Модели социального управления: субординация, реординация, координация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели социального управления: субординация, реординация, координация.



Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.

Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства.

Отношения субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.

Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.

Координация -- это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации - это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация - упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

41. Особенности кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления. Под кадровой политикой принято понимать систему правил, согласно которым осуществляется кадровый процесс, т.е. совокупность мер, направленных на достижение организационных целей в сфере управления персоналом.

Основная цель кадровой политики государства – формирование высокопрофессионального, стабильного, сбалансированного государственного аппарата. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

1. разработка и внедрение системы поиска и отбора в государственный аппарат наиболее квалифицированных специалистов

2. постоянное профессиональное развитие государственных служащих через механизмы повышения квалификации, обучения, аттестации, квалификационных экзаменов и тд.

3. формирование надежного кадрового резерва на ответственные должности как из внутренних, так и из внешних источников

4. создание системы правовой и социальной защиты государственных служащих

5. организационно-управленческое обеспечение деятельности государственного аппарата.

К основным принципам кадровой политики относятся принципы: демократизма, плановости, комплексной оценки, профессионализма и компетентности, конкретности, компенсации, гласности и открытости, социальной и правовой защищенности, учета национальной, демографической и социальной структуры населения.

ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» выделяются следующие направления кадровой политики государства:

- профессиональная подготовка государственных служащих, их переподготовка

- повышение квалификации

- стажировка в соответствие с программой профессионального развития государственных служащих

- содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе

- ротация государственных служащих

- формирование кадрового резерва на конкурсной основе

- аттестация государственных служащих.

Местное самоуправление предполагает такое кадровое обеспечение, такую кадровую политику, которая способствовала бы, с одной стороны, обеспечению свободы волеизъявления, широкого самоуправления и национальной самобытности граждан, привлечению их к участию в управлении во всех сферах деятельности, а с другой стороны, обеспечивала бы безопасность граждан и твердый общественный порядок на основе соблюдения законодательства, сочетала бы развитие муниципального производства и охрану экосистемы.

Приоритетными направлениями кадровой политики в системе органов местного самоуправления являются:

- формирование эффективной и оптимальной структуры ОМС, адекватной задачам и функциям государства

- повышение эффективности деятельности органов муниципальной власти и управления за счет роста профессионализма муниципальных служащих

- повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих

- совершенствование системы профессионального развития кадров ОМС

- создание эффективных механизмов востребованности кадров в муниципальных органах власти и управления

Реализация указанных приоритетных направлений предполагает решения ряда основных задач:

- управление развитием профессиональных качеств кадров муниципальной службы

- повышение эффективности кадровых технологий, применяемых в системе муниципальной службы с учетом российского и зарубежного опыта

- совершенствование системы оценки деятельности кадров ОМС

- создание системы социальных гарантий и компенсаций для муниципальных служащих, деятельность которых связана с риском, высокой напряженностью, отличается сложностью и повышенной ответственностью при выполнении и обеспечении задач и функций государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.014 с.)