Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний



Приложение: Общий опросник

ф.И.0.____________№.

Дата_

Тело/ощущения: вопросы к первой сфере переработки конфликтов

1) Какие физические недуги Вас беспокоят, каких органов ка­саются Ваши жалобы?

2) Как Вы расцениваете Ваш внешний вид?

3) Воспринимаете ли Вы свое тело как врага или как друга?

4) Важно ли для Вас, чтобы Ваш партнер хорошо выглядел?

5) Какое из пяти ощущений Вы наделяете наибольшим значе­нием?

6) Какие микротравмы (актуальные способности) играют роль для возникновения гнева, страха или радости? По какому органу ударяет Вас страх?

7) Как реагирует Ваш партнер/Ваша семья, когда Вы боль­ны? Как Вы ведете себя, когда болен Ваш партнер?

8) Много или мало времени нужно Вам для сна?

9) Задумываетесь ли Вы перед сном о прошедшем и наступаю­щем дне? Какое влияние оказывают заболевания на Ваше восприятие жизни и Ваше отношение к будущему?

10) Довольны ли Вы своей сексуальной жизнью?

11) Уделяет (л) ли кто-нибудь в Вашей семье большое внима­ние хорошему внешнему виду, занятиям спортом и физи­ческому здоровью? Занимаетесь ли Вы и Ваш партнер спортом?

12) Кто был с Вами нежен, целовал и ласкал Вас, когда Вы были ребенком?

13) Какое значение имеет для Вас нежность сегодня? Ощущае­те ли Вы недостаток нежности?

14) Придавалось ли в Вашем доме большое значение вкусной и полноценной пище?

15) Какое значение имеет для Вас курение? Как Вы реагируете, когда Ваш партнер курит? Можете ли Вы открыто выска­зать свое мнение?

16) Какое значение имеет алкоголь для Вас, Вашего партнера и Вашей семьи?

17) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, какой эффект и какие побочные действия возможны?

18) Какое значение имеют для Вас и Вашей семьи лекарства?

19) Как реагировали Ваши родители, когда Вы играли со своим собственным телом (например, сосание пальцев, мастурба­ция)?

20) Как Вас наказывали (били, ругали, лишали еды, лишали нежности и ласки и т.д.)?

з*

Профессия/деятельность: вопросы ко второй сфере переработки конфликтов

21) Довольны ли Вы своей профессией? Чем бы Вы охотно хо­тели заниматься? Какая деятельность дается Вам с трудом? Какие актуальные способности задействованы?

22) Важно ли для Вас всегда добиваться успеха в Вашей дея­тельности?

23) В чем заключаются Ваши главные интересы (физическая, интеллектуальная, художественная деятельность, руково­дящая работа и т д.)?

24) Когда Вы судите о человеке насколько важны для Вас его интеллигентность и социальный престиж?

25) Нормально ли Вы чувствуете себя, когда Вам вдруг нечего делать?

26) Легко ли Вам признавать достижения других (партнера, детей, коллег)?

27) Придавали ли Ваши родители особое значение трудолюбию и деятельности? Говорили ли Вам Ваши родители, почему Вы что-то должны делать? Хвалили ли Вас за успехи и как? Наказывали ли Вас, если Вы делали ошибки?

28) Какие переживания типичны для Ваших школьных лет?

Контакты: вопросы к третьей сфере переработки конфликтов

29) Считаете ли Вы себя общительным?

30) Как Вы чувствуете себя в многолюдном обществе"?

31) С какими людьми Вам легко или трудно установить кон­такт?

32) Что, как правило, является для Вас поводом отказаться от приглашения гостей" не хватает времени, прием стоит денег; некоторых гостей приходится долго ждать, считаете, что не можете достаточно хорошо встретить гостей (нечего предложить из еды); Вы устали от работы и хотите, нако­нец, отдохнуть.

33) Как часто Вы улыбаетесь своим коллегам по работе?

34) Как часто Вы ходите в кино, с кем?

35) Как часто Вы бываете у родителей, братьев и сестер, родст­венников и друзей или же приглашаете их к себе? Каковы Ваши отношения и отношения Вашего партнера со своими родителями и родителями партнера?

