Принципы функционирования и развития сетевой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы функционирования и развития сетевой экономики



Введение.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.
Одно из названий этой новой среды - "сетевая экономика" (networked economy), часто упоминаемое в сочетании со словом "глобальная".

Сетевая экономика-среда, в которой компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, передачи ноу-хау или других целей. Сетевая экономика сегодня - не просто некоторая обобщенная модель функционирования экономических субъектов, но и реальная среда жизнедеятельности, постепенно вытесняющая менее эффективные индустриальную и иерархическую структуры. Базисные условия ее формирования уже сложились. Помимо экономической сферы человеческой деятельности электронная среда становится местом социально- культурного взаимодействия, т.е она становится способом существования, а не только удобным инструментом ведения бизнеса. Сетевая среда не только изменяет уже существующие экономические и социальные институты, но и создает новые, которые интерпретируются как системы соглашений между большей частью участников среды, определяющие общие правила для наиболее типичных видов и взаимодействий людей в обществе.

Сетевая экономика может существовать только в информационно-коммуникационной среде, которая уже создана глобальной сетью Интернет. Сетевая экономика вовлекает в процессы взаимодействия не только старых, привычных участников (индивидов, фирмы, властные органы и т. д), но и новых (программных агентов, роботов), которые являются реальными экономическими единицами, способными адекватно реагировать на изменения среды и существовать независимо от других экономических агентов.

 

Основные понятия и категории сетевой экономики

Характеристика продукции сетевой экономики

В краткий перечень потребностей общества в информационных услугах входят:

  • Долговременное хранение информации
  • Сбор, хранение и предоставление информации для различных видов деятельности
  • Научная и специальная профессиональная информация
  • Управленческая информация для обоснования и принятий решений
  • Коммерческая информация
  • Массовая информация
  • Передача информации
  • Обработка информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности: в органах государственной статистики, в научно-исследовательских и военных организациях, министерствах и ведомствах, на предприятиях и другое.

Продукт - объект, имеющий вещественную форму и способный удовлетворять те или иные потребности.

 


Классификации продукции в сетевой экономике:

Так как информационный продукт составляет значительную долю продукции сетевой экономики, следует рассмотреть его.

Информационный продукт - информация, собранная, переработанная, представленная в виде, удобном для пользователя, и предлагаемая на информационном рынке в качестве товара.

Информационные продукты представляют собой результаты расчетов (расчет зарплаты, плановые расчеты и т.п.), различные документы, справочные данные (справочники), каталоги, реферативные сборники и др. Вся эта продукция может иметь форму печатных документов, машинную форму и т.д.

Предоставление информации связано обычно с оказанием пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Такового рода услуги называют информационными услугами.

Под услугой понимается такой вид деятель­ности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, но добавляет к его первоначальной стоимости опре­деленную величину, которую конечный потребитель, заинтере­сованный в услуге, согласен оплачивать.

Информационные услуги могут выступать в овеществленной (документ, технический носитель) и неовеществленной форме. В неовеществленной форме информационные услуги характеризуются тем, что процессы их производства и потребления совпадают во времени. Эти услуги в большинстве случаев имеют индивидуализированный характер, не могут накапливаться и не подлежат хранению, имеют конкретную адресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем, ориентированы на локальные сети. В то же время существенная часть информационных услуг представляется в овеществленной форме.

Предоставление информационных продуктов и услуг потре­бителям часто называют информационным или информацион­но-вычислительным обслуживанием.

Заключение

Сеть как глобальное социально-экономическое понятие играет большую роль в теоретическом осмыслении происходящих изменений и в практической их реализации. Формируются такие понятия, как сетевая экономика, сетевое благо. Происходит становление рынков сетевых благ, отличающихся от обычных рынков.

Влияние новых технологий проявляется как на микроуровне(активное использование сетевых подходов в деятельности фирмы), так и на макроуровне(идея электронного правительства). Мощным экономическим явлением стали различные формы электронного обмена: электронная коммерция оказывает воздействие на отдельные показатели экономической конъюнктуры, на деловую активность, ведет к формированию принципиально новых явлений: возникают внешние сетевые эффекты, формируются рынки нового типа, происходит профессиональная переориентация на рынке труда.

Есть оценки, что в результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивность четырех основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие 10 лет почти 90% бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

В России онлайновые сделки пока что не получили широкого распространения, однако есть ряд факторов, которые в состоянии положительно повлиять на развитие электронной коммерции, а значит, коммерческие Интернет- услуги имеют в России существенный потенциал.

Список используемой литературы:

  1. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие/В. Н. Бугорский. - М.: Финансы и статистика,2007.-256с.:ил.

2. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2006. — 400 с.

3. Коротков С.В. Комплексная безопасность и сетевая экономика. М., 2007. – 48с.

  1. Сервисная деятельность: Учебное пособие/С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В.Орлов, И. П. Павлова. Под общ.ред.В.К.Романович.-3-е издание.-Спб.:Питер,2006.-156с
  2. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник /И.А.Стрелец.-М.:Эксмо,2006-207с.
  3. Яницкая Т.С.Учебное пособие по дисциплине «Сетевая экономика».-Тольятти: Изд-во ПВГУС,2008.-127 с
  4. http://www.portal-student.ru/shporasetecon1-1.php
  5. http://www.infeconomy.ru/theory/262-2010-05-04-11-06-54.html
  6. http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2005/number_2/number_2_2/number_2_2266
  7. http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978591180183&at=exc&n=0

Введение.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.
Одно из названий этой новой среды - "сетевая экономика" (networked economy), часто упоминаемое в сочетании со словом "глобальная".

