Учебные и воспитательные цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные и воспитательные цели



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

Тема №7 Негативные и опасных факторы социально - бытового характера, их виды, причины и последствия.

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой

анестезиологии и реаниматологии,

медицины катастроф

А.Ж.БАЯЛИЕВА

«__»_____________2012 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Тема №7. Негативные и опасных факторы социально - бытового характера, их виды, причины и последствия.

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения возникновения возможных негативных и опасных факторов социально – бытового характера. Дать понятия об основных принципах эвакуации. Изучить правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей.

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях социально-бытового характера. Сформировать знания о правилах обращения с бытовыми приборами и электроинструментами. Сформировать умение организовать работу по предотвращению паники и панических настроений.

ВРЕМЯ - 2 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - семинар

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Учебная литература

1. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Выпуск 3.

Бытовая безопасность. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л., г. Калуга, 2000 г.

2.Выживание в городе. Выживание на море. Яцек Е. Палкевич. Москва. «Карвет», 1992 г.

3. Внимание! Экстремальная ситуация!!! Приложение к журналу «SOS», 1 –1997 г. Вып. 1 УМЦ МЧС РТ.

4. Журнал ОБЖ №8/2004 г.

5. Журнал ОБЖ №6/2005 г.

6. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под редакцией С.К. Шойгу.

7. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие для занятий с населением / Под общ.ред.Г.Н.Кириллова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

8. Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации и конспекты лекций / Под общ.ред.Н.А.Крючка.- М.:Институт риска и безопасности, 2006.

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Конституция Российской Федерации от 2 декабря 1993 года (с изменением от 25.03.2004).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004 г., № 206 от 04.12.2006 г., от 30.10.07).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

4. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года.

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 841 от 2 ноября 2000 г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 4 сентября 2003 г. "О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера"

7. Закон Республики Татарстан «О защите населения и территорий от ЧС» № 62-ЗРТ от 08.12.2004 г. (в редакции № 58-ЗРТ от 20.07.2006 г.).

8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 693 от 31 декабря 2003 г. "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан"

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Структура занятия, наименование вопросов Время мин
  Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения возможных негативных и опасных факторов социально – бытового характера продиктована с изменением условий жизнедеятельности человека.  
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».  
  Проверка подготовленности студентов к занятиюметодом опроса учебных вопросов:  
3.1 Возможные негативные и опасные факторы бытового характера. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.  
3.2 Действия при дорожно-транспортных происшествиях. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.  
3.3 Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными.    
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.  
  ВСЕГО  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Введение

В современных условиях глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу безопасности и обеспеченному будущему людей.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при котором индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.

Зоны повышенной опасности в общественных местах

 

Места скопления людей, где преступникам легко совершить преступление и легко скрыться, называются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, парки, кинотеатры, театры, места различных гуляний и т. д. На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев в любую электричку. Вокзалы своим многолюдием привлекают, в основном, воров и мошенников, "бомжей", т. к. среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которые легко "клюют на удочку".

Находясь на вокзале, следует соблюдать некоторые правила:

1. Не оставлять свои вещи без присмотра.

2. Не доверять присматривать за своими вещами незнаковым людям.

3. Лучше всего сдать вещи в камеру хранения: если в автоматическую, то нужно быть осторожным и внимательным при наборе шифров, при их записи.

4. Не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды.

5. Не проникаться доверием к незнакомым.

9. Чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, "наперстки", принимать участие в тиражах и розыгрышах.

Городской рынок также является зоной повышенной опасности. Это возможно место скопление воров, грабителей, мошенников. Здесь также легко скрыться преступнику, затерявшись в толпе.

Правила действий при пожаре

Пожар -это огонь, вышедший из-под контроля и приводящий к повреждению или уничтожению материальных ценностей, увечью или гибели людей.

Причиной возникновения пожара часто становятся элементарная невнимательность и небрежность, например, забытый утюг, оставленный под напряжением, или курение в запрещенных местах. Пожар могут вызвать брошенные окурки, дефекты электробытовых приборов, неосторожное обращение с огнем, молнии, дефекты электрических установок или нагревательных приборов, самовозгорание, большое число электроприборов, работающих от одной розетки и т. д. При пожаре надо опасаться высокой температуры, задымленности и загазованности, обрушения конструкций зданий, взрывов, падения подгоревших деревьев. Опасно входить в зону задымления, если видимость менее 10 м.