36) Обращаете ли Вы особое внимание на то, что скажут или могут подумать «люди»? Каких актуальных способностей это касается (например, бережливость, аккуратность)?

37) Кто из Вас, Вы или Ваш партнер, более общителен?

38) Кто из Ваших родителей был более общительным?

39) Когда к Вашим родителям приходили гости, разрешалось ли Вам присутствовать и участвовать в разговорах?

40) Когда Вы были ребенком, у Вас было много друзей или Вы были изолированы?

41) К кому Вы могли или можете обратиться, когда у Вас были или есть проблемы и желания?'

42) Ценили ли Ваши родители особо «хорошие манеры» и веж­ливость?

фантазии/будущее: вопросы к четвертой сфере переработки конфликтов

43) Часто ли возникают у Вас и/или у Вашего партнера хоро­шие идеи? Кто из Вас уделяет больше внимания фантазии? Считаете ли Вы себя пессимистом или оптимистом?

44) Как часто Вы и Ваш партнер смеетесь"? Когда Вы в послед­ний раз плакали"?

45) Чему посвящены Ваши фантазии телу (пища, сексуаль­ность, сон, спорт, уход за телом), профессии (успехи, не­удачи), общению с другими людьми, будущему (желание, утопии, мировоззрение, религия)?

46) Охотно ли Вы предаетесь воспоминаниям? Задумываетесь ли Вы о будущем"? Охотно ли Вы читаете фантастику?

47) Какие качества Вашего партнера имеют наибольшее значе­ние в Ваших фантазиях? Какие актуальные способности значимы"?

48) Задумываетесь ли Вы иногда, какой бы могла быть жизнь с другим партнером, что бы было, если бы у Вас была другая профессия?

49) Если бы Вы на неделю могли поменяться местами с кем-ни­будь? С кем бы Вы поменялись? Почему? Если бы Вы на один день стали невидимы, как бы Вы использовали это время"?

50) Как Вы относитесь к искусству (живопись, музыка, литера­тура)? Рисуете ли Вы сами? Что Вы изображаете на своих картинах"?

51) Кто из Ваших родителей уделял больше внимания религи­озным и мировоззренческим вопросам? Разделяли ли Ваши родители одно мнение в этих вопросах? Были ли у Ваших родителей трудности во взаимоотношениях с их окружени­ем, связанные с их религиозными или мировоззренческими позициями?

52) Кто из Ваших родителей молился? Кто молился вместе с Вами? Кто интересовался татсими вопросами, как жизнь после смерти, смысл бытия, сущность Бога и т.д.? Какое значение имеют эти вопросы для Вас?

53) Какое представление имели Вы, будучи ребенком, о рели­гиозных и общественно-политических событиях? Какое

влияние оказывают Ваши религиозная и мировоззренчес­кая позиции на воспитание детей, выбор партнера и отно-j шения к окружающим людям? |

54) Какова была цель жизни Ваших родителей? Какова Ваша цель? |

55) Как Вы относитесь к представителям другой веры и других | мировоззренческих убеждений? j

56) Верите ли Вы в жизнь после смерти? Если да: как Вы eej себе представляете? Как часто Вы ходите на кладбище? |

57) Что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало проблем? Как| бы Вы стали тогда жить? Каковы Ваши цели на ближайшие | 3—5 лет (месяцев, недель, дней)?

Пять ступеней позитивной психотерапии (практическая часть)

Пятиступенчатая позитивная психотерапия является терапев­тической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвяза­ны с семейной терапией и самопомощью. В рамках индивиду­альной, семейной и/или групповой терапии пациент посте­пенно приобретает навыки самопомощи согласно девизу:

«Если тебе нужна рука помощи, поищи ее на конце собствен­ной руки».

Эти пять ступеней:

/ ) наблюдение/дистанцирование;

2) инвентаризация;

3) ситуативное ободрение;

4) вербализация;

5) расширение системы целей.

Пять ступеней - показательная модель того, как могут взаимо­действовать различные психотерапевтические направления. Могут быть привлечены гештальттерапевтические, поведенчес­кие, глубиннопсихологические, психосоматические, гипнотера-иевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Пять ступеней имеют три функции.