Сетевая экономика-среда, в которой компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, передачи ноу-хау или других целей. Сетевая экономика сегодня - не просто некоторая обобщенная модель функционирования экономических субъектов, но и реальная среда жизнедеятельности, постепенно вытесняющая менее эффективные индустриальную и иерархическую структуры. Базисные условия ее формирования уже сложились. Помимо экономической сферы человеческой деятельности электронная среда становится местом социально- культурного взаимодействия, т.е она становится способом существования, а не только удобным инструментом ведения бизнеса. Сетевая среда не только изменяет уже существующие экономические и социальные институты, но и создает новые, которые интерпретируются как системы соглашений между большей частью участников среды, определяющие общие правила для наиболее типичных видов и взаимодействий людей в обществе.

Сетевая экономика может существовать только в информационно-коммуникационной среде, которая уже создана глобальной сетью Интернет. Сетевая экономика вовлекает в процессы взаимодействия не только старых, привычных участников (индивидов, фирмы, властные органы и т. д), но и новых (программных агентов, роботов), которые являются реальными экономическими единицами, способными адекватно реагировать на изменения среды и существовать независимо от других экономических агентов.

 

Основные понятия и категории сетевой экономики

Принципы функционирования и развития сетевой экономики

Появление Интернет-технологий, позволяющих выстраивать деловые отношения в среде Интернет, дает возможность гово­рить о возникновении нового образа экономики, которая может быть названа «сетевой» или «Интернет-экономикой». Иногда для ее обозначения используется термин «виртуальная экономика».

Целью предпринимательской деятельности является прибыль, получение которой предполагает создание и реализацию опре­деленной стоимости, востребуемой в обществе.

Информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной эконо­мики и приводит к росту информационной составляющей зат­рат на производство продукции. Увеличение информационной составляющей в стоимости товара неизбежно вовлекает потре­бителя в процесс производства стоимости. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом в системе производителя и может рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта. Потребитель, вовлеченный в процесс функционирования подсистемы производителей, получает эту долю в виде скидок, бонусов, подарков и т.д. Это способ производителя поделиться прибылью с потребителем.

Понятие сетевой экономики возникло в условиях использо­вания различных информационных сетей. Можно классифицировать информационные сети по уровню интеграции следующим образом:

• корпоративные сети (интранет);

• сети делового партнерства (экстранет);

• глобальные сети (например, Интернет).

Сетевая экономика определяется по формуле:

Сетевая экономика =традиционная экономика +информационные ресурсы и технологии.

Сети должны обеспечить:

• доступность требуемой информации в любое время;

• возможность анализировать и оценивать полученную ин­формацию;

• появление нужного покупателя.

Тенденции развития сетевой экономики:

• индивидуальный подход к квалифицированному покупа­телю;

• появление глобальной конкуренции, при которой не име­ют значения место производства, известность марки, устояв­шиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

• наличие информационных посредников;

• снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и в конечном счете цены товара;

• изменение структуры существующих предприятий и ком­паний;

• автоматизация бизнес-процессов.

Сетевая экономика -среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут с помощью Интернет - технологий контактировать легко и с минимальными затра­тами с любой другой компанией или индивидом по поводу со­вместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия. В настоящее время к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся электронная коммерция, банкинг и др.

Принципы функционирования и развития сетевой экономики

Принцип экспоненциального развития сетевой экономики. Этот принцип находится в полном соответствии с экспоненциаль­ным ростом числа провайдеров различного уровня и числа пользователей в сетях Интернет и интранет.

Принцип возрастающего эффекта. Благодаря возросшему объему сети в нее вовлекается все большее количество бизнес­менов и коммерсантов. В результате увеличивается объем про­изводства и продаж товаров (услуг), что приводит к росту объе­ма получаемой прибыли участниками бизнес-процессов. В традиционной экономике увеличение поставляемого на рынок товара осуществляется по линейному закону, а в сетевой эко­номике — по экспоненциальному. В традиционной экономике от снижения себестоимости продукции выигрывает (за счет по­лучения дополнительной прибыли) ограниченное количество компаний, а в сетевой экономике экономическую выгоду полу­чают все участники, которые делят между собой образовавшую­ся прибыль. Вполне понятно, что не все получают одинаковую долю прибыли. Значительная ее часть может инвестироваться в развитие сетевых технологий.

Принцип полноты. Чем больше подобных однотипных товаров в сетевой экономике, тем более ценными они становятся.

Принцип обратного ценообразования. Парадоксально, но цены на лучшие товары и услуги в сети имеют явную тенденцию к постоянному снижению.

Принцип бесплатности. С учетом принципов полноты и обратного ценообразования, возникает вывод о том, что самые ценные товары и услуги в сети должны предоставляться покупателям бесплатно.

Принцип переоценки ценностей. Он состоит в постепенном, однако не полном замещении материальных ценностей систе­мой знаний и информационными ценностями. Доля стоимости информационной составляющей в стоимости современных то­варов постоянно растет.

Принцип глобализации. Сетевая экономика может быть пред­ставлена совокупностью связанных между собой рынков в ми­ровом масштабе. Географическое расположение сетевых ком­паний не имеет принципиального значения. Любой бизнес в сетевой экономике распространяется практически мгновенно по всем странам мира. Глобализация в сетях телекоммуника­ций связана с определенными изменениями национальных ин­тересов производителей, работающих в сетевой экономике.

Принцип анархии. Анархия — это определенная «форма по­рядка», основной способ существования сетевой экономики. В ней нет центрального планового органа, который бы координи­ровал и направлял деятельность участников сети. Сетевая эко­номика слабо поддается регулированию.

Принцип хаоса. Жизнеспособность компаний в сетевой экономике обеспечивается посредством периодически наступающего неравновесного состояния (хаоса), при котором происходит уничтожение неконкурентоспособного бизнеса новым более эффективным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.02 с.)