Тема 12. Сущность феномена лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Сущность феномена лидерства



И его связь с организационным поведением

(практическое занятие) (2часа)

Цель: закрепить знания о лидерстве в организации и его роли в поведении трудового коллектива и продолжить формирование лидерских компетенций.

 

План

1. Тестирование коммуникативных и организаторских способностей студентов (Методика КОС) [13].

2. Упражнение «Учителя и ученики».

3. Упражнение-тест «Стили поведения руководителя»[15, с. 110-116].

4. Решение кейсов «Отсутствующий ингредиент» и «Он действительно хорошо выглядел»»[10, с. 417-419].

5. Рекомендации по совершенствованию коммуникативных и организаторских качеств, необходимых менеджеру для управления поведением личностей, групп и организаций.

Литература: [1-5,7,9,10-12,13,15,18].

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72, ПК-78.

Тема 13. Классические и современные подходы

К объяснению природы лидерства

(семинарское занятие) (4 часа)

Цель: углубить и закрепить знания о содержании теории, объясняющих феномен лидерства в организации.

 

План

1. Эволюция теорий лидерства.

2. Личностный подход к изучению лидерства.

3. Поведенческие теории лидерства.

4. Ситуационные теории лидерства (Ф. Фидлера, П. Херси и К. Бланшарда, «путь-цель» Р. Хауза и М Эванса, Дж. Стинсона - Т. Джонсона, принятия решений В. Врума – П. Йеттона – Дж. Яго).

5. Новые концепции лидерства: атрибутивная, харизматическая, преобразующая (лидерство для изменеий), социального научения.

6. Теории заменителей лидерства.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Каково содержание классических направлений исследования лидерства?

2. Перечислите качества, которыми должен обладать современный менеджер.

3. Укажите основные положения поведенческих теорий лидерства.

4. Раскройте признаки классических стилей лидерства.

5. Чем поведенческие теории лидерства отличаются от теорий черт?

5. Каковы три важнейшие ситуационные переменные, определенные Ф. Фидлером?

6. В чем суть теории «путь-цель» В чем заключается роль лидера согласно этой концепции?

7. Раскройте детерминанты и содержание стилей согласно теории П. Херси и К. Бланшарда.

8. Используя какие стили, лидер может принимать решения?

9. Каковы признаки поведения лидера, определяемого сочетанием таких факторов, как структурированность работы и возможности последователей (теория Дж. Стинсона и Т. Джонсона)?

10. Раскройте содержание современных концепций лидерства.

11. Укажите достоинства и недостатки харизматической теории лидерства.

 

Дискуссия на тему: Какой теории должен придерживаться эффективный лидер?

Темы докладов и сообщений:

1. Атрибутивная теория лидерства и возможности её применения в организационном поведении.

2. Преобразующие лидеры и их роль в современной организации.

3. Теория социального научения и её использование в объяснении феномена лидерства.

4. Теория заменителей лидерства.

 

Литература: [1-5,6,7,9,10-12,18].

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72, ПК-78.

Тема 14. Система организационного поведения и

подходы к управлению ею (семинарское занятие) (2 часа)

Цель: углубить и закрепить знания о содержании системы организационного поведения и взаимодействии её элементов.

План

1. Организация как социальная система: понятие и структура.

2. Понятие о системе организационного поведения. Элементы системы: философия, миссия, цели, задачи, организационная культура, технологии, организационная структура, группы, коммуникации, власть и лидерство, поведенческий маркетинг и их взаимосвязи.

3. Бюрократическая модель организации. Достоинства и недостатки классической модели структуры, определяющие возможности развития личности, группы и организации в целом.

4. Адаптивные структуры: проектная и матричная и особенности организационного поведения в них.

5. Новейшие типы организационных структур (сетевая, виртуальная и горизонтальная) и особенности организационного поведения в них.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие элементы составляют организацию как социальную систему?

2. Из каких элементов состоит система организационного поведения? Каковы взаимосвязи между ними?

3. Охарактеризуйте каждый элемент организационного поведения.

4. Какое влияние на организационное поведение оказывает тип организационной структуры?

5. В чем отличие требований, предъявляемых к поведению в бюрократических и адаптивных организационных структурах?

6. Выделите особенности поведения, определяемые новейшими типами организационных структур.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Организационная культура как один из ключевых элементов системы организационного поведения.

2. Этический кодекс предприятия и его роль в организации поведения персонала.

3. Поведенческий маркетинг и его виды.

4. Имидж предприятия и его влияние на поведение персонала.

 

Литература: [1-5,7,9,10-12,18].

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72, ПК-78.

 

Тема 15. Управление нововведениями в организации

(практическое занятие) (2 часа)

Цель: закрепить знания о причинах сопротивления персонала нововведениям, способах его преодоления и продолжить развитие способностей участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) и преодолевать локальное сопротивление изменениям.

 

План

1. Упражнение «Изменения и сопротивление их проведению» [15, с.163-164].

2. Упражнение-ситуация «Омрон Татеиси» [15, с.164-165].

3. Решение кейса «Проведение изменений в ОАО «Хлебопродукт»» [15, с.162-163].