Е) Психосоматика и семья

Отличительная черта многих психосоматических больных — это отрицание конфликтов, что проявляется и игнорированием семейных конфликтов. Встает задача от одного психосомати­ческого симптома прийти к лежащим в его основе психосоци­альным конфликтам и от них — к переработке конфликтов.. Введение в терапию — 4 сферы переработки конфликтов. Они предлагаются уже потому, что психосоматические больные обычно начинают с предъявления своих симптомов. От форм переработки конфликтов мы переходим к микротравмам (акту­альные способности — ДАО). Только затем мы обращаемся к базовому конфликту в форме моделей для подражания. Ключе­вую роль играет позитивное толкование симптомов, которое в лучшем случае исходит от пациента. Значение, которое имеет его болезнь в его жизни, он сам часто знает лучше всех. В зави­симости от ситуации пациент может сыграть активную роль в пяти ступенях самопомощи.

И) Группы самопомощи

Технически приемлемо все то, что мы говорили о групповой психотерапии. Правда, в группе самопомощи акцент делается на актуальные конфликты. При этом существенным является самопознание, восприимчивость собственных концепций и чувств. Таким образом, члены групп самопомощи на основе техник позитивной семейной терапии познают свои собственные концепции и учатся видеть их относительность внутри группы при помощи транскультурных междисциплинарных примеров. Группа самопомощи действует в четырех направлениях:

1) отношения врач—больной, учитель—ученик, юрист—кли­ент и т.д.;

2) отношение врачей (юристов, учителей и т.д.) к своим колле­гам и отсюда — возможность междисциплинарного сотруд­ничества;

3) отношение участников к своим собственным семьям;

4) отношение участников к мировоззренческим вопросам, их жизненная философия и религия.

Эта форма групп самопомощи задумана как шаг ко всеобъ­емлющей «объединяющей психологии», в которой возможно со­трудничество представителей различных специальностей, при­нятие во внимание психологических аспектов и реализация че­ловеком своей способности к самопомощи.

Рис.10.

Четыре формы переработки кон­фликтов как проявление акценти­рования и сверхдифференциации

Четыре формы переработки кон­фликтов как отражение сфер, ос­тающихся в тени

Эта схема представляет типичную форму подверженности кон­фликтам, которая объяснима с точки зрения индивидуального развития при помощи четырех моделей для подражания и содер­жательно описывается в дифференциально-аналитическом опрос-нике (Peseschkian, 1977, S 70) Эти функциональные взаимоот­ношения моделей могут быть наглядно продемонстрированы на конкретном примере Бизнесмен 34 лет, который прежде всего стремился сохранить импозантность, после многолетних попыток

лечения у других психотерапевтов попал на прием ко мне. Он жач ловался на функциональные сердечные расстройства, повторяют щиеся боли в желудке и чувство страха, который был прежд^ всего страхом перед неудачей. До сих пор терапия затрагивала прежде всего психосоматическую переработку и связанную с про^ фессиональной деятельностью проблематику достижения. в1. русле представленной модели мы расширили терапевтический] спектр: на первом месте в проблематике находилась деятельность! как форма переработки конфликтов. Его жизнь, сколько он себя] помнил, строилась вокруг достижений. Идеальный образ, создан-1 ныи им для самого себя, определялся понятиями успеха, активно'] го, требовательного и бескомпромиссного бытия. Это нарцисси<| ческое желание неоспоримого совершенства шло рука об руку с| глубоким страхом оказаться несостоятельным При заполнении! опросника отрицательное значение в репертуаре его возможное-1 теи по переработке конфликтов имели сферы тела, контактов и| фантазий. Несмотря на то что это внесло большой вклад в дина" мику его конфликта, пациент этого не осознавал. Они как бы на-1 ходились на окраине его действительности и не представляли ин­тереса; они были недостаточно развиты и порождали в свою оче-| редь тревогу Это можно объяснить с точки зрения моделей для| подражания, которые описывают пережитые в детстве семейные | отношения. Они проявились как страхи и чувство утраты. Дости­жение было перенято в качестве направляющего стимула. В отно­шении проблематики достижения для пациента как бы произошло 1 слияние с образом его отца. Напротив, дефицитарные сферы'' стали оказывать влияние на потенциал потребностей пациента, который — подходя теологически — проявился в возникновении симптомов. Оба родителя больного были трудолюбивы и активны и внушили ему, что эмоциональное удовлетворение можно полу­чить только в активности и достижениях. Контакты семьи были значительно ограничены. Если они выходили за пределы семьи, то это были производственные контакты. Прочее общение было «глупой затеей» или избегалось вследствие опасений возможного соперничества При этом идеальным образом служило представ­ление о таком товарище, который мог бы бескорыстно помочь на­шему больному, если бы у него возникли сложности на работе или он вдруг не смог чего-то добиться. В то же время он критичес­ки относился к этому идеальному образу, поскольку все-таки та­кого не существовало, и прежде всего потому, что он боялся, будто в результате его привязанности к другим людям сможет по- страдать его независимость и бескомпромиссность