 

Как действовать при пожаре

Помните, что на пожар нужно реагировать быстро и не поддаваться панике.

При возгорании в квартире:

· залейте очаг пожара водой или накройте одеялом (ковром);

· передвигайтесь в задымленном помещении ползком или пригнувшись, закрыв нос и рот мокрой тряпкой;

· горящие электробытовые приборы тушите, только выключив из сети;

· в случае возгорания жира на сковороде накройте ее большой тарелкой, но не тряпкой.

Если огонь нельзя ликвидировать в кратчайшее время, выключите электричество, перекройте газ, срочно вызовите пожарных, уведите из опасной зоны детей, престарелых, и только потом начинайте тушить огонь своими силами.

Ни в коем случае не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхивает сильнее.

При возгорании одежды на человеке немедленно повалите горящего, облейте его водой или накройте ковриком, курткой или пальто.

При пожаре в здании не пытайтесь использовать для эвакуации лифт, который может остановиться в любой момент. При невозможности самостоятельной эвакуации обозначьте свое местоположение, свесив из окна белую простыню. Если к спасению один путь - окно, бросьте вниз матрасы, подушки, ковры, сократите высоту прыжка, используя привязанные к батареям шторы (простыни).

 

На водных объектах

Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет меньше людей, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем - это всегда риск. Можно сказаться в воде, не умея плавать; можно заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания Вас может подхватить сильное течение, или можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, Вы сможете избежать этих непредвиденных ситуаций.

Меры по предупреждению экстремальных ситуаций на воде:

· Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах и не заплывайте за буйки.

· Не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам.

· Не уплывайте на надувных матрасах или камерах далеко от берега.

· Не купайтесь в нетрезвом виде и в шторм.

· Обязательно научите плавать Вашего ребенка.

· По возможности не ходите по льду водоемов в одиночку. Если Вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

- лед может быть непрочным около стока вод (например, с фермы или фабрики);

- лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, где бьют ключи или в реку впадает ручей;

- около берега лед может неплотно соединяться с берегом;

Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.

В походе и на природе

И панических настроений

Одним из наиболее опасных психологических состояний толпы, требующих определенных организационных мероприятий, предотвращающих их развитие, является паника.

Паника - это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку.

Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами "очевидцев".

К возникновению паники и страха может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.

Чтобы предупредить панику, надо с самого начала ЧС рассказать людям всю правду о том, что случалось. Информация должна периодически повторяться, наращиваться.

Когда создается паника, люди в полном смятении, не сумев оценить опасность и принять меры, начинают вслепую бороться за самосохранение. Это одно из самых опасных психических явлений в обществе и когда нельзя избежать его, становится невозможным контролировать ситуацию.

В состоянии паники люди утрачивают все те моральные нормы, которым обычно следуют в обществе. При деструктивной реакции растрачивается энергия, теряется ясность мысли и в конце наступает отчаяние с таким стремлением к самовыживанию, при котором не остается места для проявлений солидарности и помощи.

Паника может не только внести беспорядок в любые меры помощи и свести на нет уже достигнутые результаты, но и значительно увеличить существующую опасность. Если паникой охвачен только один человек, надо стараться, чтобы это состояние не передалось другим. Вмешательство должно быть немедленным и энергичным. Если это возможно, надо изолировать человека, успокоить его, помещать его крикам, побрызгав на него холодной водой или дав ему пощечину.