 

Дискуссия на тему: Потенциальные достоинства и недостатки сопротивления персонала нововведениям в организации

 

Литература: [1-5,7,9,10-12,15,18].

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72, ПК-78.

 

Тема 16. Управление поведением в мультикультурных

организациях (семинарское занятие) (2часа)

Цель: закрепить и углубить знания об особенностях управления поведением в мультикультурных организациях.

 

План

1. Понятие культурной адаптации. Препятствия на пути управления мультинациональной рабочей силой и пути их преодоления.

2. Транскультурные менеджеры и их значение в управлении организационным поведением транснациональных компаний.

3. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем вы видите влияние процесса глобализации мировой экономики на организационное поведение?

2. Определите понятие «мультикультурная организация» и выделите особенности организационного поведения в ней.

3. Перечислите проблемы, связанные с управлением мультинациональной рабочей силой, и укажите способы их решения.

4. Какую подготовку должен пройти менеджер, чтобы эффективно управлять мультикультурными организациями?

5. Что такое культурный шок и культурная адаптация менеджера?

6. На примере одной из стран мира раскройте национальную специфику её организационного поведения.

7. Назовите направления анализа и оценки организационного поведения в системе международного бизнеса

8. Решение кейса «Организация поведения на вьетнамской фабрике «Фост» в Подмосковье» [15, с.197-203].

9. Выполнение теста проверки знаний [15, с.216-217].

Темы докладов и сообщений:

1. Влияние национального менталитета на организационное поведение.

2. Монокультурные организации и их поведение.

3. Поликультурные организации и особенности их организационного поведения.

4. Типология организационных культур по Г. Хофштеде - К. Боллинже и особенности поведения в разных типах культур.

Литература: [1-5,7-12,15,18].

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

3. 100 - БАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПРИ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

 

Таблица

Карта текущего контроля

 

Формы текущего контроля Баллы Максимум за семестр
     
Лекционные занятия (посещение) 0,3 за одну лекцию 10,8
Практические занятия (посещение) 0,2 за одно занятие 7,2
Ответы на вопросы и задания 0-3  
Выполнение практических заданий 0-5  
Участие в дискуссии 0-3  
Участие в деловой игре 0-3  
Подготовка и выступление с докладом 0-3  
Ответы на вопросы теста 1 вопрос –0,3 балла 6,6
Итого текущая (рубежная) аттестация    
Бонусные баллы -  
Промежуточная аттестация -  
Всего -  

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Содержание и использование процесса научения в управлении поведением персонала организации.
  2. Новые подходы к мотивированию поведения персонала организации и их практическая реализация.
  3. Развитие личности в организации: направления и влияние на эффективность организационной деятельности.
  4. Групповая динамика и её влияние на развитие организации.
  5. Неформальные структуры и их воздействие на поведение организации.
  6. Мотивационные процессы и их влияние на результативность деятельности организации.
  7. Необходимость создания команд в процессе управления организацией, достоинства и недостатки в их деятельности.
  8. Сравнительная характеристика основных теорий власти и их применение в организационном поведении.
  9. Сравнительная характеристика поведенческих теорий лидерства и их применение в организационном поведении.
  10. Сравнительная характеристика ситуационных теорий лидерства и их применение в организационном поведении.
  11. Новые подходы к лидерству и их применение в менеджменте организации.
  12. Неконструктивные конфликты и их дисфункциональные последствия для поведения индивидуума и организации.
  13. Последствия конструктивных конфликтов и их влияние на индивидуальное и организационное поведение.
  14. Значение различных способов предупреждения и разрешения конфликтов для поведения личности, группы и организации.
  15. Социально-психологический климат как одна из основ поведения организации.
  16. Влияние инноваций на организационное поведение.
  17. Теория стресса и её использование в организационном поведении.
  18. Психогигиена стресса в организации как основа стабильности её поведения.
  19. Японская модель организационного поведения и возможности её реализации в России.
  20. Сравнительный анализ моделей поведения в европейских и американских организациях и возможности их реализации в России.
  21. Этический кодекс организации и его роль в управлении поведением персонала.
  22. Поведенческая адаптация личности в организации.
  23. Организационная культура и её влияние на поведение организации.
  24. Психологический портрет современного менеджера и его влияние на эффективность поведения персонала и организации.
  25. Коммуникации в организации и их роль в стабилизации организационного поведения.
  26. Теория трансактного анализа и её практическое использование при управлении поведением персонала в организации.
  27. Основы успешности вертикальных коммуникаций в организациях.
  28. Индивидуальный подход менеджера к организации поведения сотрудников как основа эффективного управления.
  29. Проблемы, возникающие в отношениях между организациями и индивидами, и возможности их разрешения в практической деятельности.
  30. Деструктивное поведение в организации и пути его преодоления.
  31. Инициативная тема.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Глумаков В. Н. Организационное поведение: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Вуз. учеб., 2009. 352 с.

2. Литвинюк А. А. Организационное поведение: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 506 с.

3. Организационное поведение: учеб. для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

4. Резник С. Д. Организационное поведение: учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009.430 с. - (Высшее образование).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.02 с.)