Достижение было нарциссически компенсаторно гипертро-фировано. Оно было той сферой, в которой пациент мог реали­зовывать свои желания и представления согласно с концепцией грандиозного Я. В отношении собственного организма, межлич­ностных контактов и фантазий, которые не соприкасались со сферой достижения, сформировалась при этом неудовлетворен­ная потребность В этих областях он был особенно уязвим.

Для своей защиты в воображении он создал себе грандиоз­ного друга, который никогда не смог бы его разочаровать и ко­торый — «как хороший отец» — смог бы вынести, если боль­ной оказался бы несостоятельным и слабым в своей деятельнос­ти В то же время эта фантазия отвергалась как нереалистич­ная, и он отказывался от усилий построить реальные устойчи­вые отношения. Наконец, никто уже не мог соответствовать его вымышленному идеалу и оправдать его ожиданий.

Из актуальных способностей на первом плане стоят дея­тельность, бережливость, аккуратность, пунктуальность и обязательность. Они обнаруживаются в концепциях, которые проявляются в его жизненном стиле, которые он называл свои­ми мотивами и в которых складывалось его восприятие.

Конфликтная ситуация может, таким образом, быть пред­ставлена так, как на рис. 11.

Формы переработки конфликта (гипертро­фированные сферы) 4 измерения иде (развитие Я и с концепций) валов оциа; льны х Формы перерабс конфликтов (нег режитые сферы) этки lie-
    Я             тело    
/\. ^^ l^^J деятельность \/^ ПРА МЫ С^ МЬ > I ты     /^ Фантазии п»\ будущее \^\ ^ контакта > ы
Преобладание деятель­ности (страх отказа) Актуальные способности я мать отец (Страх потери объекта)    
    трудолюбие/ деятельность ++ ++ ++        
    бережливость + + +        
    аккуратность + + +        
    пунктуальность +++ + +++        
    надежность + + +        
    контакты Актуальные спосс эбнос ти из ДАО        

 

Рис. 11 Возможная форма переработки конфликтов

Терапевтическая стратегия была направлена в первую очередь на неразвитые сферы, которые могли быть заново переработа­ны с точки зрения перевоспитания (расширение цели в отноше­нии к своему телу, межличностным контактам и воображению).

Параллельно с этим проводился анализ гипертрофирован­ных жизненных областей, причины чего были разъяснены па­циенту (Peseschkian, 1977, S.176-179).

Б. Сообщение для экспертов

/. Спонтанные сведения (комментарии)

«Последние 8 месяцев я постоянно плохо сплю, это связано чувством страха и желудочными расстройствами. Затем в тече­ние дня я страдаю головными болями. С тех пор как на пред»-' приятии произошла реорганизация, я стал сомневаться в том, что смогу соответствовать поставленным требованиям. Я дли­тельное время испытываю чувство, что уволен, и поэтому так волнуюсь, что чаще вступаю в конфликты с коллегами. От этих переживаний я сдаю гораздо быстрее, чем когда бы то ни было. И дома у меня тоже не все гладко. Прежде всего меня глубоко задело то, что мой сын остался на второй год. Мое сегодняшнее состояние приводит меня в отчаяние. Я чувствую себя неблаго-1 получно и тоскливо, мне кажется, что всё бессмысленно. Вслед-1 ствие этих расстройств я недавно посетил терапевта. Он мне по-;

советовал пройти курс психотерапевтического лечения» (Сооб-, щение пациента в первом интервью). |

2. Описание жизненного пути

а) Семейный анамнез: матери больного 62 года, секретарша, здоровье соответствует возрасту. Отец был столяром и умер два года назад в возрасте 62 лет. У него был апоплексический удар. Брак родителей был браком по расчету и с точки зрения паци­ента не был благополучен. Отец часто изменял матери и был абсолютным патриархом. У пациента есть два брата (на 4 и 3 года моложе его), отношения с ними сдержанные. Как стар­ший, он всегда был ответствен за младших братьев и служил им примером.

