 лет

По методике Г.А. Каше

  I ПЕРИОД II ПЕРИОД III ПЕРИОД
Рассказ по сюжетной картинке «Вот комната…» «Леня маленький» «Помогаем маме» «На поляне» («Аня и Оля»)   «Соня и собака» «Испугалась» «Зима» «Котенок» «Коза» «Гуси» «Кот» «Кошка Машка» «Мышонок» «Ежик» «Еж и ежата» «Белый кролик»   «Цыбик» «Лесная лечебница»  
Рассказ по демонстрации «Тома и Толя»    
Рассказ по серии сюжетных картинок   «Лиса и гусята» «Сом» («Кот Васька») «Синичка» «Мишка» «Собака Пушок» «Шалун» «Нашли ежа» «Вороны» «Собака – санитар» «Муравьи» «Доигрались!»   «Собака и вороны» «Просто старушка» «Мячик» «Почта
Рассказы и тексты для заучивания   «Сосна», «Собака», «Сима», «Сад», «Осень»; «Зима», «В саду зимой», «Зимой», «В саду»; «В лесу», «В зоомагазине», «Весна», «Петя и Дина», «Земляника»; «Мишка», «Пушок и Машка»; «Заноза», «Яблоко», «Кукла», «Клумба», «Зима», «Белка», «Умная галка», «Ясли», «Мишка-лакомка»; «Ежик», «Жаба», «В школьном саду», «Тузик и Жулька», «Журка», «Купание медвежат»   «Мячик» «Разбитая чашка» «Очки» «Посылка» «Летом на даче» «Цветы» «Зайцы» «Заяц» «Товарищ» «Роща» «Весной» «Кот и мышка» «Саша и Сережа»
Рассказ для заучивания по серии сюжетных картинок   «Сад на окне» «На льдине» «Лодочка»
Тексты для чтения   «В лесу», «Зима», «Комната», «У дома канава», «Сад», «В саду», «Полкан и зайка», «Во дворе», «Ежик» «Чижик» «Цветник» «Уха» «Коньки» «Школьник» «Весна» «Фабрика» «Щенок» «Роща» «Наша семья»

 

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Темы для изучения.

Месяц Неделя Развитие связной речи Обучение грамоте
Сентябрь 3-4 ПДД: - Транспорт. - Правила поведения на улице и в транспорте. Звуки и буквы У А
Октябрь 1-4 Осень: - Сад-огород. - Осенняя ярмарка. - Лес осенью. - Откуда хлеб пришел?. Звуки и буквы И П О К
Ноябрь 1-2 - Мой город, моя страна. - Моя планета. Звуки и буквы Т, Д
3-4 Народная культура и традиции: - Устное народное творчество России. - Устное народное творчество Татарстана. Звуки и буквы М   Ы

Содержание коррекционно-образовательной работы

Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми слова­ми, словами-антонимами и словами-синонимами.

4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно­сительнымии притяжательными прила­гательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Обучение грамоте.

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами.

2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слоги, слова с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

II ПЕРИОД

(декабрь, январь, февраль, март)

 

Темы для изучения.

Месяц Неделя Развитие связной речи Обучение грамоте
Декабрь 1-2 Зима: - Зимние забавы. - Дикие животные Севера. Звуки и буквы С З
  Международный день инвалидов. Ц
  Новый Год Б
Январь 3-4 Зимой в лесу: - Как звери зимуют. - Зимующие птицы. Звуки и буквы Ф, В Е, Г
Февраль 1-2 В мире сказки (День книги): - Библиотека. - Сказки народов мира. Звуки и буквы Ч Н
  Международный день родного языка. Ш
    Наша армия. День защитника отечества. Ж
Март   Международный женский день. Щ
  2-4 Весна: - Первые признаки весны. - Перелетные птицы. - Труд людей весной. Звуки и буквы Х Л, Ё Р

Содержание коррекционно-образовательной работы

 

Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно­сительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими мораль­ные качества людей; прилагательными с противоположным значением.

4. Пополнение словаря однородными определениями.

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

 

Обучение грамоте.

1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» бук­вы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова, предложения с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» бук­вы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

 

III ПЕРИОД

(апрель, май)

Темы для изучения.

Месяц Неделя Развитие связной речи Обучение грамоте
Апрель 1-2 День космонавтики: - Планеты Солнечной системы. - Герои космоса. Звуки и буквы Я, Й Э
3-4 Профессии: - Профессии в городе. - Профессии на селе. Звуки и буквы Ю Ь, Ъ
Май 1-2 День Победы.   Повторение изученного
  До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! Повторение изученного
  Мониторинг Повторение изученного

Содержание коррекционно-образовательной работы

 

Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, много­значными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и сло­вами-антонимами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилага­тельными с уменьшительными суффиксами, относительными; при­лагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, до­полнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

8. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Обучение грамоте.

1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений.

2. Ознакомление с новыми буквами.

3. Совершенствование умения решать кроссворды, разга­дывать ребусы, читать изографы.

4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно на­печатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

5. Формирование умения правильно называть буквы рус­ского алфавита.

На 2015-2016 учебный год.

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Темы для изучения.

Месяц Неделя Развитие связной речи Развитие звукопроизношения и фонематических представлений
Сентябрь 3-4 ПДД: - Транспорт. - Правила поведения на улице и в транспорте. Звуки У А
Октябрь 1-4 Осень: - Золотая осень. - Овощи-фрукты. - Деревья. - Грибы. Звуки О И Э М
Ноябрь 1-2   - Мой город, моя страна. - Моя планета – Земля.   Звуки П, П' Н,
3-4 Народная культура и традиции: - Устное народное творчество России. - Устное народное творчество Татарстана. Звуки Б – П   Б - П

Содержание коррекционно-образовательной работы

Развитие словаря.

1. Уточнение и расширение запаса представлений и обес­печение перехода от накопленных представлений и пассив­ного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

2. Расширение объема правильно произносимых сущест­вительных — названий предметов, объектов, их частей; назва­ний природных явлений.

3. Обучение группировке предметов по признакам их со­отнесенности и на этой основе развитие понимания обоб­щающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.

4.Расширение глагольного словаря на основе работы по освоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.

5. Обогащение активного словаря относительными прила­гательными со значением соотнесенности с продуктами пита­ния, растениями, материалами.

6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-ан­тонимов.

7. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.

8. Расширение экспрессивной речи притяжательными мес­тоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными на­речиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).

9. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.

Обучение элементам грамоты.

1. Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

2. Ознакомление с буквами.

3. Формирование навыка составления букв из пало­чек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пласти­лина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахожде­нию знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображен­ных букв.

5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов, слов с пройденными буквами.

II ПЕРИОД

(декабрь, январь, февраль, март)

 

Темы для изучения.

Месяц Неделя Развитие связной речи Развитие звукопроизношения и фонематических представлений
Декабрь 1-2 Зима: - Приметы зимы. - Зимние забавы. Звуки В, В' Д, Д'
  Международный день инвалидов. Т, Т'
  Новый Год Д - Т
Январь 3-4 Зимой в лесу. - Дикие животные зимой. - Зимующие птицы. Звуки К, Г Х, Х', С, С'
Февраль 1-2 В мире сказки (День книги): - Сказки о зиме. - Сказочные персонажи. Звуки З, З' Ц
  Международный день родного языка. Ш
    Наша армия. День защитника отечества. С – З, С' - З'
Март   Международный женский день. С - Ш
  2-4 Весна: - Ранняя весна. - Перелетные птицы. - Труд людей весной. Звуки Ж З – Ж Ш - Ж

Содержание коррекционно-образ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.158 с.)