Способ приостановления паники у группы лиц не прост, т. к. это состояние души не может быть предметом предварительных исследований. Только люди с большим влиянием или способностью к лидерству могут попытаться предотвратить такую реакцию. Меры для этого должны быть самыми энергичными: решительный запрет, применение силы, изоляция и иммобилизация тех, кто потерял контроль над собой и в очень редких случаях объяснение (даже прибегая ко лжи), что в действительности опасности нет.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Для того, чтобы избежать трагедии при обращении с бытовыми электроприборами, соблюдайте основные меры безопасности:

· когда моете холодильник, другие бытовые электроприборы, меняете лампочку или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире;

· розетки располагайте как можно дальше от раковины, ванной. Не держите включенным бытовые электроприборы во время купания в ванной комнате, т.к. подключенные к сети приборы при падении в воду вызывают тяжелые последствия;

· никогда не пользуйтесь феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголенные токопроводящие концы и детали;

· не вынимайте вилку из розетки, потянув за шнур (он может оборваться, оголив проводники, находящиеся под напряжением);

· не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;

· не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте стоя на полу босиком;

· не оставляйте включенный утюг без присмотра и не накручивайте шнур вокруг горячего утюга, это может повредить изоляцию провода;

· прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытащите вилку из розетки;

· не включайте больше одной вилки в розетку: несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар;

· после того как закончили пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем сворачивайте его;

· обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать, не делайте временных соединений проводов, предоставьте выполнение всех работ квалифицированным специалистам;

· не перекручивайте и не завязывайте в узел провода, не защемляйте их дверьми (оконными форточками) и не закладывайте провода за газовые (водопроводные) трубы, батареи отопления.

УКУСЫ ЯДОВИТЫХ ЗМЕЙ

Змеиные яды - сложный комплекс биологически активных ферментов, содержащих ряд веществ с крайне сильно выраженностью токсичности, вызывающих нарушение передачи нервных импульсов в нервно-мышечных синапсах и тем самым обуславливающих вялый паралич скелетной и дыхательной мускулатуры.

Смерть пораженных змеиным ядом наступает в результате остановки дыхания. В этих ядах присутствует холинэстеразный фермент, усугубляющий развитие паралича, а также ферменты, вызывающие геморрагические отеки, обусловленные как повышением сосудистой проницаемости, так и нарушениями в свертывающей системе крова.

Высвобождение из тканей организма пораженного под воздействием змеиного яда биологически активных веществ (гистамина, брадикинина, эндорфинов и др.) приводит к падению артериального давления, увеличению сосудистой проницаемости, нарушению трофики тканей и др. повреждающих воздействий на жизненно-важные функции организма (сердечно-сосудистую и эндокринную системы, кровь и органы кроветворения, печень и почки).

Первая помощь при укусе змеи:

· уложите пострадавшего в тень так, чтобы голова была ниже уровня тела, с целью улучшения мозгового кровообращения;

· незамедлительно приступите к отсасыванию яда из ранки укуса. Энергичное раннее отсасывание в течение 5-7 мин. дает возможность удалить до 40 % яда, однако через 15-30 мин. удается удалить только 10 % яда. При укусе в руку отсасывание может проводить сам пострадавший. При наличии ранки во рту или кариозных зубов отсасывание ртом невозможно;

· придайте неподвижность пораженной конечности (наложением шины и др.) для уменьшения поступления яда в лимфатическую систему;

· при необходимости произведите искусственное дыхание; обеспечьте покой пострадавшему;

· дайте обильное питье (крепкий чай, кофе) для нормализации водно-солевого баланса;

· обработайте место укуса антисептиками и наложите тугую стерильную повязку;

· как можно быстрее доставьте пострадавшего в лечебное учреждение;

· категорически противопоказано наложение жгута! Нежелательны разрезы в области укуса, так как они приводят к образованию долго незаживающих язв и способствуют попаданию вторичной инфекции.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

Тема №7 Негативные и опасных факторы социально - бытового характера, их виды, причины и последствия.

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой

анестезиологии и реаниматологии,

медицины катастроф

А.Ж.БАЯЛИЕВА

«__»_____________2012 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Тема №7. Негативные и опасных факторы социально - бытового характера, их виды, причины и последствия.

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения возникновения возможных негативных и опасных факторов социально – бытового характера. Дать понятия об основных принципах эвакуации. Изучить правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей.

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях социально-бытового характера. Сформировать знания о правилах обращения с бытовыми приборами и электроинструментами. Сформировать умение организовать работу по предотвращению паники и панических настроений.

ВРЕМЯ - 2 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.08 с.)