6) Физическое развитие: пре-, пери- и постнатальное развитие без особенностей. Ходить начал в 15 мес, говорить — в 20. Дет­ские болезни: корь, коклюш, паротит. В 29 лет операция (грыжа пищеводного отверстия диафрагмы). Три года назад появились желудочные расстройства. Лечения не проводилось.

в) Психическое развитие: пациент уже с раннего возраста был опрятным (точные данные о воспитании аккуратности не могут быть получены), однако в последующем какое-то время он страдал энурезом. Много времени ему уделяла бабушка. Мать он описывает как мягкую и решительную женщину («Она была настоящей брюзгой, все должно было быть в чистоте. Лучше было не приводить в дом много друзей, ведь они оставляют бес­порядок, а для матери это всегда было утомительным»). Воспи­тание, которое отражает первичную социальную среду пациен­та, характеризуется акцентированием вторичных способностей, при одновременной тенденции к наивным первичным способ-

ностям с их предрасположением к эмоциональной зависимости (ср.: Aktualfahigkeiten («Актуальные способности»), Ре-seschkian, 1974, S.49—104). Эти противоречивые тенденции, которые оказали сильное влияние на пациента как конфликт между личной автономностью и зависимостью, привели к кон­фликту и чувству вины, мотивация которых была частично вы­теснена. Отец был требовательным и часто бил его. Особо це­нил отец такие нормы поведения, как «успех», «усердие», «по­рядок», «бережливость», «справедливость» и «пунктуаль­ность». Со своими друзьями он был обычно уступчивым. В сек­суальной области пациент не был просвещен своими родителя- • ми. В своих сексуальных познаниях он был предоставлен само­му себе и информации друзей. Он рассказывает о стеснитель­ности по отношению к противоположному полу. Ситуация вос­питания: двойная привязанность. Это произошло в результате того, что родительская авторитарность усиливалась выражен­ной церковной ориентацией воспитания и впитывалась пациен­том как ограничивающее Сверх-Я. Он противостоял навязывае­мому матерью Я-идеалу (должен был стать учителем или свя­щенником).

г) Социальное развитие: 34-летний бизнесмен, диплом — про­мышленное хозяйство, женат 8 лет. Супруге 32 года, она слу­жащая, два сына (7 и 5 лет). Больной — евангелист, его же­на — католичка, дети — евангелисты. Уже в возрасте 5 лет па­циент пошел в школу. Он был хорошим учеником; посещал гимназию со специальным производственным образованием. Го­сударственный экзамен в 1982 г., с 1985 г. он работает на фирме своего дяди, достаточно быстро принял руководство фирмой. Он хотел бы получить другую профессию, однако отец и дядя этого не допустили. Три года назад фирма дяди была значительно преобразована, с тех пор дело пошло под гору. К тому же у больного стали часто возникать супружеские неурядицы (проблема времени, мировоззренческие разногласия и т.д.). Указаний на наследственную патологию нет.

Диагноз

Речь идет о патологической реакции горя и значительных стра­даниях: депрессивно-тревожное развитие с функциональными психосоматическими нарушениями при навязчиво-депрессивной

ill

структуре личности. Актуальная конфликтная ситуация закл! чается — в сочетании с профессиональной перегрузкой и парт­нерскими трудностями — в проблеме самоценности. Базовым конфликтом являются амбивалентные отношения отец—сын, которые актуализировались со смертью отца. Основная симпто­матика представлена тревогой, депрессией и желудочными рас­стройствами.

План лечения и цель терапии

Планируется 50-часовое индивидуальное лечение с использова-1 нием глубиннопсихологических методов, индивидуальное лече- \ ние 875, более 50 мин с частотой 1—2 сеанса в неделю для про-1 тиводействия склонности к регрессии. Конфликтцентрирован-1 ная терапия должна быть сначала направлена на переработку | патологической реакции горя; прежде всего больной должен ра-, зобраться со своими амбивалентными чувствами и потребностя­ми. Терапевтические отношения могут помочь ему освободиться :

от невротических противоречий с отцом и обогатить сферу от­ношений. Аналогичным образом пациент должен осознать свои амбивалентные ощущения и желания в партнерских отношени-, ях, благодаря чему он сможет переоценить их и приобрести ориентирующую помощь в нахождении Ты. Существенной ка­жется мне конфронтация с дефицитарными сферами тела, об­щения и будущего/смысла, для того чтобы дать больному воз­можность найти свой собственный интегрирующий потребности образ и свою Я-идентичность. В терапевтическом переносе в ко­нечном счете особый акцент будет сделан на том, чтобы при по­мощи позитивных толкований, уважения и ситуативного обод­рения усилить все попытки самостоятельного решения жизнен­ных проблем и переработать провоцируемый демонстрацией регрессивной беспомощности директивный контрперенос.

Прогноз

У пациента есть свой взгляд на заболевание. Он готов к сотруд­ничеству. Внутренняя и внешняя мотивация удовлетворитель­ная. Пациент пунктуально и регулярно посещает сеансы психо­терапии. Он в состоянии принять предложение по дифференци-ровке, старается пересмотреть привычные установки ежеднев­ной жизни. Склонность к быстрому разочарованию и пессимиз­му, беспомощность может быть очень хорошо устранена при по­мощи обращения к интактным сферам Я и позитивных интер­претаций. В отношении преморбидной личности пациента, вне­запных приступов болезни, переживания горя, учитывая воз­раст пациента, можно сделать удовлетворительный прогноз. Переструктурирование личности не является целью лечения и будет осуществляться только в том случае, если это будет необ­ходимо для устранения симптоматики.

В. Общее заключение терапевта на промежуточном этапе

а) Основное диагностическое заключение служит выбору тера­певтической стратегии: какое лечение наиболее подходит для конкретного больного с учетом его личностных особенностей, его своеобразной конфликтной ситуации, его мотивации к пси­хотерапии, готовностью и способностью к сотрудничеству? В принципе, выбирать следует техники всех психотерапевтичес­ких методов, эффективность которых доказана научно или, как минимум, оправдала себя на практике. Эти техники использу­ются в рамках пятиступенчатого позитивного процесса.

б) Затраты и возможности психотерапии взаимно уравновеши­ваются. Не каждый пациент нуждается в массивной, длящейся годами психотерапии: одним необходима длительная поддерж­ка терапевта, другим часто, наоборот, бывает достаточно отно­сительно короткого курса лечения, даже просто терапевтичес­кого толчка, который может дать, например, первое интервью.

в) Прогностические размышления необходимы, чтобы средства лечения поставить в соответствие с достижимой целью лечения. Это может быть выздоровление, полная ремиссия симптомов и устойчивость в новых конфликтных ситуациях; она может ог­раничиваться также социальной ремиссией, которую лечение обеспечивает пациенту, позволяя ему в дальнейшем комфортно чувствовать себя в своем социальном окружении. Цель лечения может сводиться также к уменьшению страданий больного, даже к примирению его со своей неизменной, с точки зрения науки, судьбой. Таким образом, психотерапия имеет смысл и у тяжелобольных пациентов.

Вывод: диагноз является не самоцелью, а средством продемон­стрировать научное самодовольство или попыткой увидеть точ­ность там, где могут быть сделаны лишь предположения. Зада­чу диагноза мы в большей степени видим в том, чтобы дать пер­вичное заключение о последующих оптимальных методах.

Содержательная модель

Я использовал эту модель, потому что она помогла мне увидеть потенциальные способности и решения конфликтов не просто в диффузно-абстрактной форме, а заставила дифференцировать и конкретизировать их (ср. «4 формы переработки конфлик­тов», ч.1, гл.3, рис.5): болевая симптоматика означает прежде всего, что пациентка реагировала своим телом — даже всем своим телом. Сообщение, что у нее может быть рассеянный склероз (PC), конкретизировало уже тревожившие ее неясные страхи и поставило больную перед лицом неожиданного и неиз­вестного. В связи с тем что болезнь поставила под вопрос ее бу­дущее, она начала этим заниматься. Если в этой фазе шока про­будившиеся страхи не могли проникнуть в ее переживания, то в последующее время она отреагировала весьма эмоционально и сделала это так, как позволяли ей ее личные силы: она замкну­лась в себе, стала в буквальном смысле слова переносить проис­ходящее с ней, пытаясь взят& все трудности на себя и избавить от них свою семью (контакты)^. Она поистине могла «страдать не жалуясь».

Во время критического периода, в зависимости от пребыва­ния в больнице, она регулярно ходила на работу (деятель-

ность) и вела хозяйство, ухаживая за мужем и двумя детьми. Кроме того, она воспользовалась еще одной своей способнос­тью, чтобы чувствовать себя увереннее: своим разумом. Она хо­дила к врачу, обследовалась по всем правилам медицины, про­читала в специальной книге, что такое PC и какое течение он может принимать, воображала себе разные неопределенные си­туации, в которые она попадает из-за своей болезни.

Определение

Под нервной анорексией, или пубертатньш похуданием, пони­мают значительную потерю массы тела вследствие отказа от еды и/или хронической рвоты. Заболевание возникает обычно в пубертатном возрасте и почти исключительно у девушек.

В классификации болезней DSM-III-R (1989) Американской Психиатрической ассоциации для распознавания клинической картины булимии установлены следующие диагностические критерии:

1) повторяющиеся приступы булимии (потребление большого количества пищи за короткие промежутки времени, обычно менее чем за 2ч);

2) как минимум три из следующих симптомов: а) потребление высококалорийной, легкоусвояемой пищи во время присту­пов булимии; б) беспорядочная еда «всего подряд» во время приступа булимии; в) окончание приступа булимии возник­новением абдоминальных расстройств, сном, самостоятель­но вызванной рвотой или расстройствами в результате пос­ледней; г) повторные попытки сбросить вес при помощи строгой диеты, специально вызываемой рвоты и применения слабительных или диуретиков; д) частые колебания в весе с разницей более чем в 5 кг, обусловленные голоданием или избыточным потреблением пищи;

3) нарушение пищевого поведения осознается; одновременно возникает страх потерять над ним контроль;

4) депрессивное настроение и самообесценивающие мысли пос­ле приступов булимии;

5) эпизоды булимии возникают не в рамках нервной анорексии или вследствие известного соматического заболевания.

Симптоматика

Ранние симптомы анорексии проявляются часто необычными изменениями в поведении: в отношениях с окружающими могут появиться замкнутость и стремление к изоляции; к определен-

 

Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний

ЯTMTepaпeвтачecкотo "^шательства в позитивной психоте-S ТочТ^76^""" является пятиэт^™ стратегия ле.

=Jc°^HO^^^^^^^^^

так и из имеющихся в то же время способностей чел^Й S

терапии формулируются индивидуально, их содержанГе опое деляется следующими моментами: Р^ние опре

а) Позитивный процесс

нос^ ^ается "опытка не упустить из внимания все возмож­ности, как расстройства, так и способностей Так напоимеп чя

S^0^0^' какие "Р^УЩества имее?застенчивость? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит ^я

меня тот факт, что я боюсь или у меня депрессия? для

МИКРОТРАВМЫ

ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ

                       
    —> АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ        
                <——    

 

Дифференциально аиачитиче^кий опросиик (ДАО) Актуальные способности базовые способности

СПОСОБНОСТЬ К ПОЗПА» СПОСОБН нию-> ОСТИ ВТОРИЧНЫЕ СПОСОБНОСТЬ сп< К ЛЮБВИ -* ОСОБНОСТИ ПЕРВИЧНЫЕ
        пунктуальность я     любовь
тело/ощуигеция -Л. фанталияд/ ^деятель будущее *t /*доьгиж \г ность eii не ЧИСТОП 'ЮТНОСТЬ аккуратность послушание вежливость честность родители/ ПРА МЫ ./\ родители С/ и религия ^\. / V /дети , ТЫ в родители ' между собой образец для подражания терпение время контакты
контакты     верность МЫ     сексуальность
        справедливость усердие/дея тельность родится окружающи н и и мир доверие надежда
4 формы переработки конфл ИКТОВ бережливость обязательность 4 модели для п эдражання вера сомнение
        точность         уверенность
        совестливость         цельность
          обратная СВЯЗЬ |
                       
ПРЯМОТА             УЧТИ вость

 

^

ЦНС +ПНС

^

i

ЦНС +ПНС

^

ГОРМОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА '

^

/'НЕЙРОПЕПТИДЫ^

^1 гормоны

\ТРАНСМИТТЕРЫу

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Рис. 2. Модель конфликта в позитивной психотерапии

И заболевавия могут интерпретироваться позитивно:

Агрессивность: способность'реагировать на что-либо спон­танно, эмоционально и расторможенно.

Алкоголизм: способность с помощью алкоголя временно сде­лать конфликт переносимым.

Амбивалентность: способность не принимать окончательно­го решения.

Депрессия: способность реагировать на конфликты с глубо­кой эмоциональностью.

Застенчивость: способность сдерживать себя и действовать по своему убеждению: если я не буду подвергать себя опаснос­ти, то мне нечего будет бояться быть задетым.

Инфаркт миокарда: способность принимать близко к серд­цу нагрузки и факторы риска.

Клептомания: способность находить что-то, прежде чем другой это потеряет.

Лень: способность избегать требований достижения.

Мазохизм: способность дать возможность партнеру наслаж­даться.

Мания: способность испытывать «море по колено», себя самого ощущать всемогущим и не обращать внимания на мело­чи жизни.

Нарушение потенции: способность отстраниться от кон­фликтной сферы сексуальности.

Нарциссизм: способность любить самого себя и переживать свои собственные мнимые слабости позитивно.

Невроз навязчивых состояний: способность осуществлять что-либо с чрезвычайной точностью, добросовестностью, пунк­туальностью и последовательностью (ср.: ч.II, гл.1—39, Ре-seschkian, 1983, S.139-180).

Нервная анорексия: способность обходиться малыми средст­вами. Способность разделить тяготы мирового голода.

Ночное недержание мочи (энурез): способность плакать ниж­ней половиной тела.

Ожирение: способность доставлять удовольствие и воспол­нять дефицит, внимания при помощи еды. Акцентирование ощу­щений, таких как вкус, эстетика блюд, широта взглядов в отно­шении продуктов питания.

Паранойя: способность видеть себя центром мира и его тай­ных сил.

Преждевременная эякуляция: способность быстро достигать цели.

Психосоматические симптомы: способность языком орга­нов говорить о том, что в данный момент нет других средств справиться с конфликтом.

Распущенность: способность игнорировать принятые нормы или противостоять им.

Ревность: способность любить без того, чтобы своим поведе­нием заслуживать любовь к себе.

Садизм: способность принимать активную роль.

Страх одиночества: потребность быть в обществе других людей.

Стресс: способность и приспособление организма к новой ситуации могут в этом смысле быть названы стрессом.

У прямство: способность сказать нет.

Фиксация: способность придерживаться твердых установок и поведения.

Фригидность: способность сказать «нет» своим телом.

Шизофрения: способность отделить невыносимые сферы своего Я и заменить неудовлетворяющий окружающий мир фантастическим внутренним миром.

Экзистенциальная тревога: способность готовиться к буду­щему и не поддаваться иллюзии безопасности.

б) Содержательный процесс

Зачастую к заболеваниям ведут не большие события, а постоян­но повторяющиеся маленькие душевные травмы, которые в конце концов формируют характер, особенно восприимчивый к отдельным конфликтам. Если, например, мать изо дня в день ругает ребенка за неаккуратность, это не помогает им обоим. В этом случае матери следовало бы разобраться, как формиру­ется поведение ее ребенка в отношении поддержания порядка, было бы проще ей осознать, что существуют различные точки зрения на аккуратность. Для ребенка в свою очередь было бы лучше, если бы его не только критиковали, но и объяснили и показали, чего от него хотели бы.

Вот другой пример: человек, который усвоил, что он только тогда чего-то стоит, когда чего-то добивается, достигает личных и профессиональных успехов, вдруг ощущает себя абсолютно подавленным и ничтожным, если сразу не справляется с постав­ленной перед ним задачей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.11 с.)